Решение по делу № 33-14381/2023 от 07.08.2023

Мотивированное определение изготовлено 03.10.2023

УИД: 66RS0012-01-2023-000991-93

Дело № 33-14381/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 26.09.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Зоновой А.Е.,

судей Редозубовой Т.Л., Ершовой Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ещенко Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Такиуллина Егора Эдуардовича, Такиуллиной Альбины Гайфетдиновны, действующей в интересах несовершеннолетних Такиуллиной Ульяны Эдуардовны и Такиуллиной Полины Эдуардовны, к Отраслевому органу Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Расчетный центр г. Каменска-Уральского» о признании незаконным решения, возложении обязанности,

поступившее по апелляционной жалобе истцов на решение Синарского районного уда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 15.06.2023 (дело № 2а-948/2023).

Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., судебная коллегия

установила:

Такиуллин Е.Э., Такиуллина А.Г., действующая в интересах несовершеннолетних Такиуллиной Ульяны Эдуардовны и Такиуллиной Полины Эдуардовны, обратились с административным иском к Отраслевому органу Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству, МКУ «Расчетный центр г. Каменска-Уральского» о признании незаконным решения № 607682 от 17.02.2023, возложении обязанности устранить нарушение прав административных истцов.

В обоснование административного иска указано, что 11.02.2023 Такиуллин Е.Э. обратился с заявлением о предоставлении субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Решением Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству № 607682 от 17.02.2023 отказано в предоставлении государственной услуги «предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по причине: отсутствие у заявителя права на получение субсидии. 07.04.2023 Такиуллин Е.Э. направил обращение о предоставлении документов, подтверждающих обоснованность причин отказа. В ответе № 01-02-17/14 от 05.05.2023 МКУ «Расчетный центр г. Каменска-Уральского» в качестве причины указало: отсутствие соответствия условию предоставления субсидии, указанное в пункте 2 Правил, когда субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Истцами указано, что при рассмотрении заявления о предоставлении субсидии за период с августа 2022 по январь 2023 были учтены следующие доходы: стипендия Такиуллина Е.Э. – 16500 руб., доход от РЖД Такиуллина Е.Э. – 159157 руб. 37 коп., оплата Такиуллиной А.Г. от Стройком – 11519 руб. 72 коп., пособие Такиуллиной А.Г. из Центра занятости – 3301 руб. 61 коп., пособие по временной нетрудоспособности Такиуллиной А.Г. – 15773 руб. 64 коп., пособие по временной нетрудоспособности Такиуллиной А.Г. – 5 776 руб. 70 коп., полученные алименты на Такиуллину П.Э. и Такиуллину У.Э. – 62884 руб. 96 коп., ежемесячные пособия на детей – 7896 руб., выплаты на детей с 08 до 17 лет – 170806 руб. Итого доход семьи составил 453616 руб. за 6 месяцев, или 75602 руб. 67 коп. – среднемесячный. С указанным расчетом истцы не согласны, полагают необоснованным включение в доход семьи социальных выплат (пособия на детей, из Центра занятости, в связи с временной нетрудоспособностью). Без указанных выплат у семьи Такиуллиных возникает право на получение субсидии. Кроме того, указано на неправильное применение коэффициента в 0,22 размера областного стандарта максимально допустимой доли расходов граждан, а также неправильное применение при расчете показателя принятого Областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в размере 3868 рублей.

Решением Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 15.06.2023 исковые требования Такилуллиных оставлены без удовлетворения в полном объеме.

В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом при разрешении спора неверно применены нормы материального права в части порядка учета доходов членов семьи для получения субсидии.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда Свердловской области от 09.08.2023 настоящее дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда по правилам гражданского судопроизводства.

Стороны в суд апелляционной инстанции не явились. Сведений об уважительных причинах неявки не представлено, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. В материалах дела имеются сведения об извещении не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет». С учетом изложенного, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 11.02.2023 Такиуллин Е.Э. обратился с заявлением о предоставлении субсидии в отношении жилого помещения, расположенного по ул. 4-я Песчаная, 6 в г. Каменске-Уральском Свердловской области, выбрав способ доставки – перечисление на банковский счет в кредитной организации ПАО «Сбербанк».

Решением Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству № 607682 от 17.02.2023 отказано в предоставлении субсидии по причине: отсутствие у заявителя права на получение субсидии.

В ответе на обращение Такиуллина Е.Э. № 01-02-17/14 от 05.05.2023 МКУ «Расчетный центр г. Каменска-Уральского» привело подробные пояснения расчета субсидии.

С приведенным в ответе на обращение расчетом субсидии истцы не согласны, полагают необоснованным включение в доход семьи социальных выплат (пособий на детей, из Центра занятости, в связи с временной нетрудоспособностью). Также указывают на неправильное применение коэффициента в 0,22 размера областного стандарта максимально допустимой доли расходов граждан, а также неправильное применение при расчете показателя принятого Областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (ответчиками указан в размере 3868).

Суд первой инстанции, принимая решение об отказе удовлетворении исковых требований, руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», которым утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также – Правила от 14.12.2005, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512, которым утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 № 1037пр/857, Областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для отопительного периода на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2023 № 115-ПП «Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2023 год» (Приложение № 3), пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку согласился с законностью действий ответчика по определению совокупного дохода семьи истца, среднемесячного дохода с учетом составляющих полученных сумм, применением размера областного стандарта максимальной допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения 22 %, в связи с чем пришел к выводу о законности решения ответчика об отказе в назначении истцу субсидии на основании заявления от 11.02.2023.

Судебная коллегия с приведенными судом выводами соглашается, полагая их соответствующими нормам материального права и фактической оценки юридически значимых обстоятельств по делу.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии со ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с п.32 Правил от 14.12.2005 № 761 совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

Поскольку заявление истца о предоставлении субсидии поступило 11.02.2023, то учету подлежал доход членов семьи истца за период с августа 20022 по январь 2023 года, что сторонами не оспорено.

В силу п.34. Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" с учетом:

а) видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан;

б) денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

в) доходов, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем;

г) компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;

д) денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемых приемной семье на содержание каждого ребенка;

е) денежных средств, направленных на оплату обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, когда такая оплата производится не из собственных доходов обучающихся либо проживающих совместно с ним членов его семьи, а за счет средств иных лиц, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе;

ж) доходов, полученных от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования;

з) доходов охотников-любителей, получаемых от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья либо мяса диких животных;

и) ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:

а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";

д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;

пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;

ежемесячное пособие на ребенка;

надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями;

е) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся:

ж) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются алименты, получаемые членами семьи.

Вопреки доводам жалобы, ответчиком обоснованно включены в расчет совокупного дохода семьи для определения права на получение субсидии алименты, получаемые членами семьи (в данном случае алименты, получаемые на содержание несовершеннолетних детей Такуллиной П.Э. и Такиуллиной У.Э.). По смыслу приведенных норм, которые были применены судом первой инстанции при разрешении заявленных требований, федеральный законодатель, определяя порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для получения компенсации по оплате коммунальных платежей, установил, что при расчете среднедушевого дохода семьи алименты учитываются в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

По аналогичным основаниям в виду вышеприведенного правового регулирования ответчиком обоснованно включены в расчет совокупного дохода семьи истца полученное пособие по безработиц и пособие по временной нетрудоспособности.

Ссылка истца в жалобе на характер указанных выплат и их социальную направленность отклоняется, поскольку она основана на неверном толковании норм материального права.

Оснований не учитывать в расчете совокупного дохода пособие по безработице и выплаты по трудовому договору в отношении Такиуллиной А.Г. со ссылкой на п.3(1) Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 у суда также не имелось.

В соответствии с данной нормой при расчете среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина не учитываются доходы членов семьи или одиноко проживающего гражданина, с которыми был расторгнут трудовой договор начиная с 1 марта 2022 г. и которые признаны безработными в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" на день подачи заявления об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта. К указанным доходам относятся доходы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 1 настоящего перечня.

Однако на момент подачи истцом заявления о предоставлении субсидии (февраль 2023) указанная норма утратила силу с 01.01.2023 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.03.2022 № 410 в связи с истечением срока действия данной нормы.

Кроме того, указанное положение позволяло не учитывать доходы членов семьи, с которыми трудовой договоре прекращен с 01.03.2022 и которые признаны безработными на день именно подачи заявления об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, что не относится к вопросу получения спорной субсидии истцом на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Судом первой инстанции правомерно не установлено оснований для исключения из совокупного дохода истца и членов семьи ежемесячного пособия на детей и ежемесячных выплат на детей Такиуллину П.Э. и Такиуллину У.Э. с учетом положений абзаца 7 подпункта «д» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512.

В соответствии с полученными по запросу судебной коллегии справкой Отделения социального фонда по Свердловской области в период с августа 2022 по январь 2023 Такиуллиной А.Г. произведено начисление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 08 до 17 лет в соответствии с Указом Президента РФ от 31.03.2022 № 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей" в общем размере 170806 рублей.

В соответствии со справкой Управления социальной политики № 12 Такиуллиной А.Г. выплачено ежемесячное пособие на ребенка в общем размере на обоих детей 7896 рублей с августа 2022 по январь 2023.

Указанные выплаты, вопреки доводам жалобы истца, не отнесены к выплатам в порядке оказания государственной социальной помощи, поскольку не предусмотрены законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи.

По своему правовому характеру данные выплаты относятся к ежемесячным пособиям на ребенка, учитываемым в составе совокупного дохода, в том числе выплаты по Указу Президента РФ от 31.03.2022 № 175, поскольку ранее Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" была предусмотрена в том числе выплата ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 08 до 17 лет (ст.ст.10.1 – 10.3 закона).

Однако положения ст.ст.10.1 – 10.3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ признаны утратившим силу Федеральным законом от 30.04.2022 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу с 01.05.2022.

При этом на переходный период аналогичные выплаты взамен отмененной нормы были установлены Указом Президента РФ от 31.03.2022 № 175 Указ Президента РФ от 31.03.2022 N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей", действие данного Указа прекращено с 01.01.2023 года.

Анализ указанных правовых актов свидетельствует об аналогичном характере произведённых выплат и правомерном отнесении ответчиком данных выплат к ежемесячным пособиям на ребенка, учитываемым, вопреки доводам истца, в составе совокупного дохода.

В пункте 60 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 № 1037пр/857, также разъяснено, что суммы ежемесячных пособий на ребенка, выплачиваемых родителям (иным законным представителям), иные установленные денежные выплаты, рекомендуется учитывать в доходе ребенка, которому они причитаются (пункт 2 статьи 60 Семейного кодекса), то есть исключению не подлежат.

Что касается включения в совокупный доход стипендии, полученной Такиуллиным Е.Э., то решение суда и в данной части не противоречит нормам материального права, поскольку положения подпункта «д» пункта 1 Постановления Правительства от 20.08.2003 № 512 предусматривают включение в состав дохода в том числе стипендий без относительно характера полученной стипендии.

Действительно, из материалов дела следует, что Такиуллиным Е.Э. в период с августа 2022 по декабрь 2022 получена государственная социальная стипендия в период обучения в ФГБОУ ВО УрГУПС, что подтверждается справкой образовательного учреждения, полученной по запросу судебной коллегии и приобщенной к материалам дела в качестве дополнительного доказательства. При этом из данной справки также следовало, что Такиуллину Е.Э. государственная социальная стипендия была назначена в виду получения государственной социальной помощи. Судебной коллегией также получены сведения из Управления социальной политики № 12 о получении Такиуллиным Е.Э. государственной социальной помощи в период с 01.03.2022 по 30.11.2022: в марте 2022 – 13379 рублей, с августа по октябрь 2022 по 14717 рублей (приобщены к материалам дела в качестве дополнительного доказательства). Однако указанные суммы получения Такиуллиным Е.Э. государственной социальной помощи не учитывались ответчиком в составе совокупного дохода семьи заявителя при определении права на получение спорной субсидии.

При этом даже если исключить из общего дохода семьи истца стипендии Такиуллина Е.Э. в сумме 16500 рублей, то решение об отказе в предоставлении субсидии останется не измененным, поскольку расчет субсидии будет произведен в любом случае из пункта 23 Правил № 761 с учетом всех других доходов членов семьи заявителя, то есть по формуле расчета при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предполагаемый доход семьи за 6 месяцев за вычетом стипендии 453616 рублей – 16500 (стипендия) / 6 (месяцев) = 72852,66 рублей.

Субсидия = 3868 (ССЖКУ) * 4 (количество членов семьи) – 0,22 (размер областного стандарта * 72852,66 (среднемесячный доход семьи) = 15472 – 16027,58 = - 555,58 рублей.

Согласно п.20 Правил № 761 размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

В силу п.21 Правил № 761 размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопреки доводам стороны истца согласно пункту 2 статьи 4 Закона Свердловской области от 15.07.2005 N 89-ОЗ «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в Свердловской области» размер областного стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для иных одиноко проживающих граждан и семей, за исключением указанных в подпункте 1 настоящей стать, - 22 процента.

Оснований для применения регионального стандарта для одиноко проживающих граждан и семей, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области, с 1 июля 2011 года - 13 процентов, с 1 июля 2012 года - 12 процентов или в ином меньшем размере, не имелось в виду не установления факта размера дохода членов семьи истца меньше прожиточного минимума с учетом определения общего размера доходов семьи истца по вышеуказанным основания (составил в 2022 году – 14717, в 2023 году – 15356 для трудоспособного населения).

В соответствии с п.2 Правил № 761 субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Оснований для расчета субсидии с применением п.24 Правил № 761 с применением поправочного коэффициента не имелось, с учетом определённого размера среднемесячного дохода семьи заявителя более величины прожиточного минимума.

Судом первой инстанции обоснованно указано, что областной стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для отопительного периода на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2023 № 115-ПП «Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2023 год» (Приложение № 3), вопреки доводам стороны истца, составил 3868 руб. в месяц.

Вопреки доводам жалобы не имелось у суда оснований и для применения иного размера ССЖУ, чем указано в расчете ответчика – 3868 рублей в месяц, поскольку в данной части суд правомерно руководствовался положениями Приложения 3 Постановления Правительства Свердловской области от 16.02.2023 N 115-ПП "Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2023 год", в котором установлен размер областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями ч.2 ст.169 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственников жилых домов, дифференцированный по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, на 2023 год, что для семьи составом более 3 человек составил 3868 рублей.

Из материалов дела следует, что истец просил предоставить субсидию на оплату коммунальных платежей в связи с содержанием жилого помещения в виде жилого дома (выписка из ЕГРН л.д.102) по адресу г. Каменск-Уральский ул. 4-ая Песчаная д. 6, а не многоквартирного дома, что исключало применение стандарта ССЖУ по Приложению 2 или 3 указанного постановления, которое устанавливает размер ССЖУ для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации (пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов), и для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить взносы на капитальный ремонт.

Учитывая изложенное, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Из материалов дела следует, что нарушений судом первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящего Кодекса не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определил:

решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 15.06.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.

Председательствующий А.Е. Зонова

Судьи Т.Л. Редозубова

Т.Е. Ершова

Мотивированное определение изготовлено 03.10.2023

УИД: 66RS0012-01-2023-000991-93

Дело № 33-14381/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 26.09.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Зоновой А.Е.,

судей Редозубовой Т.Л., Ершовой Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ещенко Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Такиуллина Егора Эдуардовича, Такиуллиной Альбины Гайфетдиновны, действующей в интересах несовершеннолетних Такиуллиной Ульяны Эдуардовны и Такиуллиной Полины Эдуардовны, к Отраслевому органу Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Расчетный центр г. Каменска-Уральского» о признании незаконным решения, возложении обязанности,

поступившее по апелляционной жалобе истцов на решение Синарского районного уда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 15.06.2023 (дело № 2а-948/2023).

Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., судебная коллегия

установила:

Такиуллин Е.Э., Такиуллина А.Г., действующая в интересах несовершеннолетних Такиуллиной Ульяны Эдуардовны и Такиуллиной Полины Эдуардовны, обратились с административным иском к Отраслевому органу Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству, МКУ «Расчетный центр г. Каменска-Уральского» о признании незаконным решения № 607682 от 17.02.2023, возложении обязанности устранить нарушение прав административных истцов.

В обоснование административного иска указано, что 11.02.2023 Такиуллин Е.Э. обратился с заявлением о предоставлении субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Решением Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству № 607682 от 17.02.2023 отказано в предоставлении государственной услуги «предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по причине: отсутствие у заявителя права на получение субсидии. 07.04.2023 Такиуллин Е.Э. направил обращение о предоставлении документов, подтверждающих обоснованность причин отказа. В ответе № 01-02-17/14 от 05.05.2023 МКУ «Расчетный центр г. Каменска-Уральского» в качестве причины указало: отсутствие соответствия условию предоставления субсидии, указанное в пункте 2 Правил, когда субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Истцами указано, что при рассмотрении заявления о предоставлении субсидии за период с августа 2022 по январь 2023 были учтены следующие доходы: стипендия Такиуллина Е.Э. – 16500 руб., доход от РЖД Такиуллина Е.Э. – 159157 руб. 37 коп., оплата Такиуллиной А.Г. от Стройком – 11519 руб. 72 коп., пособие Такиуллиной А.Г. из Центра занятости – 3301 руб. 61 коп., пособие по временной нетрудоспособности Такиуллиной А.Г. – 15773 руб. 64 коп., пособие по временной нетрудоспособности Такиуллиной А.Г. – 5 776 руб. 70 коп., полученные алименты на Такиуллину П.Э. и Такиуллину У.Э. – 62884 руб. 96 коп., ежемесячные пособия на детей – 7896 руб., выплаты на детей с 08 до 17 лет – 170806 руб. Итого доход семьи составил 453616 руб. за 6 месяцев, или 75602 руб. 67 коп. – среднемесячный. С указанным расчетом истцы не согласны, полагают необоснованным включение в доход семьи социальных выплат (пособия на детей, из Центра занятости, в связи с временной нетрудоспособностью). Без указанных выплат у семьи Такиуллиных возникает право на получение субсидии. Кроме того, указано на неправильное применение коэффициента в 0,22 размера областного стандарта максимально допустимой доли расходов граждан, а также неправильное применение при расчете показателя принятого Областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в размере 3868 рублей.

Решением Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 15.06.2023 исковые требования Такилуллиных оставлены без удовлетворения в полном объеме.

В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом при разрешении спора неверно применены нормы материального права в части порядка учета доходов членов семьи для получения субсидии.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда Свердловской области от 09.08.2023 настоящее дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда по правилам гражданского судопроизводства.

Стороны в суд апелляционной инстанции не явились. Сведений об уважительных причинах неявки не представлено, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. В материалах дела имеются сведения об извещении не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет». С учетом изложенного, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 11.02.2023 Такиуллин Е.Э. обратился с заявлением о предоставлении субсидии в отношении жилого помещения, расположенного по ул. 4-я Песчаная, 6 в г. Каменске-Уральском Свердловской области, выбрав способ доставки – перечисление на банковский счет в кредитной организации ПАО «Сбербанк».

Решением Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству № 607682 от 17.02.2023 отказано в предоставлении субсидии по причине: отсутствие у заявителя права на получение субсидии.

В ответе на обращение Такиуллина Е.Э. № 01-02-17/14 от 05.05.2023 МКУ «Расчетный центр г. Каменска-Уральского» привело подробные пояснения расчета субсидии.

С приведенным в ответе на обращение расчетом субсидии истцы не согласны, полагают необоснованным включение в доход семьи социальных выплат (пособий на детей, из Центра занятости, в связи с временной нетрудоспособностью). Также указывают на неправильное применение коэффициента в 0,22 размера областного стандарта максимально допустимой доли расходов граждан, а также неправильное применение при расчете показателя принятого Областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (ответчиками указан в размере 3868).

Суд первой инстанции, принимая решение об отказе удовлетворении исковых требований, руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», которым утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также – Правила от 14.12.2005, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512, которым утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 № 1037пр/857, Областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для отопительного периода на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2023 № 115-ПП «Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2023 год» (Приложение № 3), пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку согласился с законностью действий ответчика по определению совокупного дохода семьи истца, среднемесячного дохода с учетом составляющих полученных сумм, применением размера областного стандарта максимальной допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения 22 %, в связи с чем пришел к выводу о законности решения ответчика об отказе в назначении истцу субсидии на основании заявления от 11.02.2023.

Судебная коллегия с приведенными судом выводами соглашается, полагая их соответствующими нормам материального права и фактической оценки юридически значимых обстоятельств по делу.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии со ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с п.32 Правил от 14.12.2005 № 761 совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

Поскольку заявление истца о предоставлении субсидии поступило 11.02.2023, то учету подлежал доход членов семьи истца за период с августа 20022 по январь 2023 года, что сторонами не оспорено.

В силу п.34. Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" с учетом:

а) видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан;

б) денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

в) доходов, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем;

г) компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;

д) денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемых приемной семье на содержание каждого ребенка;

е) денежных средств, направленных на оплату обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, когда такая оплата производится не из собственных доходов обучающихся либо проживающих совместно с ним членов его семьи, а за счет средств иных лиц, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе;

ж) доходов, полученных от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования;

з) доходов охотников-любителей, получаемых от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья либо мяса диких животных;

и) ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:

а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";

д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;

пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;

ежемесячное пособие на ребенка;

надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями;

е) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся:

ж) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются алименты, получаемые членами семьи.

Вопреки доводам жалобы, ответчиком обоснованно включены в расчет совокупного дохода семьи для определения права на получение субсидии алименты, получаемые членами семьи (в данном случае алименты, получаемые на содержание несовершеннолетних детей Такуллиной П.Э. и Такиуллиной У.Э.). По смыслу приведенных норм, которые были применены судом первой инстанции при разрешении заявленных требований, федеральный законодатель, определяя порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для получения компенсации по оплате коммунальных платежей, установил, что при расчете среднедушевого дохода семьи алименты учитываются в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

По аналогичным основаниям в виду вышеприведенного правового регулирования ответчиком обоснованно включены в расчет совокупного дохода семьи истца полученное пособие по безработиц и пособие по временной нетрудоспособности.

Ссылка истца в жалобе на характер указанных выплат и их социальную направленность отклоняется, поскольку она основана на неверном толковании норм материального права.

Оснований не учитывать в расчете совокупного дохода пособие по безработице и выплаты по трудовому договору в отношении Такиуллиной А.Г. со ссылкой на п.3(1) Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 у суда также не имелось.

В соответствии с данной нормой при расчете среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина не учитываются доходы членов семьи или одиноко проживающего гражданина, с которыми был расторгнут трудовой договор начиная с 1 марта 2022 г. и которые признаны безработными в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" на день подачи заявления об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта. К указанным доходам относятся доходы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 1 настоящего перечня.

Однако на момент подачи истцом заявления о предоставлении субсидии (февраль 2023) указанная норма утратила силу с 01.01.2023 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.03.2022 № 410 в связи с истечением срока действия данной нормы.

Кроме того, указанное положение позволяло не учитывать доходы членов семьи, с которыми трудовой договоре прекращен с 01.03.2022 и которые признаны безработными на день именно подачи заявления об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, что не относится к вопросу получения спорной субсидии истцом на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Судом первой инстанции правомерно не установлено оснований для исключения из совокупного дохода истца и членов семьи ежемесячного пособия на детей и ежемесячных выплат на детей Такиуллину П.Э. и Такиуллину У.Э. с учетом положений абзаца 7 подпункта «д» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512.

В соответствии с полученными по запросу судебной коллегии справкой Отделения социального фонда по Свердловской области в период с августа 2022 по январь 2023 Такиуллиной А.Г. произведено начисление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 08 до 17 лет в соответствии с Указом Президента РФ от 31.03.2022 № 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей" в общем размере 170806 рублей.

В соответствии со справкой Управления социальной политики № 12 Такиуллиной А.Г. выплачено ежемесячное пособие на ребенка в общем размере на обоих детей 7896 рублей с августа 2022 по январь 2023.

Указанные выплаты, вопреки доводам жалобы истца, не отнесены к выплатам в порядке оказания государственной социальной помощи, поскольку не предусмотрены законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи.

По своему правовому характеру данные выплаты относятся к ежемесячным пособиям на ребенка, учитываемым в составе совокупного дохода, в том числе выплаты по Указу Президента РФ от 31.03.2022 № 175, поскольку ранее Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" была предусмотрена в том числе выплата ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 08 до 17 лет (ст.ст.10.1 – 10.3 закона).

Однако положения ст.ст.10.1 – 10.3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ признаны утратившим силу Федеральным законом от 30.04.2022 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу с 01.05.2022.

При этом на переходный период аналогичные выплаты взамен отмененной нормы были установлены Указом Президента РФ от 31.03.2022 № 175 Указ Президента РФ от 31.03.2022 N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей", действие данного Указа прекращено с 01.01.2023 года.

Анализ указанных правовых актов свидетельствует об аналогичном характере произведённых выплат и правомерном отнесении ответчиком данных выплат к ежемесячным пособиям на ребенка, учитываемым, вопреки доводам истца, в составе совокупного дохода.

В пункте 60 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 № 1037пр/857, также разъяснено, что суммы ежемесячных пособий на ребенка, выплачиваемых родителям (иным законным представителям), иные установленные денежные выплаты, рекомендуется учитывать в доходе ребенка, которому они причитаются (пункт 2 статьи 60 Семейного кодекса), то есть исключению не подлежат.

Что касается включения в совокупный доход стипендии, полученной Такиуллиным Е.Э., то решение суда и в данной части не противоречит нормам материального права, поскольку положения подпункта «д» пункта 1 Постановления Правительства от 20.08.2003 № 512 предусматривают включение в состав дохода в том числе стипендий без относительно характера полученной стипендии.

Действительно, из материалов дела следует, что Такиуллиным Е.Э. в период с августа 2022 по декабрь 2022 получена государственная социальная стипендия в период обучения в ФГБОУ ВО УрГУПС, что подтверждается справкой образовательного учреждения, полученной по запросу судебной коллегии и приобщенной к материалам дела в качестве дополнительного доказательства. При этом из данной справки также следовало, что Такиуллину Е.Э. государственная социальная стипендия была назначена в виду получения государственной социальной помощи. Судебной коллегией также получены сведения из Управления социальной политики № 12 о получении Такиуллиным Е.Э. государственной социальной помощи в период с 01.03.2022 по 30.11.2022: в марте 2022 – 13379 рублей, с августа по октябрь 2022 по 14717 рублей (приобщены к материалам дела в качестве дополнительного доказательства). Однако указанные суммы получения Такиуллиным Е.Э. государственной социальной помощи не учитывались ответчиком в составе совокупного дохода семьи заявителя при определении права на получение спорной субсидии.

При этом даже если исключить из общего дохода семьи истца стипендии Такиуллина Е.Э. в сумме 16500 рублей, то решение об отказе в предоставлении субсидии останется не измененным, поскольку расчет субсидии будет произведен в любом случае из пункта 23 Правил № 761 с учетом всех других доходов членов семьи заявителя, то есть по формуле расчета при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предполагаемый доход семьи за 6 месяцев за вычетом стипендии 453616 рублей – 16500 (стипендия) / 6 (месяцев) = 72852,66 рублей.

Субсидия = 3868 (ССЖКУ) * 4 (количество членов семьи) – 0,22 (размер областного стандарта * 72852,66 (среднемесячный доход семьи) = 15472 – 16027,58 = - 555,58 рублей.

Согласно п.20 Правил № 761 размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

В силу п.21 Правил № 761 размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопреки доводам стороны истца согласно пункту 2 статьи 4 Закона Свердловской области от 15.07.2005 N 89-ОЗ «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в Свердловской области» размер областного стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для иных одиноко проживающих граждан и семей, за исключением указанных в подпункте 1 настоящей стать, - 22 процента.

Оснований для применения регионального стандарта для одиноко проживающих граждан и семей, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области, с 1 июля 2011 года - 13 процентов, с 1 июля 2012 года - 12 процентов или в ином меньшем размере, не имелось в виду не установления факта размера дохода членов семьи истца меньше прожиточного минимума с учетом определения общего размера доходов семьи истца по вышеуказанным основания (составил в 2022 году – 14717, в 2023 году – 15356 для трудоспособного населения).

В соответствии с п.2 Правил № 761 субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Оснований для расчета субсидии с применением п.24 Правил № 761 с применением поправочного коэффициента не имелось, с учетом определённого размера среднемесячного дохода семьи заявителя более величины прожиточного минимума.

Судом первой инстанции обоснованно указано, что областной стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для отопительного периода на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2023 № 115-ПП «Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2023 год» (Приложение № 3), вопреки доводам стороны истца, составил 3868 руб. в месяц.

Вопреки доводам жалобы не имелось у суда оснований и для применения иного размера ССЖУ, чем указано в расчете ответчика – 3868 рублей в месяц, поскольку в данной части суд правомерно руководствовался положениями Приложения 3 Постановления Правительства Свердловской области от 16.02.2023 N 115-ПП "Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2023 год", в котором установлен размер областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями ч.2 ст.169 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственников жилых домов, дифференцированный по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, на 2023 год, что для семьи составом более 3 человек составил 3868 рублей.

Из материалов дела следует, что истец просил предоставить субсидию на оплату коммунальных платежей в связи с содержанием жилого помещения в виде жилого дома (выписка из ЕГРН л.д.102) по адресу г. Каменск-Уральский ул. 4-ая Песчаная д. 6, а не многоквартирного дома, что исключало применение стандарта ССЖУ по Приложению 2 или 3 указанного постановления, которое устанавливает размер ССЖУ для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации (пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов), и для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить взносы на капитальный ремонт.

Учитывая изложенное, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Из материалов дела следует, что нарушений судом первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящего Кодекса не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определил:

решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 15.06.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.

Председательствующий А.Е. Зонова

Судьи Т.Л. Редозубова

Т.Е. Ершова

33-14381/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Такиуллина Альбина Гайфетдиновна
Такиуллин Егор Эдуардович
Ответчики
МКУ РЦ г. Каменска-Уральского
Отраслевой орган Администрации Каменск-уральского ГО по жилищному хозяйству
Другие
Такиуллина У.Э.
Такиуллина П.Э.
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Зонова Анна Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
07.08.2023Передача дела судье
09.08.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства
10.08.2023Передача дела судье
26.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2023Передано в экспедицию
26.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее