Дело № 2 - 135\2013 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2013 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Красильниковой С.А.,
при секретаре судебного заседания Тухфетулловой И.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Александровой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних о признании незаконным бездействие администрации <адрес> по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе по осуществлению мер по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности в МБОУ «СОШ №» <адрес>, об обязании администрацию <адрес> выделить денежные средства в достаточном размере для ремонта ограждения МБОУ «СОШ №» <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, об обязании МБОУ «СОШ №» <адрес> с момента перечисления денежных средств незамедлительно отремонтировать ограждение (забор) вокруг территории учреждения.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <адрес>, в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился с иском в интересах несовершеннолетних о признании незаконным бездействие администрации <адрес> по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе по осуществлению мер по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности в МБОУ «СОШ №» <адрес>, об обязании администрацию <адрес> выделить денежные средства в достаточном размере для ремонта ограждения МБОУ «СОШ №» <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, об обязании МБОУ «СОШ №» <адрес> с момента перечисления денежных средств незамедлительно отремонтировать ограждение (забор) вокруг территории учреждения (в окончательном варианте).
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения МБОУ «СОШ №» требований ФЗ от 06 марта 2006 года N 35 "О противодействии терроризму". В результате проверки установлено нарушение закона в части требований об обеспечении ограничения доступа на территорию образовательного учреждения. Школа является объектом массового пребывания детей, в связи с чем вопрос осуществления комплекса организационных и профилактических мер по предотвращению возможных актов терроризма в отношении учащихся должен относиться к приоритетным направлениям деятельности органа местного самоуправления. Учредителем и собственником имущества является Администрация муниципального образования "<адрес>". В связи с этим, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации <адрес> по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе по осуществлению мер по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности в МБОУ «СОШ №» <адрес>, обязать администрацию <адрес> выделить денежные средства в достаточном размере для ремонта ограждения МБОУ «СОШ № » <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а также обязать МБОУ «СОШ №» <адрес> с момента перечисления денежных средств незамедлительно отремонтировать ограждение (забор) вокруг территории учреждения.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Александрова Н.В. исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении, и просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель Администрации <адрес> в суд не явился, имеется заявление о рассмотрении дела без их участия, из текста заявления следует, что иск в части предъявленных требований к Администрации <адрес> не признала.
Представитель МБОУ «СОШ №» суду пояснил, что действительно прокуратурой <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что часть ограждения по периметру школы имеет повреждения и требуется ремонт, администрация школы готова произвести ремонт, главной причиной невозможности устранения данных нарушение это отсутствие денежных средств.
Представитель третьих лиц Отдела образования Администрации <адрес>, Муниципального казенного учреждения «Центр финансово-производственного обеспечения и информатизации» иск не признал.
Выслушав участников процессов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту.
Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статьей 3 и 4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав. Гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица либо неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно статьи 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу статьи 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 « Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 33 Закона об образовании права юридического лица у образовательной организации в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательной организации. Признаки юридического лица определены в статье 48 Гражданского кодекса РФ. Выступая в качестве юридического лица образовательная организация имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Согласно Письма Минфина РФ от 16 мая 2011 года № 12-08-22\1959 "Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.
Субсидиарная ответственность публично-правового образования по обязательствам бюджетных и автономных учреждений Федеральным законом исключена. Учреждения отвечают по своим обязательствам тем имуществом, которым вправе распоряжаться без согласия собственника.
В свою очередь бюджетное учреждение имеет право распоряжаться без согласия собственника движимым имуществом, не отнесенным к особо ценному, как закрепленным собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №», расположенное по адресу: <адрес> является юридическим лицом.
По смыслу ч. 1 ст. 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Устава муниципальное бюджетного общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 3" <адрес> является некоммерческим бюджетным учреждением, созданным Администрацией <адрес> для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Администрация <адрес> как собственник и учредитель Школы осуществляет финансовое обеспечение ее деятельности по выполнению муниципального задания на оказание муниципальных услуг в сфере образования в соответствии с утвержденной бюджетной сметой.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставлен ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В результате проведенной прокуратурой проверки на предмет соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности МБОУ « СОШ №» установлено, что территория школы имеет ограду. Ограждение имеет повреждения, местами отсутствует, что делает беспрепятственным доступ посторонних лиц, а также возможность совершения любого преступления, в том числе террористического характера в отношении детей, сотрудников и лиц, находящихся в помещении и на территории образовательного учреждения. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности, а также фотоматериалами, имеющимися в материалах гражданского дела.
Пункт п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189, предусматривает, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
По мнению суда наличие стационарного ограждения вокруг образовательного учреждения является одним из показателей защищенности объекта, а потому производство ремонтных работ ограждения следует отнести, в том числе и к мерам по противодействию терроризму. Несоблюдение администрацией школы указанных требований законодательства свидетельствует о непринятии мер по повышению антитеррористической защищенности и усилению безопасности образовательного учреждения.
При этом, производство ремонтных работ ограждения территории образовательного учреждения отвечает и требованиям Закона РФ "Об образовании", поскольку направлено на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Вышеприведенные законоположения, с учетом установленного факта наличия недостатков в ограждении территории образовательного учреждения, свидетельствуют о необходимости в рамках мер повышения антитеррористической защищенности и усиления безопасности этого учреждения, возложение на администрацию школы обязанности по организации ремонтных работ ограждения территории школы.
Суд не может согласиться с требованиями прокурора в части иска в интересах несовершеннолетних о признании незаконным бездействие администрации <адрес> по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе по осуществлению мер по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности в МБОУ «СОШ №» <адрес>, об обязании администрацию <адрес> выделить денежные средства в достаточном размере для ремонта ограждения МБОУ «СОШ №» <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а также в части об обязании МБОУ «СОШ №» <адрес> отремонтировать ограждение (забор) вокруг территории учреждения незамедлительно с момента перечисления денежных средств незамедлительно.
Как видно из дела, прокурор свои требования, предъявленные к Администрации, первоначально обосновал тем, что указанный ответчик является учредителем Учреждения, в связи с чем при недостаточности средств у Учреждения несет ответственность по обязательствам последнего, а впоследствии тем, что при недостаточности средств у Учреждения по его обязательствам ответственность несет учредитель в порядке, определяемом законом.
Таким образом, принимая во внимание буквальное значение слов и выражений, содержащихся в иске, прокурор исходил из того, что Администрация перед неопределенным кругом лиц несет субсидиарную ответственность.
Так, в силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Таким образом субсидиарная ответственность представляет собой дополнительную ответственность к ответственности другого лица, являющегося основным должником, и возникает на основании закона, иных правовых актов или условий обязательства.
Применительно к бюджетным учреждениям эта норма подлежит применению в совокупности с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ. При этом в указанную правовую норму Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83- ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" внесены изменения, исключающие субсидиарную ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения. В этом же Федеральном законе (п. 12 ст. 33) предусмотрено, что положения, исключающие ответственность собственника, не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.
Поскольку по настоящему делу спорные правоотношения возникли после 1 января 2011 года, то в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ ( в редакции Федерального закона N 83- ФЗ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Как указывается в п. 3, 6 и 7 ст. 9. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7- ФЗ " О некоммерческих организациях" применительно к муниципальным бюджетным учреждениям соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя такого учреждения, формирует и утверждает муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности.
При этом финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении муниципальных бюджетных учреждений определяется местной администрацией.
Таким образом, начиная с 1 января 2011 года, собственник имущества муниципального бюджетного учреждения по обязательствам этого учреждения ответственности не несет. На его учредителя возложена обязанность формировать и утверждать муниципальные задания для него в соответствии с основными видами деятельности, а само финансовое обеспечение выполнения данного задания осуществляется в виде субсидий из муниципального бюджета с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (за исключением случая, когда недвижимое имущество сдано в аренду с согласия учредителя). При этом порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется местной администрацией. Указанное означает, что собственника имущества бюджетного учреждения действующее законодательство к числу субсидиарных должников не относит. Субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения не возникает и на основании условий обязательства.
Судом установлено, в ходе проверки прокуратурой выявлено частичное отсутствие ограждения вокруг здания школы, поскольку в соответствии с требованиями закона это не отвечает требованиям Пункта п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189, то обязанность по ремонту ограждения суд считает необходимым возложить именно на само Учреждение.
Согласно Устава Учреждения в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, Учреждение находится в ведении муниципального образования <адрес> Республики. Функции учредителя от имени муниципального образования города осуществляет Администрация или иной орган местного самоуправления, наделенный данными полномочиями. Учреждение во время образовательного процесса само несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и других лиц, а собственник имущества Учреждения по обязательствам Учреждения ответственности не несет.
Школа является бюджетным учреждением, т.е. по смыслу ч. 1 ст. 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее Закон N 7-ФЗ либо Закон "О некоммерческих организациях") и Устава Школы является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием <адрес> для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Администрация Муниципального образования «Новочебоксарск» как собственник и учредитель Школы осуществляет финансовое обеспечение ее деятельности по выполнению муниципального задания на оказание муниципальных услуг в сфере образования в соответствии с утвержденной бюджетной сметой.
При этом, в соответствии с абз. 2 ч. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Здание Школы находится в собственности Новочебоксарска, закреплено за Школой на праве оперативного управления. Земельный участок, на котором расположено здание Школы предоставлен ей на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Договором о передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление следует, что обязанность по обеспечению содержания имущества, нормальные условия эксплуатации включающего в себя все виды ремонта, возложена на Школу.
Данное положение договора согласуется с положениями части 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ и абз. 2 части 6 статьи 9.2 Закона "О некоммерческих организациях" и возлагает на Школу бремя содержания закрепленного за ней имущества, что не противоречит статьей 210 Гражданского кодекса РФ в соответствии с которой бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах Администрация, которая осуществляет лишь финансирование оказываемых Школой муниципальных услуг в сфере образования, надлежащим ответчиком по настоящему делу не является,,
При таких обстоятельствах по мнению суда исковые требования прокурора в интересах несовершеннолетних части к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействие по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе по осуществлению мер по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности в МБОУ «СОШ №» <адрес>, об обязании администрацию <адрес> выделить денежные средства в достаточном размере для ремонта ограждения МБОУ « СОШ №» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а также к МБОУ « СОШ №» об обязании отремонтировать ограждение ( забор) вокруг территории учреждения в части исковых требований с момента перечисления денежных средств незамедлительно удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 198-ст. 199 ГПК РФ, суд
решил :
Иск прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» отремонтировать ограждение (забор) вокруг территории учреждения.
В иске прокурору <адрес> в интересах несовершеннолетних к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействие по непринятию мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе по осуществлению мер по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности в МБОУ «СОШ №» <адрес>, об обязании администрацию <адрес> выделить денежные средства в достаточном размере для ремонта ограждения МБОУ « СОШ №» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, к МБОУ «СОШ №» об обязании отремонтировать ограждение (забор) вокруг территории учреждения в части с момента перечисления денежных средств незамедлительно отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
С мотивированным решением стороны могут быть ознакомлены с 30 марта 2013 года
Судья: С.А. Красильникова