УИД 60RS0025-01-2022-000874-83
Дело № 2-41/2023
Решение
Именем Российской Федерации
08 февраля 2023 года п. Струги Красные
Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е. В.,
при секретаре Васильевой А. А.,
с участием истцов Багрова Н. А., Дерека Р. Н., Иванова В. А., Васильевой Н. А., Захарова С. А., Владимировой О. В., Куприянова В. В., представителя ответчика ООО «Экопром» Скопцова В.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – главы Администрации СП «Марьинская волость» Бормашовой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Багрова Н. А., Петрова П. Ф., Карганина В. В., Степанова Н. И., Багровой Т. А., Ледяева В. П., Павлова А. А., Рябцевой Л. Л., Андреева С. Н., Андреевой И. П., Багрова А. А., Гахрамановой З. Х., Юшковой Т. Н., Ислентьева В. А., Ислентьевой В. В., Колбасовой Т. Н., Новицкой М. Г., Егорова В. П., Дерека А. А., Яковлевой Г. С., Дерека Р. Н., Иванова В. А., Карганиной Л. А., Тихомирова Е. В., Тихомировой Н. В., Дмитриева А. И., Яковлевой Г. А., Пославского А. А., Николаевой Л. Г., Веденеевой Е. И., Багровой Л. Ф., Васильевой Н. А., Григорьевой Н. Н., Спиридоновой Г. И., Максимовой А. А., Матвеевой Л. Л., Крысанковой Г. А., Захарова С. А., Владимировой О. В., Макаровой А. Е., Кабась Л. И., Куприянова В. В., Шкурко А. И. к ООО «Экопром» о признании действий по начислению платы за сбор и вывоз ТКО за период с января 2021 года по май 2022 года незаконными, признании началом действия договора июнь 2022 года, об обязании произвести перерасчет платы за вывоз твердых бытовых отходов,
установил:
Жители деревни Пятчино Марьинской волости Струго-Красненского района Псковской области Багров Н. А., Петров П. Ф., Карганин В. В., Степанов Н. И., Багрова Т. А., Ледяев В. П., Павлов А. А., Рябцева Л. Л., Андреев С. Н., Андреева И. П., Багров А. А., Гахраманова З. Х., Юшкова Т. Н., Ислентьев В. А., Ислентьева В. В., Колбасова Т. Н., Новицкая М. Г., Егоров В. П., Дерека А. А., Яковлева Г. С., Дерека Р. Н., Иванов В. А., Карганина Л. А., Тихомиров Е. В., Тихомирова Н. В., Дмитриев А. И., Яковлева Г. А., Пославский А. А., Николаева Л. Г., Веденеева Е. И., Багрова Л. Ф., Васильева Н. А., Григорьева Н. Н., Спиридонова Г. Н., Максимова А. А., Матвеева Л. Л., Крысанкова Г. А., Захаров С. А., Владимирова О. В., Макарова А. Е., Кабась Л. И., Куприянов В. В., Шкурко А. И. (всего 43 человека) обратились в суд с исковым заявлением к ООО «Экопром», в котором просили суд признать действия ООО «Экопром» по начислению платы за сбор и вывоз ТКО за период с января 2021 года по май 2022 года включительно незаконными; признать началом действия договора июнь 2022 года с момента фактического пользования площадками и контейнерами для сбора ТКО и факта оплаты услуги по обращению с ТКО; обязать ООО «Экопром» произвести перерасчет за вывоз ТКО, включая пени.
В обоснование требований указали, что со стороны ООО «Экопром» им выставлены платежные документы на оплату услуги по сбору и вывозу ТКО за период с января 2021 года по май 2022 года включительно, при том, что в указанный период времени услуга ООО«Экопром» не оказывалась, сбор ТКО не производился.
Места накопления твердых бытовых отходов, соответствующие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в деревне созданы не были. Осенью 2021 года силами администрации сельского поселения «Марьинская волость» на территории деревни Пятчино в трех местах были оборудованы площадки предположительно для сбора ТКО, здесь же они были законсервированы с указанием запрета пользования до установки контейнеров для сбора ТКО. Контейнеры были установлены в июне 2022 года, что и является датой начала фактического пользования услугой по сбору ТКО, чем и воспользовались все жители деревни Пятчино,добросовестно оплачивая эту услугу с июня 2022 года.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обеззараживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды. Учитывая это положение, собственники ТКО не могли пользоваться услугой сбора ТКО без определения мест складирования. Мешочный способ сбора ТКО предполагал вид тары, но не место сбора. Самовольное определение мест складирования не допускается ввиду нарушения санитарно-эпидемиологических правил и невозможности размещения мешков с ТКО на территории другого собственника без согласования. Складировать мешки с мусором в каждом дворе собственниками нет смысла, так как без согласования изъятие с частной территории чего-либо недопустимо, а мусоровоз к каждому дому не подъезжал.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016, транспортирование ТКО должно осуществляться мусоровозами, оснащенными аппаратурой спутниковой навигации, в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Информация о загрузке ТКО на территории деревни Пятчино указанными документами не подтверждена.
Получение платежных документов собственниками жилья на оплату услуги по сбору и вывозу ТКО соответственно предполагает наличие договора. Истцы с ответчиком договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключали, заявок на заключение договора не направляли; прочитать в газете или отследить оферту на сайте ООО «Экопром» не представилось возможным: большинство жителей деревни пенсионеры, не владеющие Интернетом и ввиду финансовых сложностей не получают газеты. Не используя доступные для жителей способы извещения о заключении договора, не получив заявки, оператор использовал из каких-то источников данные для адресного оформления платёжных документов каждому собственнику деревни.
Согласно пункту 148(22) Правил оказания коммунальных услуг №354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт «а»); производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчёт размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт «г»).
В целях досудебного урегулирования отношений жители дважды обращались в ООО «Экопром» с заявлением о перерасчёте, получен отказ.
Несмотря на действующие требования закона со стороны ООО «Экопром» в период с января 2021 года (предположительно) по май 2022 года включительно в д. Пятчино подворного мешкового сбора мусора не было, не определены места (площадки) для мешкового сбора, контейнеры для сбора ТКО не установлены.
Таким образом, ООО «Экопром» выставил истцам платёжные документы на оплату за не оказанную услугу за период с января 2021 года по май 2022 года. С июня 2022 года услуга жителями принята и регулярно оплачивается.
В судебном заседании истцы Багров Н. А., Дерека Р. Н., Иванов В. А., Васильева Н. А., Захаров С. А., Владимирова О. В., Куприянов В. В. исковые требования поддержали, пояснили изложенное. Суду показали, что в деревне несколько улиц, однако мусоровозы до июня 2022 года ездили только по Центральной, по пути в другие деревни. Выставляемые некоторыми жителями деревни пакеты с мусором не собирались, другие жители деревни совсем не выставляли пакеты с отходами, утилизируя их по своему смотрению (сжигали или сами отвозили в контейнеры в поселке). Таким образом, услуга им не оказывалась и ответчик не вправе требовать оплату. Первые квитанции на оплату услуги по обращению с ТБО им пришли по почте в июле 2022 года. В квитанциях были указаны сумма стоимости услуги за июнь 2022 года, долг каждого жителя за период с 01.01.2021 по 01.06.2022 и пени.
Остальные 36 истцов в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их присутствия.
В судебном заседании представитель ответчика - ООО «Экопром» - исковые требования не признал. Суду показал, что услуга по обращению с ТКО оказывалась жителям деревни Пятчино с июля 2019 года. До 01.06.2022 осуществлялся мешковый сбор путем проезда мусоровоза по доступным улицам деревни по графику – 1 и 3 суббота месяца. С 01.06.2022 в деревне осуществляется контейнерный сбор ТКО. В подтверждение надлежащего оказания услуги предоставил суду копии маршрутных листов мусоровозов за период с 02.01.2021 по 01.06.2022, сведения из системы ГЛОНАСС за период с января по май 2022 года, графики вывоза ТКО. Пояснил, что в системе ГЛОНАСС сведения хранятся только в течение 6 месяцев. Поскольку заявок на заключение договора от истцов не поступило, договор считается заключенным с момента начала деятельности регионального оператора по типовой форме, опубликованной в областной газете и на сайте оператора. Полагал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО обладает признаками абонентского договора с особенностями, предусмотренными для данного вида договора Гражданским кодексом РФ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Глава Администрации СП «Марьинская волость» - в судебном заседании показала, что реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории СП «Марьинская волость» был разработан и утвержден в марте 2019 года, однако контейнеры для сбора ТКО были поставлены ответчиком только в мае 2022 года после многочисленных просьб и обращений в надзорные органы. Графики вывоза ТКО ежегодно согласовывались, был определен способ сбора ТКО – подомовой мешковый. Однако от жителей деревни Пятчино поступали жалобы на ненадлежаще оказанную услугу.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, истцы являются владельцами жилых помещений расположенных в деревне Пятчино Струго-Красненского района Псковской области.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах и потреблении) твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Частью 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного кодекса Российской Федерации и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, Псковская область осуществила переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами с 01 января 2019 года. Результатом конкурсного отбора региональным оператором по обращению с ТКО на территории Псковской области определено ООО «Экопром», с которым заключены соответствующие соглашения. ООО «Экопром» с 01.01.2019 предоставляет коммунальную услугу по обращению с ТКО по всей территории Псковской области в соответствии с территориальной схемой и региональной программой в области обращения с отходами.
Услуга по обращению с ТКО относится к категории коммунальных услуг, осуществляется на основании договора, в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, а также в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (ч.1).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч.4).
В соответствии с разделом I(1) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.8.4).
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.8(18).
Как установлено судом, заявок на заключение договора с региональным оператором истцы не подавали. В свою очередь региональным оператором доступными для граждан способами (в газете «Псковская правда» и на официальном сайте в интернете) опубликован типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который и является основанием для возникновения отношений между истцами и ответчиком.
В соответствии с Типовым договором региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом №89-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация сельского поселения «Марьинская волость» Постановлением от 25.03.2019 № утвердила реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории сельского поселения. Согласно реестру местами площадок накопления ТКО в дер. Пятчино определены контейнеры.
До установки контейнеров Администрацией СП «Марьинская волость» по согласованию с региональным оператором определен способ накопления ТКО жителями деревни Пятчино - мешковый подомовой; согласован график вывоза отходов, размещенный на сайте регионального оператора по обращению с ТКО в интернете (до 2021 года первый и третий четверг месяца, затем первая и третья суббота месяца).
Способ сбора ТКО в пакеты (мешки) не противоречит требованиям п. 10 «Правил обращения с ТКО» и п. 3.1 «Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Псковской области", утвержденного Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29.12.2018 N 129-ОД в редакции, действовавшей на момент существования спорных правоотношений (редакция №3 от 15.06.2020, редакция № 4 от 13.05.2021).
Согласно указанным нормам в соответствии с договором накопление ТКО может осуществляться собственниками в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Потребителями могут использоваться иные пакеты или другие емкости (мешки, пластиковые или металлические баки), отвечающие техническим требованиям, установленным региональным оператором (объем, материал и прочее).
Как следует из отзыва на иск ответчика, у него не имеется возможности предоставления пакетов для сбора ТКО собственникам ТКО и в тариф за услугу данный вид расходов не включен. В силу этого не предоставление ответчиком истцам пакетов для сбора ТКО не является определяющим обстоятельством.
С учетом изложенного, суд считает, что имеются основания для признания начала действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами дату начала оказания услуги по обращению с ТКО. Как следует из материалов дела, счетов, выставленных истцам, эта дата 01.01.2021.
Не является состоятельным довод истцов о том, что отсутствие определенных мест накопления ТКО для складирования пакетов с мусором в деревне является основанием для признания договора на оказание услуги по обращению с ТКО незаключенным.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Также согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Из анализа законодательства Российской Федерации следует, что и обязанность доведения до населения информации о создании мест (площадок) накопления ТКО, включая информацию о месте их расположения в сельском поселении, лежит также на органах местного самоуправления.
Отсутствие надлежащего оповещения истцов о местах вывоза ТКО с использованием пакетов со стороны органа местного самоуправления не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии договора на обращение с ТКО между истцами и ответчиком.
Действующее правовое регулирование определяет гражданско-правовую природу отношений по предоставлению коммунальных услуг и предполагает, что оплате подлежат только полученные коммунальные услуги, включая услуги по обращению с ТКО. Соответственно, региональный оператор вправе начислять плату и определять задолженность только при условии фактического и надлежащего оказания услуг по вывозу коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям. За некачественно оказанную услугу, не предоставление услуги Федеральным «Законом о защите прав потребителей» для исполнителя предусмотрена ответственность.
Рассмотрев доводы истцов о том, что услуга по обращению с ТКО им ответчиком в период с 01.01.2021 по 01.06.2022 не оказывалась или оказывалась ненадлежащим образом, суд находит их необоснованными.
Правилами обращения с ТКО с 01.01.2018 предусмотрено транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации (п.27).
В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде (п.30).
Ответчиком представлены суду копии листов маршрутных журналов с информацией об осуществлении вывоза ТКО из деревни Пятчино за весь спорный период (с 01.01.2021 по 01.06.2022).Также суду представлены сведения ГЛОНАСС за период с января по май 2022 года. Непредоставление сведений ГЛОНАСС за более ранние периоды обосновано тем, что срок их хранения составляет 6 месяцев. Согласно маршрутным журналам мусоровоз посещал деревню Пятчино в установленные графиком дни, в них имеются сведения о количестве собранных мешков с отходами. У суда нет оснований не доверять указанным доказательствам ответчика и его показаниям о том, что с июля 2019 года по 01.06.2022 услуга по обращению с ТКО оказывалась жителям деревни Пятчино путем мешкового сбора в соответствии с графиком вывоза. При этом мешковый сбор осуществлялся путем проезда мусоровоза по доступным улицам деревни.
Истцы, присутствовавшие в судебном заседании, показали, что мусоровозы проезжали по деревне. Из присутствовавших в судебном заседании истцов некоторые распоряжались ТКО по своему усмотрению, в том числе, оставляя в контейнерах, установленных в других населенных пунктах, другие несколько раз выставили свои мешки на улицу, но они не были забраны. В то же время из показаний истцов следует, что в деревне более 150 жилых домов, что свидетельствует в пользу доказательств ответчика о том, что услуга оказывалась, мешки с мусором собирались и вывозились.
В силу ст. 10 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статья 22 данного Закона определяет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Истцами не представлены надлежащие доказательства самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарное законодательство, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог бы сделать вывод о том, что истцы не пользовались услугой по вывозу отходов, предоставляемой ответчиком.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу статей 153 - 155 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника - с момента возникновения права собственности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно п. 4 ст. 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 148(30) Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Согласно п. 148(25) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из изложенного, в обязанность истцов входит оплата оказанной им услуги по обращению с ТКО с момента начала оказания этой услуги – с 01.01.2021. Размер платы за услугу обоснован ответчиком представленными суду нормативными документами.
Не является основанием для освобождения истцов от этой обязанности формирование и выставление ответчиком счетов позже установленного срока. Представителем ответчика указана причина этого – лицевые счета оформлялись после сбора данных на каждого собственника жилого помещения (при отсутствии заявок) через регистрационную службу, орган местного самоуправления и т.д., что потребовало время.
В то же время это обстоятельство не дает ответчику основание для взыскания с истцов пени.
В силу ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Пунктом 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Как следует из указанных норм, обязанность потребителей оплачивать коммунальные услуги коррелируется обязанностью организаций, оказывающих такие услуги, своевременно предоставлять потребителям платежные документы (счета, квитанции). Взыскание пени является обязательным при установлении вины потребителя в несвоевременном внесении платы.
Согласно показаниям истцов квитанции на оплату услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2021 по 01.06.2022 получены ими от ответчика не ранее июня 2022 года. Данное обстоятельство подтверждается представленными истцами квитанциями (л. д. 42, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 75, 77, 79, 81, 83, 85, 87, 89, 91, 93, 95, 97, 99, 101, 103, 105, 107, 109, 111, 113, 115, 117, 119, 121, 123, 125, 127, 129) и не опровергнуто ответчиком. Самостоятельных доказательств, подтверждающих исполнение обязанности по своевременному формированию и направлению счетов (квитанций) истцам об оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, ответчиком не представлено.
Данное обстоятельство исключает вину истцов в несвоевременной оплате задолженности за услугу по обращению с ТКО, не дает оснований ответчику для взыскания с истцов пеней, предусмотренных п. 14 ст. 155 ЖК РФ.
Таким образом, исковые требования истцов подлежат удовлетворению только в части обязания ответчика произвести перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2021 по 01.06.2022 с исключением из счетов на оплату сумм начисленных пеней. В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично. Признать незаконными действия ООО «Экопром» по начислению истцам пеней за несвоевременную оплату услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2021 по 01.06.2022.
Обязать ООО «Экопром» произвести перерасчет платы за оказанную услугу за указанный период без учета пеней истцам, жителям деревни Птячино Струго-Красненского района Псковской области: Багрову Н. А., Петрову П. Ф., Карганину В. В., Степанову Н. И., Багровой Т. А., Ледяеву В. П., Павлову А. А., Рябцевой Л. Л., Андрееву С. Н., Андреевой И. П., Багрову А. А., Гахрамановой З. Х., Юшковой Т. Н., Ислентьеву В. А., Ислентьевой В. В., Колбасовой Т. Н., Новицкой М. Г., Егорову В. П., Дерека А. А., Яковлевой Г. С., Дерека Р. Н., Иванову В. А., Карганиной Л. А., Тихомирову Е. В., Тихомировой Н. В., Дмитриеву А. И., Яковлевой Г. А., Пославскому А. А., Николаевой Л. Г., Веденеевой Е. И., Багровой Л. Ф., Васильевой Н. А., Григорьевой Н. Н., Спиридоновой Г. Н., Максимовой А. А., Матвеевой Л. Л., Крысанковой Г. А., Захарову С. А., Владимировой О. В., Макаровой А. Е., Кабась Л. И., Куприянову В. В., Шкурко А. И.
В удовлетворении остальных исковых требований, а именно, в признании недействительными действий ООО «Экопром» по начислению платы за услугу по обращению (сбор и вывоз) с ТКО за период с 01 января 2021 года по май 2022 года включительно, о ее перерасчете и о признании началом действия договора июнь 2022 года, отказать.
На решение суда может быть принесена апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 13 февраля 2023 года.
Судья Е. В. Богданова