Решение по делу № 2-2245/2018 от 04.12.2018

Дело № 2-2245/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Воркута Республика Коми 20 декабря 2018 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Вальтер К.А.,

с участием представителя ответчика Галкина М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устинкина Олега Владимировича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании незаконным и отмене решения в части не включения в стаж указанных периодов проживания, возложении обязанности назначить пенсию с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику с названным иском. Просил суд установить факт постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом периоды с 03.07.1997 по 29.08.2001 г, с 21.01.2004 по 11.02.2004, с 01.11.2005 по 14.05.2007; признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте в части не включения в страховой стаж указанных периодов проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 04.09.2018 с учётом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми. В обосновании требований указал, что обратился к ответчику за назначением пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N2 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон N2 400-ФЗ), пунктом 8 статьи 13 и статьей 34 Федерального закона от 15.05.1991 N2 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением ГУ - УПФ РФ в городе Воркуте от 30.11.2018 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия возможности определить период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Ответчик исключил ряд периодов из стажа проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку истец служил и работал не в самом г. Кимовске Тульской обл., а в соседних городах. Считает, что его стаж в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет более 9 лет, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 2 года, в связи с чем, считает, что с учетом указанных выше периодов проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом имеет право на пенсию с 04.09.2018 г.

Ответчик с исковыми требованиями не согласился, в отзыве на исковое заявление указал, что регистрация, являясь административным актом, выступает в качестве одного из доказательств постоянного проживания по определенному адресу, но не может являться бесспорным подтверждением данного факта при наличии иных документально подтвержденных фактов. В случаях, когда период проживания в зоне радиоактивного загрязнения, подтвержден в указанном порядке, совпадает по времени с документально подтвержденными периодами обучения, работы, военной службы и иными периодами за пределами этой зоны, та указанные периоды исключаются из периода проживания в зоне радиоактивного загрязнения. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

В судебном заседании истец участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика Галкин М.А. в суде не признал исковые требования по доводам отзыва.

Свидетели Устинкина О.В.- сестра истца и Калинина Г.В. – её подруга подтвердили, что Устинкин О.В. в спорный период проживал в г. Кимовск Тульской области, работал в соседних городах, утром уезжал на работу, а вечером возвращался обратно. Из г. Кимовск в спорный период времени на постоянное место жительства не выезжал.

Заслушав представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, суд приходит к следующему выводу.

04.09.2018 в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми обратился истец за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ (далее - Закон № 400-ФЗ), п.8 ст.13 и ст. 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофа на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1). Решением от 30.11.2018 г. в назначении пенсии отказано в связи с не достижением истцом требуемого возраста. В решении указано, что истец достигнет пенсионного возраста в 55 л. 08 м. Из решения следует, что ответчик установил истцу страховой стаж в льготном исчислении 29 л. 06 м. 27 дн., стаж в РКС для права на пенсию 10 л. 05 м. 18 дн. Также в решении указано, что факт проживания в зоне с льготно-экономическим статусом подтверждается только в периоды: с 20.02.1996 по 02.07.1997, с 30.08.2001 по 20.01.2004, с 12.02.2004 по 31.10.2005 и с 15.05.2007 по 21.06.2007, так как согласно трудовой книжке и выписке из ИЛС, Устинкин О.В. служил по контракту с 03.07.1997 по 29.08.2001, работал с 21.01.2004 по 11.02.2004, с 01.11.2005 по 14.05.2007 и с 22.06.2007 по 20.07.2009 за пределами зоны с льготно-экономическим статусом.

В силу пп.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочное назначение страховой пенсии производится мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 166 от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона N 1244-1 от 15 мая 1991 г.

Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона).

Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г. N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 33), пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2). При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 (пункт 3). В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11 июля 2006 г. N 403-О отмечает, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина. В соответствии с Законом Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Из представленной ответчику справки от 10.07.2018 № 12-01/021652-18 следует, что Устинкин О.В. проживал с 20.02.1996 по 13.05.2008 г. в г.Кимовск Тульской области, расположенном на территории с плотностью загрязнения по цезию 137 от 1 до 5 Ки/кВ. км и отнесенном в соответствии со ст.11 Закона РФ от 18.06.1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Из адресной справки, выданной ОВМ МОМВД России «Кимовский» следует, что Устинкин О.В. был зарегистрирован в г. Кимовск по месту жительства с 20.02.1996 по 13.05.2008 г.

Факт проживания истца на территории г.Кимовск в спорные периоды подтверждается свидетельскими показаниями. Оснований не доверять показаниям свидетелей, предупрежденным об уголовной ответственности, у суда не имеется. Кроме того, из представленных документов следует, что истец был зарегистрирован в г. Кимовск по месту жительства с 20.02.1996 по 13.05.2008 г. Совокупность указанных доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что истец в спорные периоды проживал на территории г.Кимовск, который в свою очередь расположен на территории с плотностью загрязнения по цезию 137 от 1 до 5 Ки/кВ. км и отнесен в соответствии со ст.11 Закона РФ от 18.06.1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Доводы ответчика о том, что истец работал в периоды с 03.07.1997 по 29.08.2004, с 21.01.2004 по 11.02.2004, с 01.11.2005 по 14.05.2007 гг, в других городах не могут быть приняты судом во внимание поскольку в современном обществе в условиях развитой инфраструктуры и рынка труда место работы может не совпадать с местом проживания, что само по себе не опровергает факт постоянного проживания гражданина по месту его регистрации.

Поскольку факт проживания истца на территории г.Кимовск Тульской области в спорные периоды установлен, стаж истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет более 9 лет, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на два года, соответственно с учетом положений пп.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на пенсию возникает по достижении 54 лет 08 мес. По состоянию на 04.09.2018 г. истец не достиг 54 лет 08 мес., поэтому в назначении пенсии в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ (далее - Закон № 400-ФЗ), п.8 ст.13 и ст. 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофа на Чернобыльской АЭС» с 04.09.2018 следует отказать.

Решение об отказе в назначении пенсии вынесено ответчиком 30.11.2018. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми следует возложить обязанность назначить Устинкину О.В. досрочную страховую пенсию по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, п.8 ст.13 и ст. 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофа на Чернобыльской АЭС» с 12.09.2018 года и выплатить недоплату пенсии с 12.09.2018 по 31.12.2018 включительно.

Истец в исковом заявлении просит выплатить недоплату пенсии в связи с назначением с индексацией на индексы роста потребительских цен по Республике Коми. Действующим пенсионным законодательством и законодательством Республики Коми не предусмотрены специальные нормы позволяющие производить индексацию недоплаты пенсии в связи с перерасчетом на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.

Порядок индексации пенсии регламентирован ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. С 01.01.2015 г. данный порядок регламентирован Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Таким образом, законом установлен механизм индексации страховых пенсий. Посредством индексации страховых пенсий обеспечивается жизнедеятельность пенсионера, поддерживается покупательная способность его доходов, а также возможность нести расходы по обязательным платежам и сборам, оплачивать услуги. Коэффициент индексации страховых пенсий устанавливается исходя из удорожания стоимости потребительской корзины, при определении которой уполномоченным органом учитываются инфляционные процессы.

Стороны не являются субъектами гражданских правоотношений. Пенсионный орган в спорных правоотношениях является лицом, уполномоченным законом на осуществление из средств федерального бюджета пенсионного обеспечения в целях, как указано в статье 2 Закона № 173-ФЗ и статье 3 Закона № 400-ФЗ, компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности. Таким образом, спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными и регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере пенсионного обеспечения, в том числе Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях», поэтому в удовлетворении исковых требований об индексации недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми следует отказать.

В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Установить факт проживания Устинкина Олега Владимировича в г. Кимовск Тульской области в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды с 03.07.1997 по 29.08.2001, с 21.01.2004 по 11.02.2004, с 01.11.2005 по 14.05.2007 гг.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте в части не включения в страховой стаж периодов проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 03.07.1997 по 29.08.2001, с 21.01.2004 по 11.02.2004, с 01.11.2005 по 14.05.2007 гг.

Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми назначить Устинкину Олегу Владимировичу досрочную страховую пенсию по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, п.8 ст.13 и ст. 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофа на Чернобыльской АЭС» с 12.09.2018 года и выплатить недоплату пенсии с 12.09.2018 по 31.12.2018 включительно.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении исковых требований Устинкина Олега Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 04.09.2018 с учётом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения.

Председательствующий судья Е.А. Бунякина

2-2245/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Устинкин Олег Владимирович
Ответчики
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее