Решение по делу № 33-4241/2020 от 26.08.2020

г. Сыктывкар Дело № 2-3934/2020 (33-4241/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Агранович Ю.Н. и Батовой Л.А.,

при секретаре Дидыч А.В.,

рассмотрев в судебном заседании 03 сентября 2020 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 июня 2020 года, которым

администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана предоставить Королевой И.Я. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи ... человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».

Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Королева И.Я. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на основании статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального района «Корткеросский» и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

В судебном заседании истец требования поддержала.

Представитель ответчика с иском не согласилась.

Представители третьих лиц просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом постановлено указанное выше решение, на которое представителем ответчика подана апелляционная жалоба с требованиями о его отмене.

В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещались надлежащим образом.

Согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» от 01.12.2015 №115-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2016, органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; а также по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (части 7, 8 статьи 1).

Как установлено судом, что Королева И.Я., <Дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать и отец лишены родительских прав по решению ...

На основании Постановления и.о. Главы администрации ...» №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> Королева И.Я. находилась под опекой ФИО

Распоряжением ...<Номер обезличен> от <Дата обезличена> за истицей сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>

Согласно выписке из ЕГРН жилой дом ... принадлежит на праве собственности ФИО

<Дата обезличена> в указанном жилом доме произошел пожар, в результате которого здание повреждено на площади ... кв.м. При рассмотрении дела истица указывала, что в настоящее время жилого дома не существует, т.к. он был снесен его владельцем. Вместе с тем, она продолжает сохранять регистрацию в этом доме.

В период с <Дата обезличена> истица обучалась в ...», с <Дата обезличена> – в ...

<Дата обезличена> истица обратилась в администрацию МР «Корткеросский» с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.

Постановлением администрации МР «Корткеросский» №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> Королева И.Я. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории МР «Корткеросский».

В <Дата обезличена> истица обратилась с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, в администрацию МО ГО «Сыктывкар», поскольку местом своего жительства избрала г. Сыктывкар.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена><Номер обезличен> во включении в указанный список истице отказано по причине достижения ею ...-летнего возраста на момент рассмотрения заявления и наличия ее в списке администрации МР «Корткеросский».

Исходя из анализа установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что истица относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебная коллегия соглашается с выводом суда о праве последней на специализированное жилое помещение из муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку в настоящее время она жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не обеспечена.

Выводы суда основаны на законе и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО «Сыктывкар» о невозможности предоставления истице жилья в нарушение прав других лиц, включенных в список для получения жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, правильность выводов суда не опровергают, поскольку исходя из требований статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от недостаточности средств выделяемых на эти цели из федерального бюджета, и от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Приведенные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок, поскольку в силу вышеприведенных положений закона указанным лицам жилые помещения предоставляются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансирования на реализацию полномочий по обеспечению жильем вышеуказанной категории граждан, не являются основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Ссылка ответчика на то, что Королева И.Я. должна обеспечиваться жилым помещением по месту ее регистрации в Корткеросском районе Республики Коми, судебной коллегией отклоняется как несостоятельная.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части 2 статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Поскольку материалами дела подтверждается, что постоянным местом жительства истицы является г. Сыктывкар, а доказательств обратного ответчиком не предоставлено, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истица имеет право на обеспечение жилым помещением на территории г. Сыктывкара.

Ссылка ответчика в жалобе на утрату истицей статуса сироты в связи с достижением ею ...-летнего возраста, несостоятельна и не влечет отмену оспариваемого решения, поскольку постановлением администрации МР «Корткеросский» №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> Королева И.Я. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории МР «Корткеросский», однако жилым помещением не обеспечена.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства и доказательства, которые позволили бы судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления, и сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4241/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Королева Ирина Яковлевна
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
Администрация муниципального района Корткеросский
Министерство образования, науки и молодежной политики РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Агранович Ю.Н.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
03.09.2020Судебное заседание
07.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2020Передано в экспедицию
03.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее