Дело № 2а-4865/2020
14RS0035-01-2020-005739-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 13 мая 2020 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., единолично, при секретаре Лукиной Н.К.
с участием представителя административного ответчика Слесаренко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Понамаревой Е.Д. к Муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» о признании незаконным решения
у с т а н о в и л :
Понамарева Е.Д. обратилась в суд с административным иском к Муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» о признании незаконным решения.
В обоснование требований указано, что административный истец обратилась с заявлением о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: ____». Уведомлением МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» от ____ 2020г. г. административному истцу отказано в перераспределении указанного земельного участка. Административный истец считает данное решение незаконным, нарушающим ее права. Просит признать отказ от ____ 2020г. № незаконным, обязать принять решение о перераспределении земельного участка, взыскать судебные расходы в размере 300 руб.
В суд административный истец, ее представитель не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявлений и ходатайств не поступило. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель административного ответчика с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на административный иск.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд общей юрисдикции, если считает, что его права, свободы и (или) законные интересы нарушены и (или) оспорены, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности неправомерными действиями (решениями, бездействием) не только органов государственной власти или должностных лиц, но и иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Основания отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотрены в п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Судом установлено, что ____ 2020 года административный истец обратилась с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: ____ для использования под индивидуальное жилищное строительство.
Оспариваемым решением административного ответчика от ____ 2020 года в перераспределении земельного участка отказано по тем основаниям, что не предусмотрено увеличение площади земельного участка, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования, также на земельный участок распространяется лесохозяйственный регламент.
Между тем, административным ответчиком не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что границы испрашиваемого земельного участка выходят за пределы территориальной зоны Ж-2А для индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, административным ответчиком не предоставлены бесспорные доказательства, подтверждающие о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов с особыми условиями использования территорий, для которого строительство индивидуального жилого дома является запрещенным видом использования земельных участков.
Сведения из ИСОГД не являются допустимым доказательством того, что на испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов.
В силу ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ст. 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Из толкования указанных норм следует, что земли, на которых расположены объекты электросетевого хозяйства, не относятся к землям, ограниченным в обороте, или изъятым из оборота
Доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении, стороной ответчика суду не представлено.
В соответствии со ст. 105 Земельного кодекса РФ могут быть установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии).
Пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ предусмотрено установление охранных зон с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки, в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее Правила). В соответствии с пунктом 6 указанных Правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
Согласно пунктам 8 и 10 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
В соответствии с пунктом 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила), и 20 мая 2016 к Правилам в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Из Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-2А: для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска. Установлена зона с особыми условиями использования территорий: объектов электросетевого хозяйства.
В оспариваемом решении не указано, какие именно объекты электросетевого хозяйства находятся на испрашиваемом земельном участке.
Для каждого вида объекта с электросетевого хозяйства определенные границы охранных зон (требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства).
Указанные доказательства также не предоставлены в ходе рассмотрения дела.
В силу ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
То есть, применительно к рассматриваемым спорным правоотношениям, ответчик должен доказать наличие обстоятельств, на которые он ссылался как на предусмотренные законом основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Таким образом, административный ответчик не предоставил доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого решения об отказе в перераспределении земельного участка.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административного истца.
С учетом изложенного, нарушенные права и законные интересы административного истца подлежат восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление Понамаревой Е.Д. о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: ____, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании ст. 103, 111 КАС РФ с ответчика МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Муниципального казенного учреждения «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутска» в перераспределении земельного участка № от ____.2020
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Агентство земельных отношений» рассмотреть повторно в установленные порядок и сроки заявление Понамаревой Е.Д. о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: ____» в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутска» в пользу Пономаревой Е.Д. расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: В.Г. Смирникова