УИД 24RS0026-01-2020-000487-22
Дело № 2а-401/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2020 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю к СО.ву О. Г. о взыскании недоимки по налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю) предъявила в суде административный иск к СО.ву О.Г. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере 3633 руб., пени за период с 04.12.2018 г. по 27.01.2019 г. в размере 51,22 руб., а всего 3684,22 руб..
В обоснование данной части требований указано, что СО.в О.Г. является собственником транспортного средства- автомобиля «ВАЗ-21150», с государственным регистрационным знаком <...>, и автомобиля «ГАЗ САЗ-3507» с государственным регистрационным знаком <...>, в связи с чем обязан уплачивать транспортный налог. За 2017 г. надлежало оплатить транспортный налог в размере 3633 руб.. В связи с неоплатой налога, исчислены пени, за период с 04.12.2018 г. по 27.01.2019г., в размере 51,22 руб.
Ссылаясь на данные обстоятельства, налоговый орган просит взыскать с административного ответчика указанные денежные суммы.
Представитель административного истца Оленина Н.В. письменно просила рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.
Административным ответчиком СО.вым О. Г. не представлено возражений относительно заявленных требований.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Обсудив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с абз.1 ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Красноярского края «О транспортном налоге» на территории Красноярского края с 01.01.2008 введен транспортный налог.
По правилам абз.1 ст.357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По правилам ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Судом, на основании представленных административным истцом материалов, установлено, что административный ответчик СО.в О.Г. является собственником транспортных средств- автомобиля «ВАЗ-21150», с государственным регистрационным знаком <...>, и автомобиля «ГАЗ САЗ-3507» с государственным регистрационным знаком <...>.
Таким образом, СО.в О.Г. является плательщиком транспортного налога.
24.08.2018 г. административному ответчику направлено налоговое уведомление № 57815228, в соответствии с которым предложено в срок до 03.12.2018 г. оплатить транспортный налог за 2017 г. в размере 3633 руб..
В связи с тем, что административным ответчиком не выполнена обязанность по уплате налогов, 28.01.2019 г. в адрес СО.ва О.Г. налоговым органом направлено требование № 883, которым предлагалось в срок до 13.03.2019 г. произвести оплату транспортного налога в размере 3633 руб., пени в размере 52,24 руб..
Однако данное требование также не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п.2 ст. 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с иском о взыскании транспортного налога за 2017 г.. Данное ходатайство мотивировано большим объемом передаваемых документов и необходимостью проверки сведений о задолженности по имущественным налогам.
Как указывалось выше, согласно требованию № 883 от 28.01.2019 г. административному ответчику надлежало в срок до 13.03.2019 г. уплатить транспортный налог за 2017 г., а также пени по данному налогу.
Шестимесячный срок, в течение которого административный истец мог обратиться в суд с соответствующим иском по указанным требованиям, истек 13.09.2019 г.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций административный истец не обращался.
Административный истец обратился в суд с настоящим иском 02.10.2020 г., то есть спустя значительный период времени (более года) со дня истечения срока на подачу искового заявления о взыскании задолженности по налогу.
Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов, истцом не представлено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Следует учесть, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, учитывая отсутствие оснований для восстановления пропущенного срока, заявленное административным истцом требование о взыскании с СО.ва О.Г. недоимки по транспортному налогу за 2017 год удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю в удовлетворении исковых требований к СО.ву О. Г. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения через Каратузский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Т.В.Криндаль