Дело <номер обезличен>
<номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата обезличена> года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Суржа Н.В.,
при секретаре Даниловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению (Ф.И.О.) действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка (Ф.И.О.) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на социальную выплату на приобретение жилья на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов
установил:
(Ф.И.О.) обратилась в суд с исковым заявлением, в последствии уточненным, в котором просит признать за ней и ее сыном (Ф.И.О.) право на получение государственного жилищного сертификата;
- обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить ей и ее сыну (Ф.И.О.), государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в городе в г. Ставрополе не менее 42 кв.м. согласно Постановления Правительства РФ от 21 октября 2022 № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и пребывания в экстренном массовом порядке на иные территории», с Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876 Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.
В обоснование заявленных требований указано, что <дата обезличена> после регистрации брака с (Ф.И.О.), <дата обезличена> административный истец была зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен>, где проживала до <дата обезличена>.
Также сын истца (Ф.И.О.), <дата обезличена> года рождения, посещал общеобразовательную школу <номер обезличен> <адрес обезличен>, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, закончив <данные изъяты> классов, после того, как образовательное учреждение <номер обезличен> <адрес обезличен> перешло на Российские стандарты, (Ф.И.О.) продолжил обучение по Российским образовательным стандартам, который вместе с административным истцом покинул место постоянного проживания в <адрес обезличен> и они прибыли в экстренном массовом порядке на территорию Ставропольского края РФ.
С <дата обезличена> истец продолжала проживать в <адрес обезличен>, в виду осуществления трудовой деятельности по трудовому договору <номер обезличен> от <дата обезличена> с <данные изъяты> (Ф.И.О.), а с <дата обезличена> осуществляла трудовую деятельность в <данные изъяты> в <адрес обезличен> в соответствии с трудовой книжкой до <дата обезличена>, т.е. до последующей реализации мероприятий по переселению жителей <адрес обезличен> и части <адрес обезличен> покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на территорию Ставропольского края РФ.
После прибытия из <адрес обезличен>, административный истец уже получил 100 000 рублей единовременной выплаты выделенных в рамках выполнения мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876, а также получила 100 000 рублей на сына (Ф.И.О.), что подтверждает реализацию Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>.
<дата обезличена> Департамент жилищной политики Министерства строительства и Жилищно-коммунального хозяйства РФ рассмотрел обращение административного истца и согласно поступившего в адрес (Ф.И.О.) ответа, по сведениям, размещенным в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ», Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края <дата обезличена> принято решение об отказе в получении социальной выплаты в связи с отсутствием места регистрации в вышеназванном перечне.
Также <дата обезличена> административному истцу сообщил по телефону представитель Правительства Ставропольского края, о том, что из предоставленных заявления и документов на предоставление ГЖС не представляется возможным установить факт проживания в жилом помещении, включенным в перечень населенных пунктов <адрес обезличен> в целях реализации положений Постановления № 1876, а именно прописки или правоустанавливающих документов на жилое помещение.
Истец (Ф.И.О.), ее представитель Дудкин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК – Манвелян А.Х. в судебном заседании указала на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.
Третьи лица - (Ф.И.О.), представитель ППК Фонд развития территорий – в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд на основании ч. 3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории» установлены правила и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.
Согласно Правилам предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 (далее Правила предоставления субсидии), субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения осуществляемых субъектами Российской Федерации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат.
Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 (далее Правила предоставления финансовой поддержки), предусмотрено, что мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, вынужденно покинувших место постоянного проживания в г. Херсоне и правобережной части Херсонской области и прибыли на территорию иного субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства (пункт 2).
Согласно пункту 4 Правил предоставления финансовой поддержки порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 данных Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает, в том числе необходимость подтверждения гражданами, указанными в пункте 2 данных Правил, факта постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области следующими документами:
документы, удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации или иные документы, удостоверяющие личность, в том числе выданные органами публичной власти Херсонской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние);
документ, удостоверяющий факт постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, иные документы либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество в г. Херсоне или части Херсонской области, с приложением объяснения гражданина, подтверждающего факт постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, в случае если у такого гражданина документ, удостоверяющий факт его постоянного проживания на указанных территориях, отсутствует).
В случае отсутствия у граждан документов, подтверждающих их проживание в г. Херсоне или части Херсонской области до 13 октября 2022 года, уполномоченный исполнительной орган субъекта Российской Федерации направляет запрос в уполномоченный орган Херсонской области с целью подтверждения проживания гражданина на территории г. Херсона или части Херсонской области (пункт 5 Правил предоставления финансовой поддержки).
Согласно пункту 1 постановление Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства», предоставляются следующие меры поддержки:
- единовременная выплата на обзаведение имуществом в размере 100 тыс. рублей;
- социальная выплата на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата.
Этим же постановлением утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения (далее Положение).
Согласно пункту 4 Положения, уполномоченным исполнительным органом Ставропольского края на предоставление сертификата является министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края
Согласно подпункту 1 пункта 5 Положения предоставление сертификатов осуществляется гражданам, отвечающим на день обращения за предоставлением сертификата совокупности следующих критериев:
1) граждане после 24 февраля 2022 года покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3099-р) и прибыли на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства;
2) граждане подали заявление на предоставление сертификата (далее - заявление).
3) граждане по состоянию на 24 февраля 2022 года были зарегистрированы по месту жительства на территории г. Херсона или части Херсонской области, указанной в подпункте «1» настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории.
Из материалов дела следует, что с <дата обезличена> истец была зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен>, где проживала до <дата обезличена>. Согласно паспорта <данные изъяты> местом регистрации с <дата обезличена> указано: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>.
При этом из пояснений истца данными ее в судебном заседании установлено, что с <дата обезличена> она вместе с мужем и сыном проживала в <адрес обезличен>, в виду осуществления трудовой деятельности по трудовому договору <номер обезличен> от <дата обезличена> с <данные изъяты> (Ф.И.О.), а с <дата обезличена>. осуществляла трудовую деятельность в <данные изъяты> в <адрес обезличен> до <дата обезличена>, что подтверждается сведениями из трудовой книжки.
Из представленных в материалы дела медицинских документов, следует, что в периоды <дата обезличена> года (Ф.И.О.), как работник <данные изъяты> проходила медицинские осмотры в <данные изъяты> имени (Ф.И.О.) и Херсонской городской клинической больнице имени (Ф.И.О.) и Афанасия Тропиных.
В материалы дела также представлен договор аренды квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, от <дата обезличена> заключенный между (Ф.И.О.) и (Ф.И.О.)
Также истец пояснила, что в связи с проведением специальной военной операции она и ее сын вынуждено покинули постоянное место жительство в <адрес обезличен>, и <дата обезличена> прибыли в <адрес обезличен>, что подтверждается миграционной картой серии <номер обезличен> <номер обезличен>. После они прибыли на территорию <адрес обезличен>, где ей <дата обезличена> <данные изъяты> был выдан паспорт Российской Федерации. Находясь в <адрес обезличен>, она в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 получила 200 000 рублей.
Согласно свидетельству о расторжении брака, заключенный между (Ф.И.О.) и (Ф.И.О.) брак, расторгнут <дата обезличена> на основании решения мирового судьи судебного участка <номер обезличен> <данные изъяты>.
В настоящее время истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес обезличен> <дата обезличена> по <дата обезличена>. Фактически проживает по адресу: <адрес обезличен>.
Истец обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретения жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата.
Ответом от <дата обезличена> ей отказано в социальной выплате в виду того, что адрес регистрации ее и ее сына не входит в перечень населённых пунктов Херсонской области в целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876.
При повторном обращении с заявлением о выдаче жилищного сертификата, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края вновь отказало истцу в мерах государственной поддержки.
<дата обезличена> истец обратилась с заявлением в <данные изъяты> для подтверждения факта постоянного проживания на территории <адрес обезличен>.
Решением Ведомственной комиссии по рассмотрению и изучению факта проживания граждан на территории <адрес обезличен>, вынуждено покинувших места постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на территории иных субъектов Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> подтвержден факт постоянного проживания граждански (Ф.И.О.) и ее сына (Ф.И.О.) по адресу: <адрес обезличен> <дата обезличена> по <дата обезличена>.
На основании указанного решения (Ф.И.О.) выдана справка <номер обезличен> от <дата обезличена> о подтверждении факта проживания (пребывания).
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец отвечает требованиям, указанным в подпункте 1 пункта 5 Положения о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения.
Доводы представителя ответчика о том, что у истца отсутствует регистрация по месту жительства в г. Херсоне, судом не принимается на том основании, что отсутствие у истца постоянной регистрации на территории города Херсона не может является основанием для ограничения реализации ее права на получение дополнительной меры государственной поддержки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец действующая, как в своих интересах и интересах своего сына имеет право на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно пункту 20 Положения сертификат выдается исходя из норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и следующей норме общей площади жилого помещения:
33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан;
42 кв. метра - для семьи, состоящей из 2 человек;
по 18 кв. метров на одного человека - для семьи, состоящей из 3 и более человек.
Учитывая состав семьи истца (2 человека) – (Ф.И.О.) и ее сын (Ф.И.О.), суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении обязанности на ответчика выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения площадью не менее 42 кв.м.
В удовлетворении требований истца о возложении на ответчика выдать жилищный сертификат для приобретения жилья именно в городе Ставрополь, суд отказывает, поскольку указанные выше нормы не содержат положений, о том, что сертификат выдается на приобретение жилого помещения в конкретном населенном пункте.
Ввиду установленных в рамках рассмотрения дела фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения настоящего искового заявления в части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования (Ф.И.О.) действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка (Ф.И.О.) - удовлетворить частично.
Признать за (Ф.И.О.) действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка (Ф.И.О.) право на получение государственного жилищного сертификата подтверждающего право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края ОГРН <номер обезличен> выдать (Ф.И.О.) паспорт <номер обезличен> государственный жилищный сертификат подтверждающий право на социальную выплату на приобретение жилых помещений не менее 42 кв.м. жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства на состав семьи из 2 человек.
В удовлетворении остальной части исковых требований (Ф.И.О.) действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка (Ф.И.О.) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.
Судья Н.В. Суржа