Решение по делу № 2а-1458/2020 от 21.02.2020

     дело № 2а-1458/2020

56RS0042-01-2020-001192-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2020 года                                 г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,

при секретаре Мустакимовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тарасова С.Ю. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Тарасов С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - ТУ Росимущества в Оренбургской области) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, указав, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером на основании договора аренды данного участка. ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ с ТУ Росимущества в Оренбургской области , которым отказано в предоставлении в собственность данного земельного участка, поскольку участок пересекает береговую полосу реки Урал. Но на самом деле пересечений с береговой линией у данного земельного участка отсутствует. В связи с этим просит признать незаконным решение ТУ Росимущества в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ , и обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца или препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод, путем разрешения предоставления данного земельного участка в собственность.

Определениями от 11 марта 2020 года и 14 апреля 2020 года в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Отдел водных ресурсов по Оренбургской области Нижне-Волжского Бассейнового водного управления (далее – Отдел водных ресурсов по Оренбургской области), Министерство строительства жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области (далее – Минстрой Оренбургской области), Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее – Минприроды Оренбургской области).

Административный истец Тарасов С.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии административного истца.

Ранее в судебном заседании административный истец требования поддержал в полном объеме и просил иск удовлетворить, поскольку оснований не предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка у ТУ Росимущества в Оренбургской области не было.

Представитель административного ответчика ТУ Росимущества в Оренбургской области Журунбаев А.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении требований Тарасова С.Ю. Указал, что в адрес ТУ Росимущества в Оренбургской области обратился Тарасов С.Ю. с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность без проведения торгов на основании п. 9 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Согласно сведениям Публичной кадастровой карты, указанный земельный участок имеет границу с водным объектом. В целях определения границ береговой полосы реки Урал, ТУ Росимущества в Оренбургской области был сделан запрос в Минстрой Оренбургской области и Отдел водных ресурсов по Оренбургской области. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Минстрой Оренбургской области информировало, что в соответствии с программой «Развития водохозяйственного комплекса Оренбургской области» государственной программы «Воспроизводства и использования природных ресурсов Оренбургской области», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2018 г. № 838-пп, проводятся работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов реки Урал в Оренбургском районе. Согласно данным кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером , участок может быть расположен вдоль береговой линии и в пределах водоохраной зоны реки Урал и сформирован таким образом, что охватывает значительную часть территории вокруг данного водного объекта. В предоставлении в собственность земельного участка Тарасову С.Ю. было отказано, поскольку в соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

Представитель заинтересованного лица - Отдела водных ресурсов по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствии, а также представил отзыв на административное исковое заявление. Указал, что Тарасову С.Ю. были предоставлены сведения из АИС ГВР в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, запрошены сведения по форме 1.8.1 гвр «Сведения о местоположении береговой линии с координатами». Данные сведения внесены в АИС ГВР согласно ГК от ДД.ММ.ГГГГ «Определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Сакмара в Саракташском районе, реки Илек и водных объектов бассейна реки Илек, расположенных на территории Оренбургской области», выполненные Минстроем Оренбургской области. В настоящее время сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рассмотренных водных объектов находятся на стадии обработки для направления в ЕГРН.

Представители заинтересованных лиц – Минстроя Оренбургской области, Минприроды Оренбургской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Суд, изучив доводы административного искового заявления, материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии одновременно двух условий: их несоответствия нормативным правовым актам; нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что между ТУ Росимущества в Оренбургской области и Тарасовым С.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером для сельскохозяйственного использования.

Участок с кадастровым номером является федеральной собственностью согласно свидетельству о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ, местоположение: <адрес> , разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования.

ДД.ММ.ГГГГ Тарасовым С.Ю. в ТУ Росимущества в Оренбургской области подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером на праве собственности без проведения торгов на основании пункта 9 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ для целей сельскохозяйственного производства.

Письмом ТУ Росимущества в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Тарасову С.Ю. отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером на праве собственности.

Основанием для отказа послужили то, что по сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером имеет границы с водным объектом – р.Урал.

Административный истец выражает несогласие с данным решением административного ответчика и просит признать его незаконным, поскольку земельный участок с кадастровым номером не пересекает береговую полосу р.Урал.

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Пунктом 6 статьи 39.16 и абзацем вторым пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятый из оборота или ограниченный в обороте земельный участок не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, к которым относятся земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты (подпункт 3).

В силу пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в связи с обращением Тарасова С.Ю. с заявлением о передаче на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , ТУ Росимущества в Оренбургской области для определения границ береговой полосы р.Урал сделан запрос с Минстрой Оренбургской области.

Письмом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Оренбургской области дан ответ, из которого следует, что в рамках заключенного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ ведутся работы по определению местоположения береговой линии (границ водных объектов), границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, в том числе, расположенных на территории Оренбургского района. Срок завершения работ – декабрь 2019 года. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377 и от 10.01.2009 № 17 полученные в ходе исполнения контракта сведения будут направлены министерством в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр и государственный реестр недвижимости.

Как указывает ТУ Росимущества в Оренбургской области, исходя из данных кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером , участок может быть расположен вдоль береговой полосы и в пределах водоохранной зоны р.Урал и сформирован таким образом, что охватывает значительную часть территории вокруг данного водного объекта, в связи с чем ТУ Росимущества в Оренбургской области было отказано Тарасову С.Ю. в предоставлении земельного участка на праве собственности.

В соответствии с пунктом 5 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377, установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации; Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.

Под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) согласно пункту 2 настоящих Правил понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).

При этом, местоположение береговой линии (границы водного объекта) в соответствии с пунктом 14 названных Правил считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в государственный кадастр недвижимости.

Из ответа Отдела водных ресурсов по Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тарасову С.Ю. были предоставлены сведения из АИС ГВР о местоположении береговой линии с координатами. Данные сведения внесены в АИС ГВР согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ «Определение местоположения береговой линии (границ водных объектов), границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Сакмара в Саракташском районе, реки Илек и водных объектов бассейна реки Илек, расположенных на территории Оренбургской области», выполненные Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. В настоящее время сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рассмотренных водных объектов находятся в стадии обработки для направления в ЕГРН.

При таких обстоятельствах решение ТУ Росимущества в Оренбургской области об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером на праве собственности Тарасову С.Ю. выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ , является законным.

Следовательно, оснований для удовлетворения административного искового заявления Тарасова С.Ю. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Тарасова С.Ю. к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25 мая 2020 года.

Судья                                      Р.Т. Чувашаева

2а-1458/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Тарасов Станислав Юрьевич
Ответчики
ТУ Росимущества в Оренбургской области
Другие
Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Отдел водных ресурсов по Оренбургской области Нижне-Волжского БВУ
Суд
Центральный районный суд г. Оренбург
Судья
Чувашаева Р.Т.
Дело на странице суда
centralny.orb.sudrf.ru
21.02.2020Регистрация административного искового заявления
21.02.2020Передача материалов судье
27.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2020Судебное заседание
21.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
13.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.03.2020Судебное заседание
14.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.04.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее