Дело №12-303/2017
РЕШЕНИЕ
29 сентября 2017 года город Орел
Судья Советского районного суда города Орла Щербина И.С.,
рассмотрев жалобу Щеголева С.Г. на постановление начальника ОЛРР (по г.Орлу) Отдела Росгвардии по Орловской области от ДД.ММ.ГГ о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Щеголев С.Г. обратился в суд с жалобой на постановление начальника ОЛРР (по г.Орлу) Отдела Росгвардии по Орловской области от ДД.ММ.ГГ о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В обоснование указав, что не согласен с вынесенным постановлением. Полагает, что не был надлежаще извещен о рассмотрении дела, а также не является субъектом данного правонарушения. Просил судью постановление от ДД.ММ.ГГ отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В судебном заседании заявитель Щеголев С.Г., его защитник по ордеру Кузякин А.В. доводы жалобы поддержали.
Лицо, составившее постановление по делу об административном правонарушении надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель Отдела Росгвардии по Орловской области по доверенности Кирсанова Н.О. полагала постановление законным и обоснованным. Указала, что несмотря на заключенный гражданско-правовой договор между – договор на оказание услуг по обучению от ДД.ММ.ГГ между сторонами заключен договор.
Судья, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Из толкования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ в их системной взаимосвязи следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, установление наличия события административного правонарушения, виновности лица в совершении административного правонарушения и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.8 КоАП РФ, образует нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за что предусмотрена санкция в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности Щеголева С.Г. как должностного лица, послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты>. по результатам проверки КХО ПОУ ООССУЦ ДОСААФ России по адресу: <...>, установлено, что Щеголев С.Г. ответственный в связи с приказом генерального директора ПОУ ООССУЦ ДОСААФ России №*** от ДД.ММ.ГГ, за сохранность оружия и патронов к нему нарушил требования ст.25 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии», п.51 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 №814 «О мерах по урегулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», выразившиеся в нарушении Инструкции утвержденной приказом МВД РФ №288-99 г., а именно п.176 на входной двери места хранения оружия и патронов отсутствует бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения; п.127 «а» книга приема и выдачи оружия и патронов, не содержит росписей в получении оружия и патронов, отсутствуют записи о выдаче оружия и патронов на время стрельб ДД.ММ.ГГ; п.131 на момент проверки не представлен журнал учета стрельб; п.164 патроны хранятся россыпью не в металлическом ящике, закрываемый на два замка, разные по секрету, а не на стеллаже; п. 137 «г» в акте раздаточно-сдаточных ведомостей за ДД.ММ.ГГ не указано сведений о количестве выданных патронов; п.137 «а» в книге наличия и движения, номерного учета имеющегося оружия и патронов отсутствует запись о сдаче оружия МЛГ 17107 в УМВД ДД.ММ.ГГ; п.146 в учетных документах отсутствуют сведения о ежеквартальных сверках соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах.
ДД.ММ.ГГ постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным начальником ОЛРР (по г.Орлу) Отдела Росгвардии по Орловской области Серегиным Д.В., Щеголев С.Г. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ между Щеголевым С.Г. и профессиональным образовательным учреждением Орловский областной спортивно-стрелковый учебный центр Орловского регионального отделения ДОСААФ России заключен договор на оказание услуг по обучению №***, согласно которому Щеголев С.Г. принял на себя обязанность по заданию заказчика оказать услуги про проведению занятий, в целях обучения, по предметам: Огневая подготовка.
Срок действия договора с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Привлекая к административной ответственности Щеголева С.Г., должностное лицо посчитало, что договор на оказание услуг является трудовым договором, кроме того, между сторонами данного договора подписан договор о полной материальной ответственности, а приказом начальника центра на Щеголева С.Г. возложена ответственность за обеспечение сохранности и использования имеющегося в центре оружия и патронов к нему.
Данный вывод должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, представляется ошибочным ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, с данным приказом начальника центра о возложении ответственности за обеспечение сохранности и использования имеющегося в центре оружия и патронов к нему Щеголев С.Г. не ознакомлен.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, из указанной нормы права следует, что административной ответственности подлежит должностное лицо (лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации) в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Данным лицом Щеголев С.Г. в силу указанной нормы быть не может.
Кроме того, договор оказания услуг носит гражданско-правовой характер.
При этом, утверждение должностного лица о том, что признаки данного договора подпадают под трудовой договор являются необоснованными.
Установление наличия трудовых отношений между работником и работодателем осуществляется в рамках гражданского судопроизводства и не относится к предмету доказывания по делам об административных правонарушениях.
Материалами дела также не подтверждено, что на Щеголева С.Г. возложены обязанности, вмененные ему в постановлении по делу об административном правонарушении и за которые он необоснованно привлечен к административной ответственности, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии вины в совершении административного правонарушения.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действия (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, не нашли подтверждения в судебном заседании.
Таким образом, судья, проанализировав собранные по делу доказательства, полагает, что имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, материалами дела не доказана виновность Щеголева С.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.8 КоАП РФ, в связи с чем, постановление ДД.ММ.ГГ следует отменить, прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях Щеголева С.Г. состава административного правонарушения, а жалобу - удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья,
решил:
жалобу Щеголева С.Г. на постановление начальника ОЛРР (по г.Орлу) Отдела Росгвардии по Орловской области от ДД.ММ.ГГ о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить.
Постановление начальника ОЛРР (по г.Орлу) Отдела Росгвардии по Орловской области от ДД.ММ.ГГ о привлечении Щеголева С.Г. к административной ответственности по ч.1 ст.20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья: И.С. Щербина