Дело № 2-2799/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Пермь 10 июля 2017 года
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ветлужских Е.А.,
с участием представителя истца по доверенности Сидоровой Д.В.,
при секретаре Рыковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального КУ «Содержание муниципального имущества» к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по <адрес>, УФССП по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Министерства строительства и жилищно-коммунального КУ «Содержание муниципального имущества» обратилось в суд с иском к МОСП УФССП по <адрес>, УФССП по <адрес> об освобождении от исполнительского сбора, указав в обоснование иска, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Мальцевой В.Д. (далее - судебный пристав-исполнитель) на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ № фс <данные изъяты>, выданного Чердынским районным судом <адрес> по делу № (далее - исполнительный документ), возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, где должником является Министерство строительства и архитектуры <адрес>. На основании указа губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти <адрес> и состава <адрес>» Министерство строительства и архитектуры <адрес> реорганизовано в форме присоединения Министерства энергетики и жилищно-коммунальной хозяйства <адрес> к Министерству строительства и архитектуры <адрес> и переименовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (далее - Министерство). ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, согласно которому на Министерство возложена обязанность оплатить исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения. Министерство просит об освобождении от взыскания исполнительского сбора на основании следующих обстоятельств. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Министерством строительства и архитектуры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в Федеральное казенное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» была направлена заявка о потребности <адрес> в субвенциях на обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и о проделанной работе по приобретению жилых помещений для обеспечения указанной категории граждан за период с ДД.ММ.ГГГГ годы (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Федеральными законами о федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ годы не были предусмотрены субвенции бюджету <адрес> на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.
Министерством ДД.ММ.ГГГГ была подана заявка на предоставление в ДД.ММ.ГГГГ году субвенции из федерального бюджета бюджету <адрес> на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в размере 61 425, 868 тыс. рублей (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>).
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) ДД.ММ.ГГГГ. иcx. №-№ направлено письмо в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о том, что из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ года перечислены субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в размере 90% от общего объема субвенций, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год».
В ДД.ММ.ГГГГ года Министерством было направлено письмо в адрес Минстроя России с просьбой о выделении дополнительных денежных средств в целях исполнения судебных решений по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.
В ДД.ММ.ГГГГ года Министерством была направлена заявка в Федеральное казенное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» о потребности <адрес> в субвенциях на обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, на ДД.ММ.ГГГГ года.
Однако ДД.ММ.ГГГГ Чердынским районным судом <адрес> вынесено определение, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому способ исполнения решения Чердынского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменен на возложение обязанности на Министерство по обеспечению Парашина А.В. жилым помещением за счет средств федерального бюджета путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории <адрес> в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством было направлено письмо главе администрации Чердынского муниципального района (далее - Администрация) о том, что необходимо направить в Министерство специалиста Администрации для получения уведомления о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Уведомление) Парашину А.В. (в соответствии с разделом 5 Порядка предоставления гражданам жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее - Порядок)).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством было направлено письмо Парашину А.В. о том, что ему необходимо подойти в Администрацию для получения Уведомления.
ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи Уведомления представителем Министерства представителю Администрации было передано Уведомление для Парашина А.В.
ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи представителю Министерства был передан корешок к Уведомлению о том, что Парашин А.В. согласен на получение единовременной денежной выплаты в определенном размере.
В соответствии с пунктом 5.9 Порядка срок, в течение которого гражданин должен использовать единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, составляет 6 месяцев с даты выдачи Уведомления. Датой выдачи Уведомления является дата его подписания главой администрации муниципального района (городского округа) <адрес> (Парашину А.В. Уведомление было выдано ДД.ММ.ГГГГ). Министерством Парашину А.В. предоставлена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения. В настоящее время в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности на жилое помещение за Парашиным А.В. Учитывая вышеизложенное, считает, что Министерством предприняты необходимые меры для надлежащего исполнения решения суда. На основании вышеизложенного, просит освободить Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей пo исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Сидорова Д.В. на исковых требованиях настаивает.
Ответчик судебный пристав-исполнитель МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по <адрес> Мальцева В.Д. в судебное заседание не явилась, извещена.
Ответчик УФССП по <адрес> о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, исполнительное производство №-ИП, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу, судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
В силу части 1, 2 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника, в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, в силу части 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при условии, что им принимались все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Из материалов дела следует, что определением Чердынского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворено ходатайство Парашина А.В. Заменен способ исполнения решения Чердынского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры по <адрес> обязанности обеспечить Парашина А.В. за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты, удостоверяемой сертификатом для приобретения жилого помещения в рамках реализации подпрограммы выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы жилище на ДД.ММ.ГГГГ на возложение обязанности по предоставлению жилого помещения в собственность бесплатно.
На основании выданного для исполнения указанного определения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Министерство строительства и архитектуры <адрес>, срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, жилыми помещениями:
- предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
- предоставление жилого помещения по договору социального найма;
- предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - переданные полномочия).
Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Из материалов дела следует, что истец неоднократно подавал заявки в ФКУ «Объединенная дирекция Минстроя России на предоставление субвенции из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление органами государственной власти субъекта РФ переданных им полномочий РФ по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц.
ДД.ММ.ГГГГ. судебному приставу-исполнителю МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по <адрес> Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> была направлена информация о том, что обеспечение жильем указанной категории граждан будет осуществляться после поступления средств федерального бюджета в бюджет <адрес> в порядке, установленным действующим законодательством. Парашин А.В. будет обеспечен жилым помещением в соответствии с законодательством исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке очередности.
Таким образом, исполнение решения судов поставлено в зависимость от финансирования переданных полномочий.
Должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не выполнены.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по <адрес> Мальцевой В.Д. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в размере 50 000 руб. /л.д.10-11/.
Определением Чердынского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворено ходатайство Парашина А.В. способ исполнения решения Чердынского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. изменен на возложение обязанности на Министерство строительства и архитектуры по <адрес> обязанности обеспечить Парашина А.В. за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, для приобретения жилого помещения на возложение обязанности по обеспечению Парашина А.В. за счет средств федерального бюджета путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории <адрес> в рамках реализации подпрограммы выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы жилище на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. гр. А.В. направлена информация о том, что право на предоставление единой денежной выплаты подтверждается уведомлением о предоставлении ЕДВ (уведомление). Для получения уведомления ему необходимо обратиться в Администрацию Чердынского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ. гр. А.В. выразил согласие о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения /л.д.33/.
Министерством Парашину А.В. предоставлена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права собственности на жилое помещение за гр. А.В.
Суд принимает во внимание, что финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Контрактная система закупок, требующая значительных временных затрат, а также ограниченность бюджетного финансирования, обязанность использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке, предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Учитывая изложенное, а также то, что истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение определения суда, а также исполнение требований исполнительного листа в сравнительно небольшой срок, суд считает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует. Реальное исполнение решения суда в течение установленного пятидневного срока было невозможно вследствие объективных обстоятельств, что свидетельствует о наличии оснований для освобождения его от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, исковые требования Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Освободить Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ. №-ИП.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: