Судья Сергеева М.Н № 2а-634/2020 25 ноября 2020 года
Докладчик Лобанова Н.В. № 33а-6390/2020 город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Пономарева Р.С.,
судей Калашниковой А.В., Лобановой Н.В.,
при секретаре Ткаченко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Плесецкое» на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 23 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Лыковой М.А. об оспаривании уведомления администрации муниципального образования «Плесецкое» от 21 мая 2020 года № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия
установила:
Лыкова М.А. обратилась в суд с административным иском об оспаривании уведомления администрации муниципального образования «Плесецкое» от 21 мая 2020 года № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного иска указала, что 13 мая 2020 года обратилась в администрацию муниципального образования «Плесецкое» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. 21 мая 2020 года административный ответчик уведомил ее о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам. Основанием для принятия оспариваемого решения послужило нарушение противопожарных расстояний от объекта индивидуального жилищного строительства до расположенных на соседнем участке хозяйственных построек, несоответствие расстояния от красной линии до объекта индивидуального жилищного строительства установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Плесецкое» Плесецкого муниципального района Архангельской области, утвержденными решением совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от 28 апреля 2016 года № 310, требованиям. Полагая данное уведомление незаконным, нарушающим ее права, обратилась в суд с рассматриваемым административным иском.
В судебном заседании административный истец Лыкова М.А. на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным основаниям.
Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика администрации муниципального образования «Плесецкое», заинтересованного лица Жулай Л.А., извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 23 июля 2020 года административный иск Лыковой М.А. удовлетворен: признано незаконным уведомление администрации муниципального образования «Плесецкое» от 21 мая 2020 года № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам; на администрацию муниципального образования «Плесецкое» возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу выдать Лыковой М.А. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.
С этим судебным постановлением не согласилась административный ответчик администрация муниципального образования «Плесецкое». В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом первой инстанции требований Свода правил «СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы административный истец Лыкова М.А. просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных относительно нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства содержащее указанные в данной норме сведения.
Пункт 2 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направляют застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику в случаях, указанных в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Как следует из представленных материалов, Лыкова М.А. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
13 мая 2020 года Лыкова М.А. направила в адрес администрации муниципального образования «Плесецкое» уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
По результатам рассмотрения этого уведомления администрация муниципального образования «Плесецкое» направила в адрес административного истца уведомление от 21 мая 2020 года № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.
Полагая данное уведомление незаконным, административный истец оспорила его в судебном порядке в установленный законом срок.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оспариваемое уведомление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, так как они мотивированы, основаны на обстоятельствах дела, установленных на основании исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана надлежащая оценка, и соответствуют требованиям градостроительного законодательства.
При этом суд первой инстанции правомерно указал на то, что предусмотренные статьей 43 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Плесецкое» Плесецкого муниципального района Архангельской области, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от 28 апреля 2016 года № 310, минимальные отступы от красной линии до линии регулирования застройки жилого дома (5 метров) заявителем соблюдены.
Также суд первой инстанции указал на соблюдение заявителем при размещении планируемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке требований пункта 4.13 Свода правил СП 4.13130.2013. «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288.
В соответствии с приведенной нормой противопожарные расстояния от хозяйственных построек на одном земельном участке до домов на соседних земельных участках, а также между домами соседних участков следует принимать в соответствии с таблицей 1 пункта 4.13 Свода правил 4.13130.2013 и с учетом требований подраздела 5.3 Свода правил 4.13130.2013 при организованной малоэтажной застройке.
Из представленных суду материалов не следует, что при рассмотрении органом местного самоуправления уведомления от 13 мая 2020 года устанавливалось, постройки какой степени огнестойкости возведены на соседнем с арендуемым административным истцом земельном участке, а также каковы аналогичные характеристики планируемого к возведению административным истцом объекта индивидуального жилищного строительства в целях установления соблюдения заявителем требований к протяженности противопожарных разрывов. Это обстоятельство свидетельствует о том, что содержащийся в оспариваемом уведомлении вывод о том, что при расположении объекта индивидуального жилищного строительства в той части земельного участка, которая указана в уведомлении, нарушены требования к величине противопожарных разрывов, не основан на технических характеристиках зданий и требованиях градостроительного законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности административного иска.
Вместе с тем, исходя из изложенного, судебная коллегия полагает необходимым изменить обязанность, которую в силу пункта 2 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на административного ответчика в целях восстановления прав и законных интересов административного истца. Не вторгаясь в полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные частью 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на администрацию муниципального образования «Плесецкое» следует возложить обязанность повторно рассмотреть уведомление Лыковой М.А. от 13 мая 2020 года о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Плесецк, улица Лесная-2, участок № 2Б.
Срок рассмотрения данного уведомления следует установить в соответствии с требованиями части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации – семь рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Также судом первой инстанции в нарушение требований части 1 статьи 111, пункта 4 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не разрешен вопрос о возмещении администрацией муниципального образования «Плесецкое» понесенных административным истцом расходов на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
При таких обстоятельствах принятое по делу судебное постановление подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 23 июля 2020 года изменить в части и принять по делу новое решение, которым:
административное исковое заявление Лыковой М.А. об оспаривании уведомления администрации муниципального образования «Плесецкое» от 21 мая 2020 года № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным уведомление администрации муниципального образования «Плесецкое» от 21 мая 2020 года № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.
Обязать администрацию муниципального образования «Плесецкое» в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление Лыковой М.А. от 13 мая 2020 года о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.
Взыскать с администрации муниципального образования «Плесецкое» в пользу Лыковой М.А. расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Р.С. Пономарев
Судьи А.В. Калашникова
Н.В. Лобанова