УИД 12RS0002-01-2021-000345-96
Дело № 12-51/2021
Решение
г. Звенигово 01 июня 2021 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера Государственного Бюджетного Учреждения Республики Марий Эл «Звениговская центральная районная больница» (далее – ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ») Сагильдиной О.А. на постановление по делу об административном правонарушении №1225210340000954 от 16 февраля 2021 года,
установил:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Марий Эл Ржевкиной О.Ю. по делу об административном правонарушении №1225210340000954 от 16 февраля 2021 года главный бухгалтер ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» Сагильдина О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Сагильдина О.А. обратилась с жалобой в суд, в которой указала, что оно вынесено незаконно и необоснованно, просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что валютная операция, осуществленная учреждением, не отнесена действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения. Следовательно, валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме. Трудовым договором не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет работника в уполномоченном банке, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица – нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица – резидента. Выплата учреждением работнику – нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами соответствует действующему законодательству. Действия учреждения формально являются валютной операцией, но регулируются положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработную плату работнику. В действиях Сагильдиной О.А. как должностного лица отсутствует событие административного правонарушения. Считает, что выплата заработной платы ФИО2 наличными денежными средствами из кассы учреждения 16 октября 2019 года на сумму № рублей, 28 октября 2019 года на сумму № рублей, 13 ноября 2019 года на сумму № копеек, 26 ноября 2019 года на сумму № рублей, 10 декабря 2019 года на сумму № рублей 92 копейки, 25 декабря 2019 года на сумму № рублей, 09 января 2020 года на сумму № рублей 98 копеек, 29 января 2020 года на сумму № рублей, 11 февраля 2020 года на сумму № рублей 72 копейки, составляет объективную сторону состава одного административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, т.к. является длящимся. Также в жалобе указано, что в протоколе об административном правонарушении не приведено описание существа правонарушения, не указано в чем выразилось нарушение со стороны Сагильдиной О.А. и что Сагильдина О.А. не является надлежащим субъектом административного правонарушения. Если суд придет к выводу о законности и обоснованности обжалуемого постановления о назначении административного наказания, просит применить положения ст.2.9 КоАП РФ.
Подробное обоснование доводов заявителем приведено в письменной жалобе.
В судебном заседании Сагильдина О.А. и ее защитник Алешин Д.Г. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили ее удовлетворить.
Представитель УФНС России по Республике Марий Эл (правопреемник Межрайонной ИФНС №2 по Республике Марий Эл) Верёвочкин Н.В. с доводами жалобы не согласился, полагая, что обжалуемое постановление вынесено законно и обоснованно, отмене не подлежит. Верёвочкин Н.В. полагает, что заявитель неверно толкует нормы федерального закона № о валютном регулировании. ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ», являющееся резидентом, совершило операцию по выдаче в пользу физического лица - нерезидента ФИО2 валюты РФ в виде банкнот Банка России, т.е. совершило валютную операцию. Согласно ст.14 ФЗ №173 расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств. Возможность осуществления валютной операции резидентом, как выплата заработной платы физическому лицу – нерезиденту наличными денежными средствами минуя банковский счет в уполномоченных банках, валютным законодательством не предусмотрена. Привлечение к административной ответственности юридического лица не исключает возможность привлечения к административной ответственности должностного лица данной организации. При рассмотрении протокола об административном правонарушении должностное лицо не нашло оснований для применения положений ст.2.9, 4.1.1 КоАП РФ, поскольку данное правонарушение совершено в сфере валютного регулирования и валютного контроля, влечет за собой угрозу экономической безопасности государства. Уведомление о дате времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено в адрес ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» посредством программы электронного документооборота, оно было получено юридическим лицом, о чем в деле имеется отчет.
В судебном заседании свидетель ФИО2 пояснил, что на момент октября 2019 года на его имя в одном из банков в РФ был открыт банковский счет, который мог быть использован для перечисления на него заработной платы свидетеля.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.2 Закона N173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон №173-ФЗ), данный федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
К валютным операциям положения подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N173-ФЗ относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В ч.2 ст.14 Закона N173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен в ч.2 ст.14 Закона N173-ФЗ.
Возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Исходя из п.6 и 7 ч.1 ст.1 Закона N173-ФЗ иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.
Согласно сведениям Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Звениговскому району от 19 апреля 2021 года, ФИО2 въехал в Российскую Федерацию 28 августа 2019 года, был поставлен на миграционный учет как гражданин Таджикистана с 05 сентября 2019 года по 01 апреля 2021 года. Приобрел гражданство Российской Федерации 22 марта 2021 года.
ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» является резидентом.
В соответствии со ст.25 Закона N173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции действовавшей на день совершения правонарушения) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
На основании поручения начальника Межрайонной ИФНС №2 по Республике Марий Эл от 10 декабря 2020 года № проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства в отношении ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» за период с 01 октября 2019 года по 01 марта 2020 года, о чем был составлен акт № от 02 февраля 2021 года, вынесено предписание № от 03 февраля 2021 года об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в результате документарной проверки ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» (адрес: г. Звенигово, ул. Ростовщикова, д. 25) по выполнению резидентом обязанности по расчетам с нерезидентами при осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках за период с 01 октября 2019 года по 01 марта 2020 года установлено, что ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» в лице и.о. главного врача ФИО3 01 октября 2019 года заключило трудовой договор № с гражданином Таджикистана ФИО2 (иностранный паспорт №), действующим на основании патента от 22.09.2019 серия 12 №. Приказ о приеме на работу от 01.10.2019 №-л/п.
По расходному кассовому ордеру № от 15.01.2020 года ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» выплачена заработная плата ФИО2 за декабрь 2019 года в сумме № копеек.
В силу подпункта «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» участвует в валютных операциях в качестве резидента, а гражданин Таджикистана ФИО2 в силу подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ - в качестве нерезидента.
Таким образом, в ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» (резидент), 15 января 2020 года совершена операция по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию на сумму № копеек.
Выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту наличной валюты Российской Федерации в сумме № копеек является незаконной валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.
Согласно приказу главного врача ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» ФИО4 №-п от 03 июня 2019 года Сагильдина О.А. переведена на должность главного бухгалтера ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» с 03 июня 2019 года, в обязанности которой, согласно должностных обязанностей, входит обеспечение соблюдения финансовой и кассовой дисциплины.
Расходный кассовый ордер № от 15 января 2020 года, платежная ведомость № от 09 января 2020 года ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» по выплате заработной платы за декабрь 2019 года подписаны, в том числе главным бухгалтером Сагильдиной О.А.
Таким образом, главный бухгалтер ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» Сагильдина О.А. 09 января 2020 года по месту нахождения ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» (Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Ростовщикова, д. 25) совершила операцию по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершила валютную операцию на общую сумму №.
Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина Сагильдиной О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, установлена.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1 ст.26.2 КоАП РФ).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений, влекущих его недопустимость, не усматривается.
Установленные начальником Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Марий Эл обстоятельства совершенного Сагильдиной О.А. административного правонарушения полностью подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 03 февраля 2021 года; приказом главного врача ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» ФИО4 №-п от 03 июня 2019 года о переводе Сагильдиной О.А. на должность главного бухгалтера; объяснением Сагильдиной О.А. от 16 февраля 2021 года; требованием о предоставлении документов и информации от 04 декабря 2020 года; должностной инструкцией главного бухгалтера, утвержденной заместителем главного врача по организационно-методическим вопросам ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» 01 июня 2019 года; актом проверки соблюдения валютного законодательства № от 02 февраля 2021 года; предписанием № об устранении выявленных нарушений валютного законодательства от 03 февраля 2021 года; трудовым договором № от 01 октября 2019 года; приказом №-л/п о приеме на работу ФИО2 от 01 октября 2019 года; Уставом ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Республики Марий Эл от 23 декабря 2011 года; дополнительным соглашением к коллективному договору ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» от 13 августа 2019 года и иными материалами дела, которым начальником Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Марий Эл дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина Сагильдиной О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, установлена.
Довод заявителя об отсутствии события административного правонарушения судья находит несостоятельным, поскольку он направлен на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основан на неправильном толковании норм права и противоречит вышеизложенному.
Административное правонарушение не является длящимся, его объективная сторона выражается в конкретных действиях Сагильдиной О.А. в момент совершенной каждой отдельно взятой валютной операции, а умысел на совершение данного административного правонарушения, с учетом установленных обстоятельств и вопреки доводам защиты, возникал непосредственно перед совершением соответствующего правонарушения.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Сагильдиной О.А. по делу, не усматривается.
Вопреки доводам Сагильдиной О.А. у нее имелась возможность для надлежащего исполнения обязанностей и соблюдения законодательства о валютном регулировании, поскольку на момент трудоустройства ФИО2 у последнего имелся в пользовании банковский счет, на который могла перечисляться заработная плата.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не установлено, поскольку правонарушение совершено в сфере общественных отношений определяющих обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, важностью, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем требований законодательства.
Данные выводы основаны на положениях статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N4-П, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Другие доводы жалобы Сагильдиной О.А. о существенных процессуальных нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении, не правильном применении норм материального и процессуального права, не нашли своего объективного подтверждения при рассмотрении жалобы.
С учетом изложенного, привлечение Сагильдиной О.А. к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено минимальное в пределах санкции указанной статьи, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Марий Эл ФИО1 №1225210340000954 от 16 февраля 2021 года о назначении главному бухгалтеру ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» Сагильдиной О. А. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Сагильдиной О.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Тарасов