Дело № 2-3716/2024
УИД № 44RS0001-01-2023-006614-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Шершневой М.А., при секретаре судебного заседания Киселёвой А.Д., с участием истца Грызловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Грызловой Светланы Викторовны к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Грызлова С.В. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с вышеуказанным иском, просила обязать Администрацию г. Костромы предоставить ей жилое помещение, соответствующее всем требованиям законодательства по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в г. Костроме. Требования мотивировала тем, что <дата> у нее сгорела квартира по адресу: <адрес>, в связи с чем <дата> между ней и ответчиком был заключен договор № краткосрочного найма жилого помещения, согласно которому ей была предоставлена в срочное возмездное пользование квартира по адресу: <адрес>. Согласно п. 1.2 Договора срок найма жилого помещения установлен в один год - с <дата> по <дата>. В дальнейшем срок найма жилого помещения неоднократно продлевался. Истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемый по договорам социального найма. Согласно письму № от <дата> срок Договора № краткосрочного найма жилого помещения от <дата> истёк <дата>. Кроме того, Администрацией г. Костромы принято решение не сдавать в течение года со дня прекращения действия договора жилое помещение по адресу: <адрес>. Согласно постановлению Администрации г. Костромы № от <дата> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Управление муниципальным жилищным фондом Администрации г. Костромы.
В судебном заседании Грызлова С.В. просила удовлетворить исковые требования по изложенным в нём основаниям.
Представитель ответчика Администрации г. Костромы и третьего лица Управления муниципальным жилищным фондом Администрации г. Костромы по доверенности Сафронов И.Н. в судебном заседании участия не принимает, извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ранее полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии со ст. ст. 15, 32 ЖК РФ признание многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <адрес> общей площадью 36,4 кв. м, жилой площадью 24,5 кв. м в жилом доме по адресу: <адрес> включена в реестр муниципальной собственности на основании решения Малого Совета Костромского Областного Совета народных депутатов от <дата> № «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность Костромского горсовета» и приказа председателя комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> от <дата> № в составе производственного объединения жилищного хозяйства, является муниципальной собственностью и имуществом казны.
Постановлением Администрации г. Костромы от <дата> № «О предоставлении жилой площади Грызловой С.В.» жилое помещение, общей площадью 36,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, передано ей в срочное возмездное пользование по договору краткосрочного найма жилого помещения № (далее – Договор) совместно с членами семьи: братьями Грызловым Р.В., Грызловым Д.В., сестрой Грызловой Н.В. в связи с утратой жилья в результате пожара по адресу: <адрес>2 (7/131 долей в праве собственности, дом снесён). Договор зарегистрирован в управлении жилищного фонда за № от <дата>.
Согласно п. 1.2 Договора срок найма жилого помещения установлен на один год, с <дата> по <дата>. В дальнейшем срок найма жилого помещения неоднократно продлевался.
Дополнительным соглашением к договору от <дата> в него внесены изменения в п. 1.1. В составе членов семьи Грызловой С.В. указана только её сестра Грызлова Н.В.
Письмом Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы от <дата> № истец была уведомлена о том, что <дата> истекает срок действия Договора, а также о том, что Администрацией г. Костромы принято решение не сдавать в течение года со дня прекращения действия Договора жилое помещение по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации г. Костромы от 09.09.2020 № 1665 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок принятия решения собственниками помещений в указанном многоквартирном доме о его сносе – до <дата>.
В региональные, муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилья многоквартирный дом не включён.
Решение о сносе аварийного многоквартирного дома общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44 ЖК РФ) до настоящего времени не принято.
Решение об изъятии жилого помещения и земельного участка органами местного самоуправления также не принималось.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости Грызлова С.В. объектов недвижимого имущества на территории РФ в собственности не имеет.
Постановлением Администрации г. Костромы от 27.09.2017 Грызлова С.В. по её заявлению признана малоимущей, имеющей среднемесячный доход в размере 6294 руб. 16 коп. и имущества, подлежащего налогообложению, в собственности не имеющей; принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, категория – малоимущие граждане.
Судом установлено, что истец проживает в жилом помещении, которое не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и является непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежит, что ответчиком не оспаривается. Жилой дом по адресу: <адрес> установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу. Доказательств того, что квартира занимаемая истцом подлежит ремонту или реконструкции не имеется.
Законодатель для случаев признания в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (п. 1 ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от 05.03.2001 №753 «О предоставлении жилой площади Грызловой С.В.» уже находящееся в муниципальной собственности жилое помещение было передано Грызловой С.В. в срочное возмездное пользование по договору краткосрочного найма жилого помещения №15. Данный договор неоднократно продлевался и прекратил свое действие <дата> в связи с истечением срока его действия.
Грызлова С.В. была зарегистрирована в указанной квартире в разные периоды с <дата> по <дата> по месту пребывания, поскольку п. 2.2.8 договора найма предусмотрена регистрация нанимателя в муниципальном жилом помещении только по месту пребывания.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Поскольку спорные правоотношения возникли до введения в действие ЖК РФ, но носят длящийся характер, руководствуясь положения ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ЖК РСФСР.
Статьей 28 ЖК РСФСР, действовавшего до <дата>, было предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Согласно ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент повреждения жилого дома в результате пожара (в 2000 году), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Для целей реализации такого права гражданами ст. ст. 30, 31 ЖК РСФСР был установлен механизм постановки граждан на соответствующий учет.
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Частью 1 статьи 37 ЖК РСФСР было предусмотрено право граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания, на внеочередное предоставление жилых помещений.
Таким образом, исходя из смысла положений ст. ст. 33, 37 ЖК РСФСР, п. 32 Постановления Совета Министров РСФСР от <дата> № "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", допускалось предоставление жилых помещений для постоянного проживания гражданам, не состоящим на учете, в случае неотложного расселения граждан (в связи со стихийным бедствием, из домов, грозящих обвалом, подлежащих сносу домов и т.п.).
По смыслу приведенных норм гражданам, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате стихийного бедствия, каковым является пожар, должны предоставляться другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке независимо от их нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Часть 2 статьи 15 ЖК РФ предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, употребляемое в данном случае законодателем понятие "жилище" существенно отличается от используемого в этой же статье понятия "жилое помещение", поскольку не подразумевает зависимости от правового статуса помещения, его принадлежности к тому или иному фонду, наличия либо отсутствия договора найма или иного договора, и означает лишь фактически используемое для проживания помещение. Вышеуказанный закон в равной степени защищает конституционное право на жилище как нанимателя, так и собственника, арендатора и других пользователей (п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ", опубликованного в Бюллетене Верховного Суда РФ №5 2002 год).
По общему правилу, предписанному ст. 32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения.
Следовательно, истец, не состоящий на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получивший жилое помещение взамен поврежденного в результате пожара, не мог бы в соответствии с указанными выше нормами права сохранить право состоять на данном учете.
С <дата> на территории РФ был введен в действие ЖК РФ.
Статьей 55 ЖК РФ установлено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 названной статьи случаев.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Часть 3 статьи 40 Конституции РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 05.03.2009 №376-О-П "По жалобе гражданина А.Р. на нарушение его конституционных прав п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ", в постановлении от 25.04.2023 №20-П.
Из системного толкования приведенных положений закона во взаимосвязи с приведенными правовыми позициями Конституционного Суда РФ следует, что для лиц, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, как жилищным законодательством РСФСР, так и жилищным законодательством РФ представлены особые гарантии в виде внеочередного предоставления жилых помещений.
Приведенные выше требования закона о предоставлении истцу жилого помещения соответствующего уровня благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов администрацией до введения в действие ЖК РФ свидетельствуют о том, что при заключении договора краткосрочного найма №5 от 05.03.2001 Грызловой С.В. данное жилое помещение должно было быть предоставлено ей на условиях социального найма, поскольку достаточным и бесспорным доказательством непригодности жилого дома для постоянного проживания служит не оспариваемый сторонами факт полного уничтожения в результате пожара дома, в котором проживала Грызлова С.В., невозможности его реконструкции и ремонта.
Из позиции ответчика Администрации г. Костромы, ссылающейся на истечение срока договора краткосрочного найма от <дата>, как на основание прекращения его действия в соответствии с п. 2 ст. 684 ГК РФ, следует, что фактически администрация после пожара, случившегося <дата> в жилище Грызловой С.В. по адресу: <адрес>, уклонилась от исполнения своих обязанностей, как органа местного самоуправления, обязанного решать вопросы обеспечения нормальных жилищных условий граждан, данный вопрос не разрешила до настоящего времени.
С учётом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что дом, в котором проживала Грызлова С.В., уничтожен огнем в 2000 году, в связи с чем постановлением Администрации г. Костромы от <дата> № истцу на семью из четырех человек была предоставлена по договору краткосрочного найма квартира, в которой на момент вынесения решения истец фактически проживает одна и которая расположена в жилом доме, признанным непригодным к проживанию и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о наличии основания для возложения на ответчика обязанности предоставить Грызловой С.В. на основании договора социального найма, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 36,4 кв. м, и расположенное на территории г. Костромы Костромской области жилое помещение из муниципального жилищного фонда г. Костромы.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Грызловой Светланы Викторовны к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию г. Костромы предоставить Грызловой Светлане Викторовне на основании договора социального найма, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы Костромской области, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 36,4 кв. м, жилое помещение из муниципального жилищного фонда г. Костромы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.А. Шершнева
Мотивированный текст решения в полном объеме изготовлен <дата>.