О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 мая 2019 г. р.п.Чернышковский
Волгоградской области
Судья Чернышковского районного суда Волгоградской области Неверова Н.А., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении материалы дела, поступившего из ОГИБДД ОМВД России по Чернышковскому району Волгоградской области, в отношении Афанасьева Юрия Сергеевича о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.24 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
28 мая 2019 года в Чернышковский районный суд Волгоградской области поступил административный материал в отношении Афанасьева Ю.С. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.12.24 КоАП РФ.
В соответствии с п.4 ст.29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, и т.д.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Указанный протокол об административном правонарушении, а также материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, которое составило указанный протокол, в связи с существенными недостатками, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
Согласно ч.3 и ч.6 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении от 27 мая 2019 года, не содержит сведения о разъяснении ст.25.2 КоАП РФ потерпевшему ФИО7 его прав, о вручении потерпевшему либо направлении почтовым отправлением в адрес потерпевшего копии протокола об административном правонарушении.
Согласно 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В качестве доказательства, подтверждающего вину Афанасьева Ю.С. в совершении правонарушения, административным органом приложены письменные объяснения свидетеля ФИО6., которые не могут быть признаны судом как допустимые доказательства, поскольку указанное лицо не было предупреждено по ст.17.9 КоАП РФ за заведомо ложные показания свидетеля, при производстве по делу об административном правонарушении.
Также заключение эксперта (экспертиза свидетельствуемого) № 89-м от 14 мая 2019 года, оформлено с нарушением, поскольку был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, при этом эксперт не предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.17.9 КоАП РФ, и эксперту не разъяснены его прав и обязанности, предусмотренные ст.25.9 КоАП Р, и с учетом требований ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полученное с нарушением закона заключение эксперта от 14 мая 2019 года не может быть признано доказательством по делу об административном правонарушении.
Несоблюдение установленного порядка проведения экспертизы свидетельствует о нарушении предоставленных законом гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу ч.3 и ч.3.1 ст.28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Аналогичное требование содержится и в п. 171 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения".
Между тем, определение 34 КО 009604 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 27 декабря 2018 года не содержит сведений (о наличии телесных повреждений и определения тяжести вреда потерпевшего) по поводу чего возбуждено дело об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Кроме того, в нарушении ч.3.1 ст.28.7 КоАП РФ материалы дела не содержат сведений о том, что указанное определение вручено потерпевшему ФИО8 либо направлено почтовым отправлением в адрес потерпевшего.
Согласно ст. 28.1.1 КоАП РФ, в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.1.1 КоАП РФ). Как следует из последующих частей данной нормы:
Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых (в случае их участия), свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:
1) действия должностных лиц, указанных в части 3 статьи 28.1.1 настоящего Кодекса, в том порядке, в каком они производились;
2) состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;
3) тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;
4) другие существенные для данного дела обстоятельства.
В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра.
При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.
Таким образом, в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения является обязательным требованием закона.
Аналогичное требование содержится и в п. 274 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения".
В материалах настоящего административного дела, отсутствует протокол осмотра места происшествия, предусмотренный ст. 28.1.1 КоАП РФ.
Между тем, протокол осмотра места совершения административного правонарушения и зафиксированные в нем обстоятельства имеют существенное значение для правильного и всестороннего рассмотрения данного дела. Место ДТП представляет собой, где произошло событие, связанное с последствиями, свидетельствующими о наличии достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.
Таким образом, осмотр места совершения административного правонарушения является незаменимым действием, его несвоевременное или некачественное проведение лишает возможности воссоздать полную и точную картину места происшествия.
Согласно ч.1 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Между тем, в нарушении указанных требований, материалы содержат сопроводительные письма о том, что в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшей направлялись: определение о назначении судебной экспертизы, определение о продлении срока рассмотрения административного расследования, однако подтверждающих документов указанных фактов, не представлено (уведомлений о получении указанных документов участниками административного производства).
Также, в нарушение требований закона должностное лицо, проводившее административное расследование, не ознакомило участников административного производства с результатами проведения экспертизы от 14 мая 2019 года, поскольку, указанные лица, в случае несогласия с проведенной экспертизой, имеют право требовать назначении повторной экспертизы.
Указанные выше обстоятельства являются существенными для разрешения дела, и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении в отношении Афанасьева Ю.С. и другие материалы дела об административном правонарушении подлежат возвращению должностному лицу, которое составило протокол об административном правонарушении для устранения недостатков, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.1, п. 4 ч.1 ст.29.4КоАПРФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол 34 СВ 019347 об административном правонарушении от 27 мая 2019 года о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, а также другие материалы дела об административном правонарушении в отношении Афанасьева Юрия Сергеевича возвратить должностному лицу, которое составило протокол – начальнику ОГИБДД ОМВД России по Чернышковскому району Волгоградской области Чернышкову С.С.
Разъяснить должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении положения ч.3 ст.28.8 КоАП РФ в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
В связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.
Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Настоящее определение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Чернышковский районный суд Волгоградской области со дня получения указанного определения.
Судья: Н.А. Неверова