Дело № 2-877/2024
(2-878/2024, 2-880/2024)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2024 года г.Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре ТОВ,
с участием процессуального истца помощника Шилкинского межрайонного прокурора КВО,
представителя ответчика Администрации МР «Шилкинский район» КМЛ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования Шилкинский район Забайкальского края к Администрации муниципального района «Шилкинский район» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о концессионных соглашениях и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в период подготовки объектов коммунальной инфраструктуры к началу отопительного сезона 2024-2025 гг, законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и установлено, что в собственности Администрации МР «Шилкинский район» имеются:
котельная, расположенная по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с.Арбагар, ул.Комсомольская, 18/1, которая на праве оперативного управления передана МОУ Холбонская средняя общеобразовательная школа;
котельная, расположенная по адресу: г.Шилка, ул.Бородина, д.11, которая на праве оперативного управления передана МОУ Шилкинская средняя общеобразовательная школа №2;
котельная, расположенная по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с.Верхняя Хила, ул.Пионерская, д.21, которая на праве оперативного управления передана МОУ «Верхне-Хилинская средняя общеобразовательная школа».
Администрацией по концессионному соглашению котельные переданы АО «ЗабТЭК», которое является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Шилкинского района.
В ходе проверки выявлено отсутствие приборов учета тепловой энергии на указанных котельных. При этом, Администрацией мероприятия по приобретению и установке приборов учета тепловой энергии не осуществлены, соответствующие конкурсы не объявлялись, договоры не заключались.
Неисполнение Администрацией МР «Шилкинский район» установленной законом обязанности по оснащению приборами учета тепловой энергии зданий, находящихся в муниципальной собственности, нарушает интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Непринятие органом местного самоуправления мер к установке приборов учета нарушает интересы муниципального образования, поскольку препятствует проведению муниципальным учреждением мероприятия по энергосбережению, предусмотренных ст.24 Федерального закона №261-ФЗ, достижению экономии средств за счет снижения потребления энергетических ресурсов и использования ее для нужд учреждения.
Просит возложить на Администрацию МР «Шилкинский район» обязанность оборудовать указанные котельные прибором учета тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании процессуальный истец помощник Шилкинского межрайонного прокурора КВО исковые требования поддержала в полном объеме, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МР «Шилкинский район» КМЛ, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что установка приборов учета на котельных является экономически нецелесообразной, поскольку котельные отапливают исключительно здания образовательных учреждений, отопление не является централизованным. Администрация, как главный распорядитель бюджетных средств, самостоятельно определяет приоритетные статьи расходов бюджета. В настоящее время для бюджета района исполнение заявленных требований не является первостепенными задачами. Бюджет дефицитный, денежные средства на выполнение требований прокурора отсутствуют. Считала, что Администрация не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, АО «ЗабТЭК» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика МОУ «Холбонская СОШ, МОУ «Верх-Хилинская СОШ», МОУ СОШ № в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что котельная школы, расположенная по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с.Арбагар, ул.Комсомольская, 18/1, находящаяся в оперативном управлении МОУ Холбонская СОШ с 01.12.2022 года; котельная, расположенная по адресу: Забайкальский край, г.Шилка, ул.Бородина, 11, находящаяся в оперативном управлении МОУ Шилкинская СОШ №2 с 07.12.2022 года; котельная, расположенная по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с.Верхняя Хила, ул. Пионерская, 21, находящаяся в оперативном управлении МОУ Верх-Хилинская СОШ с 15.11.2022 года, - являются собственностью муниципального района «Шилкинский район».
Согласно информации АО «ЗабТЭК» от 03.06.2024 года указанные котельные не оборудованы приборами учета тепловой энергии.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.8.2 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, на объекты, не являющиеся многоквартирными домами, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, включенные в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, работы по капитальному ремонту общего имущества в которых на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации включают в себя работы по замене и (или) восстановлению инженерных сетей многоквартирного дома, услуги и (или) работы по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и которые должны быть реализованы в соответствии с указанными программами в течение трех лет, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с данной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.24 Федерального закона №261-ФЗ государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях: 1) суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного снижения потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи энергетических ресурсов и воды по сравнению со снижением, учтенным при планировании бюджетных ассигнований, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций этого учреждения, включая увеличение годового фонда оплаты труда (без учета такого увеличения при индексации фондов оплаты труда) (ч.3 ст.24 Федерального закона №261-ФЗ).
Таким образом, законом предусмотрено обязательное оснащение источников тепловой энергии, к которым следует относить котельные, приборами учета тепловой энергии в целях, как коммерческого учета тепловой энергии, так и в целях энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности: 1) требования к приборам учета, включающие особенности учета тепловой энергии, теплоносителя в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час; 2) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения; 3) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем; 4) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В п. 3 названных Правил даны основные понятия, используемые в настоящих Правилах. Так, под прибором учета понимается средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов; под узлом учета понимается техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
Согласно п. 4 указанных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; г) документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
В соответствии с п. 5 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
Согласно п. 20 названных Правил на источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети.
Согласно ст. 2, ч. 3 ст. 19 Федерального закона 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается, в том числе в случаях отсутствий в точках учета приборов учета. При этом, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается до установки приборов учета тепловой энергии и не освобождает от обязанности оборудовать котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, и наличии правовых оснований для возложения на Администрацию МР «Шилкинский район», как на собственника имущества, обязанности по оснащению котельных приборами учета тепловой энергии. Передача в оперативное управление общеобразовательным учреждениям объектов не исключает обязанности собственника по его содержанию.
Довод представителя ответчика о наличии обязанности установить приборы учета тепловой энергии в зданиях котельных у теплоснабжающей организации не основан на приведенных выше нормах закона.
Довод представителя ответчика о том, что теплоэнергия, вырабатываемая котельными, переданными в оперативное управление общеобразовательным учреждениям соответствующих населенных пунктов, снабжает тепловой энергией исключительно здания учреждений, в оперативном управлении которых они находятся, и не подлежат оснащению приборами учета, несостоятельным, поскольку в соответствии с п. 4 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется не только в целях осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии, но и в целях контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
Отсутствие в бюджете муниципального образования необходимых средств для организации коммерческого учета тепловой энергии на котельных не является предусмотренным законом основанием для неоснащения котельных приборами учета тепловой энергии и не освобождает орган местного самоуправления от выполнения возложенной на него как на собственника обязанности.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику понадобится время, суд полагает целесообразным установить срок исполнения судебного решения до 01.03.2025 года, поскольку заявленный прокуром срок по мнению суда не является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования Шилкинский район Забайкальского края к Администрации муниципального района «Шилкинский район» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального района «Шилкинский район» (ИНН 7527002133) обязанность по оборудованию котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с.Арбагар, ул.Комсомольская, 18/1; котельной, расположенной по адресу: г.Шилка, ул.Бородина, д.11; котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с.Верхняя Хила, ул.Пионерская, д.21 приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до 01.03.2025 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Судья Ю.В. Терновая
Решение изготовлено 28 августа 2024 года.
Судья Ю.В. Терновая