РЕШЕНИЕ
город Иваново 13 июля 2023 года
Судья Ленинского районного суда г. Иваново Афонин Г.В., с участием защитника Кожаевой-Эмир-Асан Е.А., заявителя – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Иваново Уставщиковой Д.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу и.о. заместителя прокурора Ленинского района г. Иваново Череминой Т.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Иваново от 03.04.2023 в отношении директора ООО «Надежность» - Иванушкину Сергею Владимировичу, привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Иваново, исполнительный директор ООО «Надежность» - Иванушкин С.В. признан виновным в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> с нарушением лицензионных требований, выразившихся в допущении несоблюдения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МКД № в <адрес> <адрес> значения температуры на линии ГВС в пределах 75°С, в связи с неисправностью регуляторов температуры, что нарушило п.п. «а, б» раздела II Правил №, п. 5.1.1, 5.1.2 Правил №, п. 18 раздела II Минимального перечня №.
Оспариваемым постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Иваново совершённое Иванушкиным С.В. правонарушение, признано малозначительным и на основании ст. 2.9 КоАП РФ он освобожден от административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ему объявлено устное замечание.
И.о. заместителя прокурора Ленинского района г. Иваново Черемина Т.А. подала представление на постановлением мирового судьи ввиду несогласия с выводами о малозначительности правонарушения, поскольку допущение температуры на линии ГВС выше 75 °С, ввиду допущенной неисправности регуляторов температуры, могло привести к нарушению охраняемых интересов государства и общества, причинить вред жизни и здоровью людей.
Прокурор просит отменить оспариваемое постановление, дело направить на новое рассмотрение.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи защитнику разъяснены положения ст. 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции, о чем отобрана подписка.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Иваново Уставщикова Д.А. поддержала представление, считала постановление незаконным в части применения малозначительности нарушения.
В судебное заедание Иванушкин С.В. не явился, извещен надлежащим образом, направил защитника Кожаеву-Эмир-Асан Е.А., которая с протестом не согласна, полагала правонарушение является малозначительным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев доводы жалобы и заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Понятие административного правонарушения дается в статье 2.1 КоАП РФ - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 51 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 2 ст. 193 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами - лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с п. 10 Правил № 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность - общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно п. 16 названных Правил - надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 18 которого в данный перечень включены работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего) в многоквартирных домах - постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил № 491, внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В силу подпункта д пункта 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилого фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Согласно пункту 5.3.1. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
Наличие исправных регуляторов ГВС является обязательным в силу требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003№ 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок». Согласно п. 9.5.1 приказа Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения с неисправным регулятором температуры воды не допускается.
В судебном заседании установлено, что ООО «Надежность», ИНН 3702160018, осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ.
ООО «Надежность» осуществляет деятельность по управлению домом, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>.
Прокуратурой Ленинского района г. Иваново проведена проверка показаний приборов учета тепловой энергии, теплоносителя за период с 23 октября 2022 года по 22 ноября 2022 года в МКД № 19 в 30 Микрорайоне г. Иваново, в ходе которой выявлены значения температуры на линии ГВС выше 75°С ввиду неисправности регуляторов температуры, что является нарушением пп. «а, б» раздела II Правил № 491, п. 5.1.1, 5.1.2 Правил № 170, п. 18 раздела II Минимального перечня № 290.
Согласно приказу ООО «Надежность» № 1 от 29.04.2022 на должность исполнительного директора ООО «Надежность» с 30.04.2022 назначен Иванушкин С.В.
Согласно п. 3.5. Должностной инструкции, исполнительный директор обязан обеспечивать надзор за состоянием объектов жилищно-коммунального хозяйства и контроль за соблюдением параметров качества содержания жилищного фонда.
В соответствии п. 4.2. должностной инструкции исполнительного директора ООО «Надежность», директор несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Факт административного правонарушения подтверждается представленными в материалах дела доказательствами и оцененными мировым судьей в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Мировой судья пришел к верному выводу о том, что в силу занимаемой Иванушкиным С.В. должности исполнительного директора ООО «Надежность» и соответствующих этому организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций Иванушкин С.В. в соответствии с положениями ст. 2.4. КоАП РФ является должностным лицом, является виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Мировой судья с учетом оценки всех обстоятельств по настоящему делу, допущенное Иванушкиным С.В. нарушение, хотя и содержит признаки состава административного правонарушения, но учитывая незначительный период нарушения, отсутствия негативных последствий, следует признать малозначительным.
Доводы представления о незаконности оспариваемого постановления мирового судьи направлены на переоценку мотивированных выводов суда первой инстанции, приведенных в постановлении, оснований для переоценки которых не имеется.
Каких-либо новых доказательств, неоценных мировым судьей, в нарушение действующего законодательства, суду не представлено. Доказательства, содержащиеся в материалах дела, оценены мировым судьей на основании внутреннего убеждения, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не имеется, оснований для отмены обжалуемого постановления либо его изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Иваново от 03.04.2023 в отношении директора ООО «Надежность» - Иванушкину Сергею Владимировичу, привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а протест прокурора - без удовлетворения.
Судья Г.В. Афонин