Решение по делу № 11а-11415/2021 от 30.08.2021

Дело № 11а-11415/2021             Судья Волуйских И.И.

Дело 2а-2162/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2021 года                          город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Шигаповой С.В.,

судей             Кокоевой О.А., Абдрахмановой Э.Г.,

при секретаре Перепечиной В.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Коваля Егора Валентиновича на решение Советского районного суда г. Челябинска от 29 июня 2021 года по административному исковому заявлению Коваля Егора Валентиновича к администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска о признании незаконным отказа в принятии заявления о признании малоимущими и возложении обязанности по принятию заявления и предоставления срока для подачи дополнительных документов.

Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Коваля Е.В. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Коваль Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска об отказе в принятии заявления о постановке на учет в качестве малоимущих, изложенное в письме от 02 марта 2021 года и возложении обязанности принять заявление, предоставить срок для подачи дополнительных документов.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 29 января 2021 года он обращался в администрацию города Челябинска с заявлением о признании его и членов его семьи – жену и трех несовершеннолетних детей малоимущими, в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения. Заявление было отправлено по почте. Письмом от 02 марта 2021 года Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска сообщил, что направленное административным истцом заявление не может быть рассмотрено в порядке, установленном административным регламентом. С данным решением административный истец не согласен, полагает, что получив заявление по почте, административный истец мог уведомить истца о необходимости предоставления дополнительных документов и предоставить на это время. Все предоставленные документы были надлежащим образом заверены.

Решением Советского районного суда г. Челябинска от 29 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с постановленным по делу решением, Коваль Е.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснованное доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции не в полном объеме рассмотрел требования административного истца. Считает незаконным отказ в принятии заявления, поскольку получив заявление административного истца по почте и установив, что документы для постановки на учет как малоимущих, в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда предоставлены не в полном объеме, администрация г. Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска должна была уведомить об этом административного истца в течение трех дней и предоставить ему срок для устранения недостатков. У административного ответчика имелись контактные данные административного истца, однако информация об отсутствии необходимых документов, ему не была передана. Отмечает, что его семья является малообеспеченной и многодетной, повторный сбор справок материально затруднителен для его семьи.

Представителем администрации города Челябинска и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска представлены возражения на апелляционную жалобу с просьбой решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Административный истец Коваль Е.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав объяснения административного истца, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что 06 февраля 2017 года Коваль Е.А. (супруга административного истца) обращалась в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска с заявлением о признании их семьи малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. В качестве членов семьи указаны: Коваль В.Е., Коваль С.Е., ФИО15., ФИО16

21 марта 2017 года Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска был дан ответ, выраженный в уведомлении согласно которому Коваль Е.А. указано о невозможности рассмотрения заявления и документов, поскольку был представлен неполный комплект документов, установленный пунктом 9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом РФ», утвержденным постановлением администрации г. Челябинска от 29 июня 2012 года № 129-п (далее по тексту – Административный регламент). Также разъяснено, что Коваль Е.А. не лишена права повторного обращения после устранения замечаний, послуживших основанием для направления настоящего уведомления.

Кроме того, Коваль Е.А. в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска повторно было подано заявление о признании Коваль Е.А. и членов её семьи малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

26 октября 2020 года Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска был дан ответ, выраженный в уведомлении согласно которому указано, что на основании подпункта 3 пункта 17 Административного регламента (непредставление документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя в соответствии с пунктом 11.1 Административного регламент), отказано в признании Коваль Е.А. и членов её семьи малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Кроме того, дополнительного сообщено, что Комитетом был направлен межведомственный запрос в ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области о наличии у Коваль Е.А. и членов её семьи объектов недвижимого имущества на праве собственности, однако ответ на указанный запрос не поступил, в связи с чем решение об отказе в признании Коваль Е.А. и членов её семьи малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда принято на основании имеющихся документов и информации.

29 января 2021 года Коваль Е.В. по средством почтовой связи направил в адрес Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска заявление о признании его и членов его семьи: жены - Коваль Е.А. и троих несовершеннолетних детей – Коваль В.Е., Коваль С.Е., Коваль А.Е., малоимущими, в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения. В заявлении было также указано, что оно направляется к двум ранее поданным заявлениям от 06 февраля 2017 года и от 16 сентября 2020 года.

Данное заявление поступило в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска 02 февраля 2021 года, что подтверждается входящим штампом.

02 марта 2021 года Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска был дан ответ на данное заявление, из текста которого следует, что в рамках указной муниципальной услуги Коваль Е.А. (супруга административного истца) обращалась с заявлениями о признании их семьи малоимущей в целях предоставления её по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда (от 06 февраля 2017 года , от 16 сентября 2020 года ). По результатам рассмотрения указанных заявлений были направлены уведомления от 21 марта 2017 года , от 26 октября 2020 года , что является окончанием предоставления муниципальной услуги, заявления рассмотрены Комитетом в рамках муниципальной услуги в соответствии с Административным регламентом в установленный срок, муниципальная услуга оказана. Приобщение дополнительных документов к ранее поданным заявлениям за пределами срока оказания муниципальной услуги не предусмотрено Административным регламентом, в связи с чем заявление от 26 января 2021 года не может быть рассмотрено в порядке, установленном Административным регламентом. Разъяснено, что в соответствии с пунктами 16, 17 Административного регламента в случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в признании граждан малоимущими, заявитель вправе подать запрос и документы повторно. В случае повторного обращения в рамках указанной муниципальной услуги заявителю необходимо вновь представить запрос по установленной Административным регламентом форме и полный комплект документов, установленный пунктом 11.1 Административного регламента.

Не согласившись с ответом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 02 марта 2021 года , Коваль Е.В. обратился в суд с настоящим административным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленное заявление не соответствует форме запроса, установленной Административным регламентом, следовательно, Комитет правомерно отказал в его рассмотрении и в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» дал разъяснение о необходимости подачи заявления в установленном порядке и форме. Кроме того, судом указано, что административный истец не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением в установленном Административным регламентом форме. Каких-либо оснований для признания оспариваемого решения незаконным не имеется.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На основании статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных названным Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законам, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (статья 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Регламент является нормативным правовым актом, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Законом Челябинской области от 25 августа 2005 года № 400-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом 8 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является правовой акт Администрации города или уполномоченного должностного лица Администрации города о признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; уведомление об отказе в признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, с указанием основания (оснований) отказа, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим административным регламентом, подписанное председателем Комитета либо иным уполномоченным должностным лицом Комитета.

Пунктами 11.1 и 11.2 Административного регламента установлен перечень документов, которые лицо, обратившее за предоставлением муниципальной услуги, предоставляет самостоятельно и по собственной инициативе. Копии документов заверяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специалисты МФЦ либо специалисты привлеченной МФЦ организации (специалисты Комитета в случае подачи заявления и документов через Комитет), принимающие документы, заверяют копии документов самостоятельно путем сверки документа с оригиналом (пункт 11.3 Административного регламента).

В рамках указанной муниципальной услуги супруга Коваль Е.В. – Коваль Е.А. обращалась с заявлениями о признании её семьи малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. По результатам рассмотрения указанных заявлений были направлены уведомления от 21 марта 2017 года и 26 октября 2020 года, которыми было отказано в предоставлении муниципальной услуги по следующим основаниям:

- заявление Коваль Е.А. от 06 февраля 2017 года не подписано всеми членами семьи;

к заявлению не представлены документы:

- заявление на имя главы города Челябинска о признании гражданина малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, содержащее согласие на обработку персональных данных, в том числе биометрических персональных данных, в том числе биометрических персональных данных, и запрос информации и документов;

- справка организации технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у заявителя и членов его семьи;

- документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи;

- выписка с банковского счета о наличии у заявителя или членов его семьи собственных средств;

- не представлено согласие на обработку персональных данных Коваля Е.В.

26 октября 2020 года было отказано в предоставлении муниципальной услуги по следующим основаниям:

- отсутствуют согласия на обработку персональных данных лиц, зарегистрированных совместно с Коваль Е.А., Коваль В.Е., Коваль С.Е., Коваль А.Е. (ФИО17., ФИО18

- Коваль Е.В. не является членом семьи Коваль Е.А. в связи с регистрацией по месту жительства по адресу: <адрес>

- отсутствует возможность произвести расчет размера совокупного дохода семьи заявителя;

- отсутствуют заключения о рыночной стоимости автотранспортных средств, находящихся в собственности Коваль Е.В.

Судебная коллегия отмечает, что по результатам рассмотрения заявлений Коваль Е.А. Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям ей были даны мотивированные ответы, в соответствии с Административным регламентом, в установленный срок, таким образом, муниципальная услуга была оказана. В то время как заявление Коваль Е.В. о признании его и членов его семьи малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда и приобщении недостающих документов, направленное в рамках Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не может быть рассмотрено в порядке установленном Административным регламентом, поскольку в случае повторного обращения в рамках указанной муниципальной услуги административного истцу следовало вновь представить запрос по установленной Административным регламентом форме и полный пакет документов, установленный пунктом 11.1 Административного регламента.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку не соблюдение регламентированной законодательством процедуры обращения по вопросу признания граждан малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, письмо Комитета по управлению имуществом и земельным отношениями г. Челябинска от 02 марта 2021 года является законным и обоснованным.

Утверждение Коваль Е.В. о неправильном определении обстоятельств имеющих значение для дела, неверном определении судом первой инстанции норм права, подлежащих применению по настоящему административному делу, лишено правовых оснований.

Не соответствуют действительности и доводы апелляционной жалобы о рассмотрении судом первой инстанции заявленных требований не в полном объеме. Материалами дела подтверждается, что судом административный иск рассмотрен полностью, требования статьи 180 КАС РФ к описательной и мотивировочной частям решения суда соблюдены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска после установления факта предоставления пакета документов не в полном объеме должна была уведомить заявителя об этом в трехдневный срок и предоставить дополнительное время для предоставления недостающих документов, являются необоснованными.

Как указывалось выше органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (статья 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

В соответствии с пунктом 14 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги является предоставление запроса и документов, которые не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Административного регламента.

Установлено, что заявление Коваль Е.В. от 29 января 2021 года не соответствует форме запроса, установленной административным регламентом, вследствие чего оно было рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2005 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2005 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Кроме того, положениями Федерального закона от 2 7июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Административного регламента не установлены обязанности административных ответчиков по уведомлению заявителей о предоставлении неполного пакета документов, по предоставлению дополнительного срока для устранения допущенных нарушений законодательства.

Заявление Коваль Е.В. от 29 января 2021 года поступило в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска 02 февраля 2021 года. 02 марта 2021 года Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска был подготовлен ответ, направленный посредством почтовой связи в адрес заявителя.

Таким образом, обращение административного истца было рассмотрено с соблюдением срока, установленного частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2005 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации».

Доводы жалобы о том, что его семья является малообеспеченной и многодетной, повторный сбор справок материально затруднителен для его семьи, не могут повлечь отмену оспариваемого решения.

Судом первой инстанции постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, полагая, что обжалуемое решение суда следует оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Челябинска от 29 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коваля Егора Валентиновича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

11а-11415/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Коваль Егор Валентинович
Ответчики
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска
администрация г. Челябинска
Другие
Информация скрыта
Коваль Елена Александровна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Кокоева Олеся Андреевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
30.08.2021Передача дела судье
20.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2021Передано в экспедицию
20.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее