Решение по делу № 2-2248/2021 от 20.05.2021

Дело № 2-2248/2021

УИД: 33RS0002-01-2021-002686-17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

12 июля 2021 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре Ивлевой Р.Р.,

с участием

представителя истца Клубковой Е.С.,
представителя ответчика Кузина И.С.,    

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску прокурора <...> в интересах Хитровой С. С. к Департаменту здравоохранения Владимирской области об обязании обеспечить медицинским препаратом по медицинским (жизненным) показаниям,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <...> в интересах Хитровой С. С. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) обратился в суд с настоящим иском к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области (далее также Департамент) в котором просит обязать ответчика обеспечить истца назначенным к применению лекарственным препаратом «###

В обоснование иска указано, что проведенной по заявлению Хитровой С.С. проверки о ненадлежащем обеспечении ее лекарственным препаратом, установлено, что истица имеет онкологическое заболевание – ### Инвалид 2 группы. Наблюдается ГБУЗ ВО ГКБ ###, которым выдано заключение о проведении терапии лекарственным препаратом «<...> длительно, до прогрессирования заболевания или непереносимой токсичности.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ВО ГКБ в адрес Департамента направлена заявка на выделение дополнительного финансирования на обеспечение истицы названным дорогостоящим лекарственным препаратом, однако мер по обеспечению лекарством не принято до настоящего времени.

Названное подтверждает факт бездействия Департамента, в результате которого Хитрова С.С. по настоящее время остается без жизненно необходимого препарата, что подвергает ее высокому риску наступления жизнеугрожающих последствий.

Ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» просит иск удовлетворить.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечены ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области»

Представитель истца в суде иск поддержал.

Представитель Департамента здравоохранения Владимирской области в суде иск не признавал, указав, что вопросы обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами находятся в ведении лечебных учреждений и Центра закупок. Все выделенные в 2021 году денежные средства по льготам переданы Центру закупок, являющегося, по мнению Департамента, надлежащим ответчиком по делу.

ГБУЗ ВО "ГКБ ###» в суд представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещались.

ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» в суд представителя не направили, о времени и месте извещались, в представленном отзыве указали, что истица является инвали<...> группы, получателем льгот в соответствии с Законом 178-ФЗ. Препарат «Олапариб» входит в перечень ЖНВЛП, закупка его осуществляется, обязательства Учреждением выполняются. Указали, что применение лекарственного препарата по международному непатентованному наименованию, а по торговому осуществляется по решению врачебной комиссии.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов гражданского судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1). Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (п. 4).

Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Учитывая отсутствие доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности явиться в судебное заседание, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 7 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер отплаты труда, обеспечиваются государственная поддержка семьи и материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений пп.ж. п.1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствие с ч.2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти в РФ.

Из статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон), усматривается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В связи с положениями статей 6.1, 6.2 и 6.7. Федерального закона "О государственной социальной помощи", инвалиды отнесены к категории граждан, подлежащих лекарственному обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственные препараты.

На основании части 2 статьи 16 Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

В силу п. 9 ст. 6.1 и пп. 1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

Судом установлено, что Хитрова С.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории инвалид 2 группы.

Из дела следует, что истица имеет онкологическое заболевание – <...> Комбинированное лечение сентябрь 2019 <...> терапия - <...>октябрь 2020 г.).

В соответствии с заключением ГБУЗ ВО Областной клинический онкологический диспансер от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцу показано проведение терапии лекарственным препаратом «<...> 12 недель, затем продолжительно.

Сведений об обеспечении истицы данным препаратом материалы дела не содержат.

В силу ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" истица имеет право на бесплатное амбулаторное лечение имеющегося у нее заболевания.

В силу частей 1, 4 ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти стандартов медицинской помощи, определяющих, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре.

Источником финансирования обеспечения больных лекарственными препаратами являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Минздраву РФ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья не позднее 1 ноября текущего года представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации заявки на поставку лекарственных препаратов по форме, утвержденной указанным Министерством, с приложением обоснований по их объему, а также перечень организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности в субъектах Российской Федерации, в целях поставки организациям-получателям лекарственных препаратов (п.5).

Постановлением <...> от ДД.ММ.ГГГГ N 43 утверждено Положение о департаменте здравоохранения администрации Владимирской области.

Департамент здравоохранения является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

К полномочиям Департамента относится, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (п.2.9); участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (п. 2.19); реализация полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 2.20).

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2406-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2626-р, от ДД.ММ.ГГГГ N 3073-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включен Олапариб.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования, включая принятие соответствующих нормативно-правовых актов.

В силу положений ч. 1, 2 ст. 81 Федерального закона N 323-ФЗ, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которой устанавливается перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний.

Поскольку одной из основных задач Департамента является организация лекарственного обеспечения в том числе, льготного при амбулаторном обслуживании, в связи с чем, именно Департамент здравоохранения несет ответственность за осуществление указанной деятельности.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ N 1054-О от ДД.ММ.ГГГГ, в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Ф. в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на Департамент здравоохранения Владимирской области обязанность организовать обеспечение истицы лекарственным препаратом Олапариб.

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ данное решение следует обратить к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <...> удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения администрации Владимирской области организовать обеспечение Хитровой С. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначенным лекарственным препаратом «### по медицинским (жизненным) показаниям.    

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.С.Игнатович

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                             М.С.Игнатович

2-2248/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Хитрова Светлана Станиславовна
Прокурор города Владимира
Ответчики
Департамент здравоохранения администрации Владимирской области
Другие
Государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области "Центр по существованию закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области"
ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница №5 г. Владимира"
Суд
Октябрьский районный суд г. Владимир
Судья
Игнатович М.С.
Дело на странице суда
oktiabrsky.wld.sudrf.ru
20.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2021Передача материалов судье
24.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
19.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2021Дело оформлено
12.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее