№...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Чернышевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
** ** ** гражданское дело по иску Антоновой Анны Ивановны к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми» о взыскании денежных средств,
установил:
Антонова А.И. обратилась в суд к ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РК» с иском о взыскании материального ущерба в размере 100 715 рублей, <данные изъяты>
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает.
Представитель ответчика с иском не согласна по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев подлинную медицинскую документацию Антоновой А.И., суд приходит к следующему.
Основания права требования и соответственно обязанности возмещения вреда, возникают согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ, вследствие причинения вреда другому лицу, который подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Возмещение вреда в полном объеме, в свою очередь, согласно ст. 12 ГК РФ, предполагает возмещение убытков, понесенных собственником, как способа защиты гражданского права.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Кодекса).
Из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что для удовлетворения заявленных требований в рамках настоящего спора истцу надлежало доказать: факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями ответчика и причинением вреда.
Как следует из материалов дела, Антонова А.И. является аттестованным сотрудником органов внутренних дел, в целях получения медицинского обслуживания прикреплена к Федеральному казенному учреждению "Медико-санитарная часть МВД России ...
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что после консультации <данные изъяты> неоднократно обращалась в поликлинику ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РК" за направлением на проведение ..., однако, в выдаче направления было отказано. В этой связи, вынуждена была обратиться в ГБУЗ РК «КРПЦ» самостоятельно, а в последующем согласиться на платные медицинские услуги ....
Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд исходит из следующего.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
В соответствии с частью 1 статьи 79 вышеуказанного ФЗ, медицинская организация обязана, в том числе организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1232 утверждены «Правила медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и возмещения расходов указанным организациям».
Данные Правила, действующие на момент возникновения спорных отношений и утратившие силу 18.12.2018, определяли порядок оказания медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации), за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники) при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи.
Пунктом 3 Правил предусматривалось, что направление сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) в медицинские организации осуществляется медицинской организацией Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющей медицинское обслуживание прикрепленных к ней сотрудников. О направлении сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) медицинские организации Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомляют соответствующий орган, который заключил договор с медицинской организацией.Медицинской картой амбулаторного больного Антоновой А.И. установлено, что ** ** ** поликлиникой ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РК" было выдано направление для получения истцом консультации <данные изъяты> с диагнозом ... в ГБУЗ РК «<данные изъяты>». ** ** ** консультация пройдена, рекомендовано <данные изъяты>. По результатам дообследования, ** ** ** врачом-<данные изъяты> ГБУЗ РК <данные изъяты>» даны рекомендации: .... Между тем, в силу п. 3 ч. 4 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" плановая медицинская помощь это - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. Согласно ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Согласно медицинской книжки Антоновой А.И., представленной ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РК", направление на госпитализацию для проведения процедуры ... последней не выдавалось. Сведений о том, что последняя обращалась к ответчику за выдачей такого направления, медицинская документация истца не содержит. В то же время, согласно части 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Согласно пункту 2 названных правил платные медицинские услуги - это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования; потребитель - это физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". ** ** ** между ГБУЗ РК «...» (исполнитель) и Антоновой А.И. (заказчик) заключен договор № ... на оказание платных медицинских услуг, ... ... .... ** ** ** между ГБУЗ РК «...» (исполнитель) и Антоновой А.И. (заказчик) заключен договор № ... на оказание платных медицинских услуг, ...С ** ** ** истец находилась в ГБУЗ РК «...», где, в рамках ранее заключенных договоров, последней проведено ..., за проведение которой последней оплачено <данные изъяты>. Кроме того, в соответствии с рекомендациями врача – <данные изъяты>, для подготовки к процедуре ..., Антоновой А.И. приобретались лекарственные препараты на общую сумму <данные изъяты> сдавались дополнительные анализы, за что оплачивалось ..., что подтверждается представленными суду копиями чеков. Одновременно судом учитывается, что п. 5 вышеуказанных Правил, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1232 установлено, что возмещение расходов медицинской организации не производится в связи с оказанием сотрудникам высокотехнологичной медицинской помощи, перечень видов которой утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, в специализированных медицинских организациях здравоохранения в соответствии с государственным заданием на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и в медицинских организациях субъектов Российской Федерации дополнительно к государственному заданию, сформированному в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации; С 01.01.2015 применялся Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащий, в т.ч. методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, предусмотренной в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.Разделом II Перечня предусмотрен Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств, предоставляемых федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в виде иных межбюджетных трансфертов в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период, где в п. 5 предусмотрено ...В этой связи, суд приходит к выводу о том, что действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство, не предусматривало возможности возмещения расходов медицинской организации в связи с оказанием сотрудникам высокотехнологичной медицинской помощи при проведении процедуры ....При установленном, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела; принимая во внимание, что, не имея соответствующего направления ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК" истец выразила желание получить именно платную медицинскую помощь; оснований для взыскания с ответчика в пользу Антоновой А.И. расходов на обследование и лечение, суд не находит и приходит к выводу об отсутствии в действиях медицинских работников ФКУЗ по оказанию истцу медицинской помощи нарушений вышеназванного законодательства.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Антоновой Анны Ивановны к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми» о взыскании денежных средств – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения
Председательствующий
Мотивированное решение составлено ** ** **