Решение по делу № 2-74/2014 (2-1024/2013;) от 11.11.2013

К делу №2-74-2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калининский район Краснодарский край 07 марта 2014 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Ширинян М.К., с участием помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Власенко А.Б., представителя ответчика ОАО «Племзавод «Дружба» по доверенности Прохорова В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Племзавод «Дружба» об обязании устранения нарушений природоохранного законодательства.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ОАО «Племзавод «Дружба» об обязании устранения нарушений природоохранного законодательства, в котором указано, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка соблюдения требований закона при организации питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. В целях выяснения объектов, подлежащих проверке, прокуратурой района в органы контроля, в том числе Министерство природных ресурсов Краснодарского края, направлялись соответствующие запросы.

Согласно информации Министерства от 12.09.2013 года №202-10519/13-02.2 одним из подобных объектов является ОАО «Племзавод «Дружба». Проверка соблюдения требований природоохранного законодательства осуществлялась в соответствии с графиком выезда специалистов, утвержденным прокуратурой края. В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения установлено, что ОАО «Племзавод «Дружба» осуществляет деятельность по растениеводству и животноводству, при этом эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду, предприятием за 2 квартал 2013 года произведена плата за HBOC в части выбросов от стационарного объекта в сумме 644,46 рублей. В соответствии с «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (НИИ «Атмосфера» СПб, 2005 года, введено в действие Письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 года №14-01-333, к стационарным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух относятся «...все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия». Согласно ст.21 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п.9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утв.Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 года №373, организации: ведут первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам; осуществляют определение состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в соответствии с разработанными Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды расчетными инструкциями; осуществляют определение видов и размеров вредных физических воздействий на атмосферный воздух; представляют в установленном порядке формы государственного статистического наблюдения за вредными воздействиями на атмосферный воздух. Вместе с тем, установлено, что журналы первичного учета по установленной форме ПОД - 1 («Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»), ПОД - 2 («Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»), на предприятии не ведутся, что является нарушением ст.21 ФЗ от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Постановление Правительства РФ от 21.04.2000 года №373. Также, ОАО «Племзавод «Дружба» осуществляет деятельность по растениеводству и животноводству, при этом на предприятии образуются (накапливаются) отходы производства и потребления различных классов опасности. За 2 квартал 2013 года предприятие оплатило плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов в сумме 742,77 рублей. В силу пунктов 2 и 3 ст.14 Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года №511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», изданному в целях реализации ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее - Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее - отходы), и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду (далее - ОПС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее. Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности. В соответствии с п.2.7 Приказа Ростехнадзора №570 от 15.08.2007 года документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов. Согласно п.1 ст.2. Приказа «Паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе». На момент проведения проверки ОАО «Племзавод «Дружба» не представлены паспорта опасного отхода - шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов. (Шлам от зачистки резервуаров хранения дизельного топлива и бензина), отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки -4 класс опасности. ОАО «Племзавод «Дружба» при проведении проверки не предоставлен производственный контроль в области обращения с отходами, согласованный с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, следовательно, юридическое лицо ведет свою деятельность с нарушением ст.26 Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года. ОАО «Племзавод «Дружба» осуществляет деятельность по растениеводству и животноводству, при этом эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду, предприятием за 2 квартал 2013 года произведена плата за HBOC в части выбросов от стационарного объекта в сумме 644,46 рублей. В соответствии с «Инвентаризацией источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ОАО «Племзавод «Дружба», на предприятии имеется пылегазоочистное оборудование-Продуктовый циклон (номера источников, в которые поступают выбросы 0159, 0160, 0168, 0169, 0185). На основании «Правил технической эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих установок» («ПЭУ»-99), где сказано, что «...периодические проверки технического состояния оборудования ГОУ должны проводиться... не реже одного раза в полугодие комиссией предприятия с оформлением акта проверки и оценки технического состояния каждой установки очистки газа...». Вместе с тем, в ходе проверки выявлено отсутствие сведений, подтверждающих проведение проверки технического состояния оборудования ГОУ. Также не проводится проверка эффективности работы ПГОУ, паспорта ГОУ зарегистрированные в территориальных органах Госкомэкологии России не представлены, инструкция по эксплуатации и обслуживанию установки очистки газа на предприятии не разработана, что является нарушением ст.30 ФЗ от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и «Правил технической эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих установок» («ПЭУ»-99). При проведении проверки установлено, что ОАО «Племзавод «Дружба» осуществляет пользование недрами в части добычи пресных подземных вод из артезианских скважин №6246, с расположенных в Калининском районе Краснодарского края, что подтверждается «Журналами учета водопотребления» вышеуказанных скважин. Предприятием представлена лицензия на право пользования недрами со сроком действия до 01.09.2017 года с целевым назначением «добыча подземных вод для питьевого и технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Лицензия зарегистрирована 28.03.2010 года Участок недр имеет статус горного отвода и расположен в х.Бойкопонура Калининского района Краснодарского края. В соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Согласно абз.15 ст.12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. В силу требований ст.22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами,.. .соблюдение требований технических проектов,.. .ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации... В соответствии со ст.ст.23.2,22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Также установлено, что предприятие осуществляет пользование недрами со следующими нарушениями условий лицензии КРД 03875 ВЭ. На основании п.4.5 приложения 1 к лицензии , владелец лицензии обязан осуществлять постоянное ведение мониторинга подземных вод в соответствии со следующими требованиями: - наблюдение за уровнем подземных вод в водозаборной скважине при круглосуточной работе должны производиться 1 раз в месяц одновременно с измерением дебета скважины в одни и те же установленные даты. При некруглосуточной работе скважины измерения следует проводить перед каждой остановкой скважины и перед ее включением. Замеры уровня должны фиксироваться в журнале режимных наблюдений с указанием высоты патрубка и поправки на рулетку (электроуровнемер); - отбор проб на сокращенный химический и бактериологический анализ должен проводиться по программе производственного контроля, но не реже 1 раза в год. Аналогичные требования прописаны в техническом проекте разработки участка недр (водозабора), согласованном установленном порядке. В соответствии с «Методическими рекомендациями по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах» (разработаны Государственным центром мониторинга геологической среды МПР России и территориальными центрами «Томскгеомониторинг», «Уралгеомониторинг»), наблюдения за уровнем подземных вод в водозаборных скважинах при их круглосуточной работе должны проводиться 1 раз в месяц одновременно с измерением дебита скважины в одни и те же установленные даты. При некруглосуточной работе скважин измерения уровня следует проводить перед каждой остановкой скважины и перед каждым ее включением. Аналогичные измерения необходимо производить также при наблюдениях за техническим состоянием водозаборных скважин, то есть перед их остановкой и непосредственно перед их включением. Для измерения уровня воды в эксплуатационных скважинах используются электроуровнемеры. Все измерения уровня производятся от края обсадной или пьезометрической трубы, превышение ее над поверхностью земли должно быть тщательно измерено и занесено в журнал режимных наблюдений. В журнал вносятся данные глубины уровня подземных вод от поверхности земли, которое вычисляется следующим образом: от глубины уровня подземных вод, измеренного от края обсадной или пьезометрической трубы, вычитается высота патрубка (превышение края обсадной или пьезометрической трубы над поверхностью земли). При проведении проверки ОАО «Племзавод «Дружба» не представлен «журнал наблюдений за уровнем подземных вод», не представлена программа производственного контроля вод, протоколы КХА вод. Не представлены данные, подтверждающие осуществление реализации и ведение мониторинга пресных подземных вод в 2013 году, что является нарушением п.4.5 приложения 1 к лицензии , технического проекта разработки участка недр (водозабора), согласованного установленном порядке. Вышеотмеченные нарушения отражены в информации Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 17.10.2013 года №0104/14/9571.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

На основании изложенного, прокурор Калининского района просит суд обязать ОАО «Племзавод «Дружба» устранить нарушения природоохранного законодательства, отраженные в информации Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 17.10.2013 года №0104/14/9571, выявленные по результатам проверки деятельности Общества, а именно обеспечить ведение журналов первичного учета ПОД - 1 («Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»), ПОД - 2 («Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»); получить паспорта опасных отходов - шлама очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов (шлам от зачистки резервуаров хранения дизельного топлива и бензина), отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки; провести проверки технического состояния оборудования ГОУ и эффективности работы ПГОУ; разработать инструкцию по эксплуатации и обслуживанию установки очистки газа на предприятии; получить паспорт ГОУ в территориальных органах Госкомэкологии России; обеспечить ведение журнала наблюдений за уровнем подземных вод; разработать программу производственного контроля вод; провести мониторинг пресных подземных вод в 2013 году; обеспечить получение протоколов КХА подземных вод.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по КК и респ.Адыгея извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, в заявлении содержится просьба о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица.

Определением Калининского районного суда от 10.01.2014 года к производству приняты уточненные требования, в которых прокурор просит суд обязать ОАО «Племзавод «Дружба» устранить нарушения природоохранного законодательства, отраженные в информации Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 17.10.2013 года №0104/14/9571, выявленные по результатам проверки деятельности Общества, а именно обеспечить ведение журнала ПОД - 2 («Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»); получить паспорта опасных отходов - шлама очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов (шлам от зачистки резервуаров хранения дизельного топлива и бензина), отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки; провести проверки технического состояния оборудования ГОУ и эффективности работы ПГОУ; получить паспорт ГОУ в территориальных органах Госкомэкологии России; обеспечить ведение журнала наблюдений за уровнем подземных вод; разработать программу производственного контроля вод; провести мониторинг пресных подземных вод в 2013 году, обеспечить получение протоколов КХА подземных вод.

В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Власенко А.Б. поддержал уточненные требования и доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «Племзавод «Дружба» по доверенности Прохоров В.С. в судебном заседании согласился с требованиями прокурора, пояснил, что по мере возможности предприятие устраняет выявленные нарушения.

Выслушав стороны участвующие в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения требований закона при организации питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, в том числе в ОАО «Племзавод «Дружба», в ходе которой установлено, что ОАО «Племзавод «Дружба» осуществляет деятельность по растениеводству и животноводству, при этом эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду, предприятием за 2 квартал 2013 года произведена плата за HBOC в части выбросов от стационарного объекта в сумме 644,46 рублей. В соответствии с «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (НИИ «Атмосфера» СПб, 2005 года, введено в действие Письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 года №14-01-333, к стационарным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух относятся «...все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия».

Согласно ст.21 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утв.Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 года №373, организации: ведут первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам; осуществляют определение состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в соответствии с разработанными Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды расчетными инструкциями; осуществляют определение видов и размеров вредных физических воздействий на атмосферный воздух; представляют в установленном порядке формы государственного статистического наблюдения за вредными воздействиями на атмосферный воздух.

В свою очередь журналы первичного учета по установленной форме ПОД - 1 («Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»), ПОД - 2 («Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»), в ОАО «Племзавод Дружба» не ведутся, что является нарушением ст.21 ФЗ от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», и требований Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 года №373.

Также, ОАО «Племзавод «Дружба» осуществляет деятельность по растениеводству и животноводству, при этом на предприятии образуются (накапливаются) отходы производства и потребления различных классов опасности. За 2 квартал 2013 года предприятие оплатило плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов в сумме 742,77 рублей.

Согласно п.п.2,3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

Согласно требованиям Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года №511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», изданному в целях реализации ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее - Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее - отходы), и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду (далее - ОПС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее. Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

Согласно п.2.7 Приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 года №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.

Согласно п.2.1 Приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 года №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

На момент проведения проверки ОАО «Племзавод «Дружба» не представлены паспорта опасного отхода - шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов. (Шлам от зачистки резервуаров хранения дизельного топлива и бензина), отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки -4 класс опасности. ОАО «Племзавод «Дружба» при проведении проверки не предоставлен производственный контроль в области обращения с отходами, согласованный с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, следовательно, юридическое лицо ведет свою деятельность с нарушением ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

ОАО «Племзавод «Дружба» осуществляет деятельность по растениеводству и животноводству, при этом эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду, предприятием за 2 квартал 2013 года произведена плата за HBOC в части выбросов от стационарного объекта в сумме 644,46 рублей. В соответствии с «Инвентаризацией источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ОАО «Племзавод «Дружба», на предприятии имеется пылегазоочистное оборудование-Продуктовый циклон (номера источников, в которые поступают выбросы 0159, 0160, 0168, 0169, 0185). На основании «Правил технической эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих установок» («ПЭУ»-99), где сказано, что «...периодические проверки технического состояния оборудования ГОУ должны проводиться... не реже одного раза в полугодие комиссией предприятия с оформлением акта проверки и оценки технического состояния каждой установки очистки газа...». Вместе с тем, в ходе проверки выявлено отсутствие сведений, подтверждающих проведение проверки технического состояния оборудования ГОУ. Также не проводится проверка эффективности работы ПГОУ, паспорта ГОУ зарегистрированные в территориальных органах Госкомэкологии России не представлены, инструкция по эксплуатации и обслуживанию установки очистки газа на предприятии не разработана, что является нарушением ст.30 ФЗ от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и «Правил технической эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих установок» («ПЭУ»-99).

Также при проведении проверки установлено, что ОАО «Племзавод «Дружба» осуществляет пользование недрами в части добычи пресных подземных вод из артезианских скважин №6246, с расположенных в Калининском районе Краснодарского края, что подтверждается «Журналами учета водопотребления» вышеуказанных скважин. Предприятием представлена лицензия на право пользования недрами со сроком действия до 01.09.2017 года с целевым назначением «добыча подземных вод для питьевого и технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Лицензия зарегистрирована 28.03.2010 года Участок недр имеет статус горного отвода и расположен в х.Бойкопонура Калининского района Краснодарского края.

Согласно ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно абз.15 ст.12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно ст.22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами,.. .соблюдение требований технических проектов,.. .ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации...

Согласно ст.ст.23.2,22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Также установлено, что предприятие осуществляет пользование недрами со следующими нарушениями условий лицензии КРД 03875 ВЭ. На основании п.4.5 приложения 1 к лицензии КРД 03875 ВЭ, владелец лицензии обязан осуществлять постоянное ведение мониторинга подземных вод в соответствии со следующими требованиями: - наблюдение за уровнем подземных вод в водозаборной скважине при круглосуточной работе должны производиться 1 раз в месяц одновременно с измерением дебета скважины в одни и те же установленные даты. При некруглосуточной работе скважины измерения следует проводить перед каждой остановкой скважины и перед ее включением. Замеры уровня должны фиксироваться в журнале режимных наблюдений с указанием высоты патрубка и поправки на рулетку (электроуровнемер); - отбор проб на сокращенный химический и бактериологический анализ должен проводиться по программе производственного контроля, но не реже 1 раза в год. Аналогичные требования прописаны в техническом проекте разработки участка недр (водозабора), согласованном установленном порядке.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах» (разработаны Государственным центром мониторинга геологической среды МПР России и территориальными центрами «Томскгеомониторинг», «Уралгеомониторинг»), наблюдения за уровнем подземных вод в водозаборных скважинах при их круглосуточной работе должны проводиться 1 раз в месяц одновременно с измерением дебита скважины в одни и те же установленные даты. При некруглосуточной работе скважин измерения уровня следует проводить перед каждой остановкой скважины и перед каждым ее включением. Аналогичные измерения необходимо производить также при наблюдениях за техническим состоянием водозаборных скважин, то есть перед их остановкой и непосредственно перед их включением. Для измерения уровня воды в эксплуатационных скважинах используются электроуровнемеры. Все измерения уровня производятся от края обсадной или пьезометрической трубы, превышение ее над поверхностью земли должно быть тщательно измерено и занесено в журнал режимных наблюдений. В журнал вносятся данные глубины уровня подземных вод от поверхности земли, которое вычисляется следующим образом: от глубины уровня подземных вод, измеренного от края обсадной или пьезометрической трубы, вычитается высота патрубка (превышение края обсадной или пьезометрической трубы над поверхностью земли).

При проведении проверки ОАО «Племзавод «Дружба» не представлен «журнал наблюдений за уровнем подземных вод», не представлена программа производственного контроля вод, протоколы КХА вод. Не представлены данные, подтверждающие осуществление реализации и ведение мониторинга пресных подземных вод в 2013 году, что является нарушением п.4.5 приложения 1 к лицензии , технического проекта разработки участка недр (водозабора), согласованного установленном порядке.

Вышеуказанные нарушения, подтверждаются информацией Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 17.10.2013 года №0104/14/9571, а также объяснениями сторон в судебном заседании.

Из исследованных доказательств в их совокупности, судом установлено, что ответчик ОАО «Племзавод «Дружба» осуществляет деятельность по растениеводству и животноводству, при этом эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, однако не принятие ответчиком достаточных и исчерпывающих мер по соблюдению требований природоохранного законодательства при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения влечет неисполнение вышеуказанных требований закона, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Племзавод «Дружба» устранить нарушения природоохранного законодательства, отраженные в информации Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 17.10.2013 года №0104/14/9571, выявленные по результатам проверки деятельности Общества, а именно обеспечить ведение журнала ПОД - 2 («Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»); получить паспорта опасных отходов - шлама очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов (шлам от зачистки резервуаров хранения дизельного топлива и бензина), отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки; провести проверки технического состояния оборудования ГОУ и эффективности работы ПГОУ; получить паспорт ГОУ в территориальных органах Госкомэкологии России; обеспечить ведение журнала наблюдений за уровнем подземных вод; разработать программу производственного контроля вод; провести мониторинг пресных подземных вод в 2013 году, обеспечить получение протоколов КХА подземных вод.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

2-74/2014 (2-1024/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
ОАО"Племзавод"Дружба"
Другие
Росприроднадзор
Суд
Калининский районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
kalininsk.krd.sudrf.ru
11.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2013Передача материалов судье
15.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2013Судебное заседание
10.01.2014Судебное заседание
10.02.2014Судебное заседание
07.03.2014Судебное заседание
12.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2014Дело оформлено
17.02.2015Дело передано в архив
07.03.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее