Решение по делу № 2-461/2022 от 25.01.2022

Дело №2-461/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кабанск 4 апреля 2022 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Баторовой Т.В., при секретаре Кадыровой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мучинской Ольги Юрьевны к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия о взыскании недополученных компенсации при увольнении, отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, возложении обязанности о расчете и выплате премии, дополнительного материального стимулирования, компенсации за задержку выплат,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мучинская О.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия (далее УФНС по РБ).

Свои требования мотивирует тем, что она работала в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Республике Бурятия (далее МРИ ФНС №8 по РБ), в должности заместителя начальника инспекции с 13 апреля 2020 года по 22 октября 2021 года. Приказом Федеральной налоговой службы от 5 июля 2021 года МРИ ФН №8по РБ реорганизована путем присоединения к УФНС по РБ. Приказом УФНС по РБ от 18 октября 2021 года она уволена на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37, ч. 3.1 ст. 37, ч. 13 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». При увольнении ей не полностью выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 218152,26 руб. из расчета среднего месячного содержания 54538,06 руб. Однако, при расчете денежного содержания не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда. Кроме того, считает, что ответчиком умышленно не выплачены премии за сентябрь, октябрь 2021 года, а также дополнительное материальное стимулирование (далее ДМС) за фактически отработанное ей время, поскольку указанные выплаты произведены сотрудникам 20 ноября 2021 года и 3 декабря 2021 года.

В связи с чем, просит взыскать с ответчика с учетом увеличения размера исковых требований (заявление об уточнение от 22 марта 2022 года) недополученную компенсацию при увольнении в размере 314553,48 руб., недополученные отпускные за 2021 год – 128910,76 руб., за 2019 год – 37 413,90 руб., за 2020 год – 70682,38 руб., недовыплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в 2021 году – 178984,88 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. На основании ст. 236 ТК РФ просит взыскать компенсацию за задержку выплат, полагающихся при увольнении. Кроме того, просит возложить на ответчика обязанность самостоятельно рассчитать и выплатить ей премии за сентябрь, октябрь 20221 года, дополнительное материальное стимулирование за фактически отработанное время.

В судебном заседании истец Мучинская О.Ю. исковые требования с учетом увеличения размера исковых требований (заявление об уточнении от 22 марта 2022 года) поддержала полностью. Показала, что была уволена по сокращению. Ей была выплачена компенсация в размере 4 месячного денежного содержания. Но в расчет денежного содержания не было включено материальное стимулирование, которое было получено ею в период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года. При расчете отпускных также не было учтено материальное стимулирование. Премии за сентябрь, октябрь 2021 года не были выплачены. Хотя экономия была в сентябре 2021 года. УФНС по РБ отозвала эту экономию, чтобы не выплачивать сотрудникам, которые попадают под сокращение. ДМС было выплачено после сокращения оставшимся работать сотрудникам, хотя приказ о выплате ДМС был в начале октября 2021 года. Сотрудники, которые были сокращены ранее в июле, получили премии и ДМС. Считает, что действиями работодателя ей причинен моральный вред. Кроме того, согласно ст. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР №169 от 30 апреля 1930 года ей должна быть выплачена полная компенсация за неиспользованный отпуск из расчета 48 дней, ей выплачена – за 25 дней. Также не выплачена компенсация за 2 дня за предыдущий период.

Представитель ответчика по доверенности Цыремпилова А.Н. иск не признала по доводам, изложенным в отзыве. Показала, что расчет компенсации при увольнении, отпускных произведен верно, без учета материального стимулирования согласно Федерального закона №79-ФЗ. Компенсация за неиспользованный отпуск рассчитана верно, пропорционально отработанному времени. Полная компенсация полагается лицам, проработавшим более 5,5 мес. до 11 месяцев, если они работают первый год. Если работают более года, то компенсация – пропорционально отработанному времени. Премия устанавливается исходя из экономии фонда оплаты труда, имеющейся в инспекции. Но в МРИ ФНС №8 по РБ не было экономии в сентябре, октябре 2021 года. Согласно п. 2.4 Положения решение о выплате премии принимается руководителем Управления, начальниками инспекций самостоятельно, в связи с чем в последующем премии и ДМС были выплачены только работникам, которые работают на момент выплаты. ДМС не отнесено к какому – либо конкретному периоду, выплачивается на определённый момент, для стимулирования работников. ФНС России принимает решение о выплате ДМС, доводит информацию до субъектов. В свою очередь УФНС по РБ принимает решение, которое доводится до сведения инспекций. Оснований для взыскания компенсации на основании ст. 236 ТК РФ, морального вреда не имеется, поскольку УФНС по РБ не были нарушены сроки выплаты.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования полежат частичному удовлетворению.

Согласно приказу руководителя Инспекции министерства по налогам и сборам России по Кабанскому району Республики Бурятия №233 от 1 декабря 2003 года Мучинская (Балагурова) О.Ю. была принята специалистом 1 категории в отдел инф.аналитической работы. Далее приказом начальника Межрайонной ИФНС России №8 по РБ назначена на должность заместителя начальника отдела информационных технологий, ввода и обработки данных. Согласно выписке из приказа от 1 февраля 2012 года назначена на должность начальника отдела информатизации. Далее с 1 апреля 2016 года – начальником отдела информационных технологий. Согласно приказу от 13 апреля 2020 года Мучинская О.Ю. назначена на должность заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по РБ сроком на один год. Приказом от 26 марта 2021 года срок замещения должности заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по РБ продлен на один год до 13 апреля 2022 года.

Приказом руководителя УФНС по РБ от 18 октября 2021 года Мучинская О.Ю. уволена 22 октября 2021 года в соответствии с пунктом 8.2 част 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79 – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей гражданской службы в Управлении Федеральной налоговой службы по РБ.

При увольнении Мучинской О.Ю. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 218152,36 руб. из расчета размера ежемесячного денежного содержания 54538,09 руб., что подтверждается карточкой – справкой за 2021 год, расчетным листком за октябрь 2021 года.

Не согласившись с суммой выплаченной компенсации при увольнении истец обратился в УФНС по РБ, которое в своем ответе от 28 декабря 2021 года исх. №02-09/5/03704дсп сообщило, что расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с п. 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением правительства РФ от 6 сентября 2007 года №562. В расчет компенсации при увольнении (месячное денежное содержание) в состав которое входит: денежное содержание, учитываемое в полном размере (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям); дополнительные выплаты (премия за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска) в размере 1/12 фактически начисленных сумм за расчетный период с 1 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года.

В соответствии с п. 2.2. Положения о премировании выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующего налогового органа. По состоянию на 1 октября 2021 года в МРИ ФНС №8 по РБ экономия фонда оплаты труда отсутствовала, в связи с чем премия за сентябрь, октябрь 2021 года не выплачивалась. Выплата материального стимулирования за счет дополнительных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда, гражданским служащим уволенных на момент принятия решения о материальном стимулировании за фактически отработанное время не производится.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее ФЗ №79) установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплаты (часть 2 ст. 50 ФЗ №79).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 ФЗ №79).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 ФЗ №79 гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (далее Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона №79 фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 ФЗ №79).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 ФЗ №79 фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.

Согласно ч. 4 ст. 51 ФЗ №79 порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, предусматривающий количество должностных окладов (в расчете на год) для определения суммы средств, направляемых на осуществление выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 8 Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (в редакции от 21.0.2021 года) фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Согласно п. 9 вышеуказанного Указа Президента РФ №763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 п.п. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного служащего формируется за счет средств, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 51 ФЗ №79, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно- правовыми актами среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем вопреки доводам ответчика, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н.

Из карточек - справок за 2020 – 2021 года следует, что Мучинской О.Ю. за период с 1 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года выплачено материальное стимулирование в общей сумме 943660,47 руб., которые не было учтено при расчете месячного денежного содержания и соответственно при расчете компенсации при увольнении. Таким образом, компенсация при увольнении в размере четырёхмесячного денежного содержания подлежала выплате в сумме 532705,72 руб. (34792,5+((236946,72 + 943660,47)/12) х 4мес.). С учетом выплаченной истцу компенсации в размере 218152,24 руб. с ответчика подлежит взысканию недополученная компенсация при увольнении в размере 314553,48 руб.

По этим же основаниям подлежат удовлетворению требования истца о взыскании недополученных отпускных. Представителем ответчика заявлено ходатайство об истечении срока обращения в суд по суммам невыплаченных отпускных за период 2019 – 2020 года. Разрешая ходатайство представителя ответчика об истечении срока обращения, суд пришел к выводу, что истцом пропущен срок, установленный ч. 2 ст. 392 ТК РФ, поскольку истец обратилась с исковым заявлением в суд 25 января 2022 года, то есть с нарушением срока обращения в суд по требованию о взыскании недополученных отпускных за 2019 - 2020 года. Каких – либо ходатайств о восстановлении срока обращения в суд истцом не заявлено, также как и не приведено и не представлено доказательств, подтверждающих уважительные причины пропуска срока. Таким образом, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании недополученных отпускных за 2021 год в размере 128910,76 руб. за вычетом обязательных платежей.

Кроме того, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании полной компенсации за неиспользованный отпуск по следующим основаниям.

В силу ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск.

Согласно ст.423 Трудового кодекса РФ, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1"О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Пунктом 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Народным Комиссаром Труда СССР 30 апреля 1930 года №169, подлежащих применению в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, установлено следующее.

«При увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

При этом, увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.

Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие, в частности: а) ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ.

Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. Таким образом, пропорциональную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются по каким-либо другим причинам, кроме указанных выше (в том числе по собственному желанию), а также все работники, проработавшие менее 5 1/2 месяцев, независимо от причин увольнения».

Истец Мучинская О.Ю. была принята на работу 1 декабря 2003 года. Приказом руководителя УФНС по РБ №03-05/449@ от 18 октября 2021 года Мучинская О.Ю. уволена 22 октября 2021 года в соответствии с пунктом 8.2 част 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79 – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей гражданской службы в Управлении Федеральной налоговой службы по РБ.

Мучинской О.Ю. при увольнении была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 44789,75 руб. за 25 дней пропорционально отработанному времени (рабочий год с 27 апреля по 26 апреля согласно карточке - справке).

Таким образом, Мучинская О.Ю. уволена в связи с сокращением штата работников, проработала в МРИ ФНС №8 по РБ более одного года, за последний рабочий год проработала более 5,5 месяцев, в связи с чем имеет право на выплату полной компенсации за неиспользованный основной отпуск за последний рабочий год (с 27 апреля 20021 года по 22 октября 2021 года), то есть за 48 дней (30 дней основного отпуска и 18 дней дополнительного отпуска). Кроме того, за отработанный период с 27 апреля 2020 года по 26 апреля 2021 года истцом использовано 46 дней отпуска из полагающихся 48 дней, что подтверждается карточкой – справкой за 2021 год. Итого компенсация за неиспользованный отпуск составляет за 50 дней в размере 223774,64 руб. Истцу при увольнении выплачена компенсация в размере 44789,75 руб. Следовательно, не доплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 178984,89 руб.

Доводы ответчика о том, что п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Народным Комиссаром Труда СССР 30 апреля 1930 года №169 распространяется лишь на лиц, которые проработали у работодателя от 5,5 до 11 месяцев в течение первого года работы, и не распространяется на работников, которые находятся с работодателем в трудовых отношениях более одного года, не принимаются судом как основанные на ошибочном толковании норм материального права. Такое толкование положений Правил приводит к ограничению конституционного принципа равенства всех перед законом, а также к ограничению принципа правового регулирования трудовых отношений - равенства прав работников (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

На основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ со взысканных судом в пользу истца сумм отпускных за 2021 год, компенсации за неиспользованный отпуск подлежит удержаниюналог на доходы физических лиц и иные установленные законом обязательные платежи в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством с их перечислением в соответствующие бюджеты Российской Федерации.

Согласно ст. 237 ТК РФ, в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Суд, с учетом объема и характера, перенесенных истцом нравственных страданий, связанных с невыплатой в полном объеме компенсации и иных выплат при увольнении, степени вины работодателя, исходя из требований разумности и справедливости, установленных по делу обстоятельств, считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.

Вместе с тем, не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты.

Так, согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.

Из приведенных положений ст. 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Поскольку спорные денежные суммы истцу при увольнении не начислялись, то положения ст. 236 ТК РФ к данным правоотношениям применению не подлежат.

Кроме того, не могут быть удовлетворены требования истца о возложении на ответчика обязанности самостоятельно рассчитать и выплатить премии за сентябрь, октябрь 2021 года, дополнительное материальное стимулирование за отработанное время.

В силу пункта 4 части 5 статьи 50 ФЗ №79 к дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Приказом УФНС по Республике Бурятия №01-03/51@ от 09.03.2010 г. (с последующими изменениями и дополнениями) утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Управления ФНС по Республике Бурятия, Межрайонных ИФНС России по Республике Бурятия, заместителям руководителя Управления ФНС по Республике Бурятия, начальника Межрайонных ИФНС России по Республике Бурятия(далее Положение).

Согласно разделу II Положения выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов, размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, решение о выплате принимается руководителем Управления ФНС по Республике Бурятия, начальниками инспекций (в отношении федеральных государственных гражданских служащих подведомственных инспекций).

Согласно приказу УФНС по РБ от 13 сентября 2021 года №01-03-02/0503@ премия выплачивалась в сентябре 2021 года за август 2021 года, в том числе была выплачена истцу в размере 17040 руб. На основании приказа №01-03-02/0594 от 15 октября 2021 года премия выплачивалась работникам МРИ ФНС №8 по РБ в размере, обеспечивающим доведение ежемесячного денежного содержания до величины не ниже минимального размера оплаты труда. Как показал в судебном заседании представитель ответчика, что в МРИ ФНС №8 по РБ отсутствовала экономия фонда оплаты труда, премии за сентябрь, октябрь 2021 года не выплачивались, иных приказов о премировании УФНС по РБ не принималось. В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств обоснованности исковых требований о возложении обязанности на ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить ей премию за сентябрь, октябрь 2021 года. По этим же основаниям не подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности самостоятельно рассчитать и выплатить сумму дополнительного материального стимулирования за фактически отработанное время, поскольку ДМС носит разовый характер, его выплата производится на основании решения работодателя, не связана с определенным периодом.

На основании п.п. 19 ст. 333.36 НК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мучинской Ольги Юрьевны удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия в пользу Мучинской Ольги Юрьевны недополученную компенсацию при увольнении в размере 314553,48 руб. за вычетом обязательных платежей, отпускные за 2021 год – 128910,76 руб. за вычетом обязательных платежей, компенсацию за неиспользованный отпуск 178984,88 руб. за вычетом обязательных платежей, компенсацию морального вреда 3000 руб.

Исковые требования Мучинской Ольги Юрьевны о возложении обязанности о расчете и выплате премии, дополнительного материального стимулирования, компенсации за задержку выплаты оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Баторова

Дело №2-461/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кабанск 4 апреля 2022 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Баторовой Т.В., при секретаре Кадыровой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мучинской Ольги Юрьевны к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия о взыскании недополученных компенсации при увольнении, отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, возложении обязанности о расчете и выплате премии, дополнительного материального стимулирования, компенсации за задержку выплат,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мучинская О.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия (далее УФНС по РБ).

Свои требования мотивирует тем, что она работала в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Республике Бурятия (далее МРИ ФНС №8 по РБ), в должности заместителя начальника инспекции с 13 апреля 2020 года по 22 октября 2021 года. Приказом Федеральной налоговой службы от 5 июля 2021 года МРИ ФН №8по РБ реорганизована путем присоединения к УФНС по РБ. Приказом УФНС по РБ от 18 октября 2021 года она уволена на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37, ч. 3.1 ст. 37, ч. 13 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». При увольнении ей не полностью выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 218152,26 руб. из расчета среднего месячного содержания 54538,06 руб. Однако, при расчете денежного содержания не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда. Кроме того, считает, что ответчиком умышленно не выплачены премии за сентябрь, октябрь 2021 года, а также дополнительное материальное стимулирование (далее ДМС) за фактически отработанное ей время, поскольку указанные выплаты произведены сотрудникам 20 ноября 2021 года и 3 декабря 2021 года.

В связи с чем, просит взыскать с ответчика с учетом увеличения размера исковых требований (заявление об уточнение от 22 марта 2022 года) недополученную компенсацию при увольнении в размере 314553,48 руб., недополученные отпускные за 2021 год – 128910,76 руб., за 2019 год – 37 413,90 руб., за 2020 год – 70682,38 руб., недовыплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в 2021 году – 178984,88 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. На основании ст. 236 ТК РФ просит взыскать компенсацию за задержку выплат, полагающихся при увольнении. Кроме того, просит возложить на ответчика обязанность самостоятельно рассчитать и выплатить ей премии за сентябрь, октябрь 20221 года, дополнительное материальное стимулирование за фактически отработанное время.

В судебном заседании истец Мучинская О.Ю. исковые требования с учетом увеличения размера исковых требований (заявление об уточнении от 22 марта 2022 года) поддержала полностью. Показала, что была уволена по сокращению. Ей была выплачена компенсация в размере 4 месячного денежного содержания. Но в расчет денежного содержания не было включено материальное стимулирование, которое было получено ею в период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года. При расчете отпускных также не было учтено материальное стимулирование. Премии за сентябрь, октябрь 2021 года не были выплачены. Хотя экономия была в сентябре 2021 года. УФНС по РБ отозвала эту экономию, чтобы не выплачивать сотрудникам, которые попадают под сокращение. ДМС было выплачено после сокращения оставшимся работать сотрудникам, хотя приказ о выплате ДМС был в начале октября 2021 года. Сотрудники, которые были сокращены ранее в июле, получили премии и ДМС. Считает, что действиями работодателя ей причинен моральный вред. Кроме того, согласно ст. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР №169 от 30 апреля 1930 года ей должна быть выплачена полная компенсация за неиспользованный отпуск из расчета 48 дней, ей выплачена – за 25 дней. Также не выплачена компенсация за 2 дня за предыдущий период.

Представитель ответчика по доверенности Цыремпилова А.Н. иск не признала по доводам, изложенным в отзыве. Показала, что расчет компенсации при увольнении, отпускных произведен верно, без учета материального стимулирования согласно Федерального закона №79-ФЗ. Компенсация за неиспользованный отпуск рассчитана верно, пропорционально отработанному времени. Полная компенсация полагается лицам, проработавшим более 5,5 мес. до 11 месяцев, если они работают первый год. Если работают более года, то компенсация – пропорционально отработанному времени. Премия устанавливается исходя из экономии фонда оплаты труда, имеющейся в инспекции. Но в МРИ ФНС №8 по РБ не было экономии в сентябре, октябре 2021 года. Согласно п. 2.4 Положения решение о выплате премии принимается руководителем Управления, начальниками инспекций самостоятельно, в связи с чем в последующем премии и ДМС были выплачены только работникам, которые работают на момент выплаты. ДМС не отнесено к какому – либо конкретному периоду, выплачивается на определённый момент, для стимулирования работников. ФНС России принимает решение о выплате ДМС, доводит информацию до субъектов. В свою очередь УФНС по РБ принимает решение, которое доводится до сведения инспекций. Оснований для взыскания компенсации на основании ст. 236 ТК РФ, морального вреда не имеется, поскольку УФНС по РБ не были нарушены сроки выплаты.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования полежат частичному удовлетворению.

Согласно приказу руководителя Инспекции министерства по налогам и сборам России по Кабанскому району Республики Бурятия №233 от 1 декабря 2003 года Мучинская (Балагурова) О.Ю. была принята специалистом 1 категории в отдел инф.аналитической работы. Далее приказом начальника Межрайонной ИФНС России №8 по РБ назначена на должность заместителя начальника отдела информационных технологий, ввода и обработки данных. Согласно выписке из приказа от 1 февраля 2012 года назначена на должность начальника отдела информатизации. Далее с 1 апреля 2016 года – начальником отдела информационных технологий. Согласно приказу от 13 апреля 2020 года Мучинская О.Ю. назначена на должность заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по РБ сроком на один год. Приказом от 26 марта 2021 года срок замещения должности заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по РБ продлен на один год до 13 апреля 2022 года.

Приказом руководителя УФНС по РБ от 18 октября 2021 года Мучинская О.Ю. уволена 22 октября 2021 года в соответствии с пунктом 8.2 част 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79 – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей гражданской службы в Управлении Федеральной налоговой службы по РБ.

При увольнении Мучинской О.Ю. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 218152,36 руб. из расчета размера ежемесячного денежного содержания 54538,09 руб., что подтверждается карточкой – справкой за 2021 год, расчетным листком за октябрь 2021 года.

Не согласившись с суммой выплаченной компенсации при увольнении истец обратился в УФНС по РБ, которое в своем ответе от 28 декабря 2021 года исх. №02-09/5/03704дсп сообщило, что расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с п. 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением правительства РФ от 6 сентября 2007 года №562. В расчет компенсации при увольнении (месячное денежное содержание) в состав которое входит: денежное содержание, учитываемое в полном размере (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям); дополнительные выплаты (премия за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска) в размере 1/12 фактически начисленных сумм за расчетный период с 1 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года.

В соответствии с п. 2.2. Положения о премировании выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующего налогового органа. По состоянию на 1 октября 2021 года в МРИ ФНС №8 по РБ экономия фонда оплаты труда отсутствовала, в связи с чем премия за сентябрь, октябрь 2021 года не выплачивалась. Выплата материального стимулирования за счет дополнительных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда, гражданским служащим уволенных на момент принятия решения о материальном стимулировании за фактически отработанное время не производится.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее ФЗ №79) установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплаты (часть 2 ст. 50 ФЗ №79).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 ФЗ №79).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 ФЗ №79 гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (далее Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона №79 фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 ФЗ №79).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 ФЗ №79 фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.

Согласно ч. 4 ст. 51 ФЗ №79 порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, предусматривающий количество должностных окладов (в расчете на год) для определения суммы средств, направляемых на осуществление выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 8 Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (в редакции от 21.0.2021 года) фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Согласно п. 9 вышеуказанного Указа Президента РФ №763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 п.п. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного служащего формируется за счет средств, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 51 ФЗ №79, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно- правовыми актами среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем вопреки доводам ответчика, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н.

Из карточек - справок за 2020 – 2021 года следует, что Мучинской О.Ю. за период с 1 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года выплачено материальное стимулирование в общей сумме 943660,47 руб., которые не было учтено при расчете месячного денежного содержания и соответственно при расчете компенсации при увольнении. Таким образом, компенсация при увольнении в размере четырёхмесячного денежного содержания подлежала выплате в сумме 532705,72 руб. (34792,5+((236946,72 + 943660,47)/12) х 4мес.). С учетом выплаченной истцу компенсации в размере 218152,24 руб. с ответчика подлежит взысканию недополученная компенсация при увольнении в размере 314553,48 руб.

По этим же основаниям подлежат удовлетворению требования истца о взыскании недополученных отпускных. Представителем ответчика заявлено ходатайство об истечении срока обращения в суд по суммам невыплаченных отпускных за период 2019 – 2020 года. Разрешая ходатайство представителя ответчика об истечении срока обращения, суд пришел к выводу, что истцом пропущен срок, установленный ч. 2 ст. 392 ТК РФ, поскольку истец обратилась с исковым заявлением в суд 25 января 2022 года, то есть с нарушением срока обращения в суд по требованию о взыскании недополученных отпускных за 2019 - 2020 года. Каких – либо ходатайств о восстановлении срока обращения в суд истцом не заявлено, также как и не приведено и не представлено доказательств, подтверждающих уважительные причины пропуска срока. Таким образом, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании недополученных отпускных за 2021 год в размере 128910,76 руб. за вычетом обязательных платежей.

Кроме того, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании полной компенсации за неиспользованный отпуск по следующим основаниям.

В силу ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск.

Согласно ст.423 Трудового кодекса РФ, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1"О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Пунктом 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Народным Комиссаром Труда СССР 30 апреля 1930 года №169, подлежащих применению в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, установлено следующее.

«При увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

При этом, увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.

Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие, в частности: а) ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ.

Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. Таким образом, пропорциональную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются по каким-либо другим причинам, кроме указанных выше (в том числе по собственному желанию), а также все работники, проработавшие менее 5 1/2 месяцев, независимо от причин увольнения».

Истец Мучинская О.Ю. была принята на работу 1 декабря 2003 года. Приказом руководителя УФНС по РБ №03-05/449@ от 18 октября 2021 года Мучинская О.Ю. уволена 22 октября 2021 года в соответствии с пунктом 8.2 част 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79 – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей гражданской службы в Управлении Федеральной налоговой службы по РБ.

Мучинской О.Ю. при увольнении была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 44789,75 руб. за 25 дней пропорционально отработанному времени (рабочий год с 27 апреля по 26 апреля согласно карточке - справке).

Таким образом, Мучинская О.Ю. уволена в связи с сокращением штата работников, проработала в МРИ ФНС №8 по РБ более одного года, за последний рабочий год проработала более 5,5 месяцев, в связи с чем имеет право на выплату полной компенсации за неиспользованный основной отпуск за последний рабочий год (с 27 апреля 20021 года по 22 октября 2021 года), то есть за 48 дней (30 дней основного отпуска и 18 дней дополнительного отпуска). Кроме того, за отработанный период с 27 апреля 2020 года по 26 апреля 2021 года истцом использовано 46 дней отпуска из полагающихся 48 дней, что подтверждается карточкой – справкой за 2021 год. Итого компенсация за неиспользованный отпуск составляет за 50 дней в размере 223774,64 руб. Истцу при увольнении выплачена компенсация в размере 44789,75 руб. Следовательно, не доплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 178984,89 руб.

Доводы ответчика о том, что п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Народным Комиссаром Труда СССР 30 апреля 1930 года №169 распространяется лишь на лиц, которые проработали у работодателя от 5,5 до 11 месяцев в течение первого года работы, и не распространяется на работников, которые находятся с работодателем в трудовых отношениях более одного года, не принимаются судом как основанные на ошибочном толковании норм материального права. Такое толкование положений Правил приводит к ограничению конституционного принципа равенства всех перед законом, а также к ограничению принципа правового регулирования трудовых отношений - равенства прав работников (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

На основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ со взысканных судом в пользу истца сумм отпускных за 2021 год, компенсации за неиспользованный отпуск подлежит удержаниюналог на доходы физических лиц и иные установленные законом обязательные платежи в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством с их перечислением в соответствующие бюджеты Российской Федерации.

Согласно ст. 237 ТК РФ, в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Суд, с учетом объема и характера, перенесенных истцом нравственных страданий, связанных с невыплатой в полном объеме компенсации и иных выплат при увольнении, степени вины работодателя, исходя из требований разумности и справедливости, установленных по делу обстоятельств, считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.

Вместе с тем, не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты.

Так, согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.

Из приведенных положений ст. 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Поскольку спорные денежные суммы истцу при увольнении не начислялись, то положения ст. 236 ТК РФ к данным правоотношениям применению не подлежат.

Кроме того, не могут быть удовлетворены требования истца о возложении на ответчика обязанности самостоятельно рассчитать и выплатить премии за сентябрь, октябрь 2021 года, дополнительное материальное стимулирование за отработанное время.

В силу пункта 4 части 5 статьи 50 ФЗ №79 к дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Приказом УФНС по Республике Бурятия №01-03/51@ от 09.03.2010 г. (с последующими изменениями и дополнениями) утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Управления ФНС по Республике Бурятия, Межрайонных ИФНС России по Республике Бурятия, заместителям руководителя Управления ФНС по Республике Бурятия, начальника Межрайонных ИФНС России по Республике Бурятия(далее Положение).

Согласно разделу II Положения выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов, размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, решение о выплате принимается руководителем Управления ФНС по Республике Бурятия, начальниками инспекций (в отношении федеральных государственных гражданских служащих подведомственных инспекций).

Согласно приказу УФНС по РБ от 13 сентября 2021 года №01-03-02/0503@ премия выплачивалась в сентябре 2021 года за август 2021 года, в том числе была выплачена истцу в размере 17040 руб. На основании приказа №01-03-02/0594 от 15 октября 2021 года премия выплачивалась работникам МРИ ФНС №8 по РБ в размере, обеспечивающим доведение ежемесячного денежного содержания до величины не ниже минимального размера оплаты труда. Как показал в судебном заседании представитель ответчика, что в МРИ ФНС №8 по РБ отсутствовала экономия фонда оплаты труда, премии за сентябрь, октябрь 2021 года не выплачивались, иных приказов о премировании УФНС по РБ не принималось. В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств обоснованности исковых требований о возложении обязанности на ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить ей премию за сентябрь, октябрь 2021 года. По этим же основаниям не подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности самостоятельно рассчитать и выплатить сумму дополнительного материального стимулирования за фактически отработанное время, поскольку ДМС носит разовый характер, его выплата производится на основании решения работодателя, не связана с определенным периодом.

На основании п.п. 19 ст. 333.36 НК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мучинской Ольги Юрьевны удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия в пользу Мучинской Ольги Юрьевны недополученную компенсацию при увольнении в размере 314553,48 руб. за вычетом обязательных платежей, отпускные за 2021 год – 128910,76 руб. за вычетом обязательных платежей, компенсацию за неиспользованный отпуск 178984,88 руб. за вычетом обязательных платежей, компенсацию морального вреда 3000 руб.

Исковые требования Мучинской Ольги Юрьевны о возложении обязанности о расчете и выплате премии, дополнительного материального стимулирования, компенсации за задержку выплаты оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Баторова

2-461/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Мучинская Ольга Юрьевна
Ответчики
УФНС России по РБ
Другие
Цыремпилова Анжелика Николаевна
Суд
Кабанский районный суд Республики Бурятия
Судья
Баторова Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
kabansky.bur.sudrf.ru
25.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2022Передача материалов судье
31.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2022Подготовка дела (собеседование)
15.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2022Судебное заседание
22.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Судебное заседание
06.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2022Дело оформлено
05.10.2022Дело передано в архив
04.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее