Судья Н.Е.Колосова Дело № 33-6228/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Захваткина И.В., Ушаковой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.Ф.
рассмотрела в судебном заседании 1 ноября 2018 г. дело по апелляционной жалобе Администрации Муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 августа 2018 г., которым
Обязана администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» восстановить Елохина И.Н., с составом семьи два человека, с учетом матери Е.Л.М., на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в списках общей очереди, с даты постановки на учет 6.01.1998.
Обязана администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» восстановить Елохина И.Н., с составом семьи два человека, с учетом матери Е.Л.М., на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в списках очереди «инвалидов 3 группы» с даты постановки на учет - 24.05.2004.
Исковые требования Елохина И.Н. к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности восстановить в очереди «инвалидов детства» оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения Елохина И.Н., его представителя Ефименко Н.В. и Е.Л.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елохин И.Н. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права на заключение договора социального найма, возложении обязанности восстановить Елохина И.Н. в общей очереди на улучшение жилищных условий, которая существовала на момент снятия с учета по состоянию на 23.09.2015, в льготной очередности по категории «инвалид детства» на улучшение жилищных условий, которая существовала на момент снятия с учета по состоянию на 2011 год, в льготной очереди по категории «инвалид 3 группы», которая существовала на момент снятия с учета по состоянию на 02.10.2013. Заявленные требования мотивировал тем, что является инвалидом детства, страдает заболеванием, которое предоставляет ему право на дополнительную жилую площадь. В период с 14.01.1998 стоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации МО ГО «Сыктывкар» в «общей очереди», льготной очереди по категории «Инвалиды детства». В 2011 году, по достижению 18 лет, Елохин И.Н. снят с очереди по категории «инвалиды детства» и поставлен на очередь в категорию «инвалиды 3 группы». В 2013 году Елохин И.Н. исключен из льготной очереди по категории «инвалиды 3 группы», а в 2015 году - из общей очереди. Полагает, что исключение его из очереди является незаконным, так как жилым помещением он не обеспечен, проживает в жилом помещении маневренного фонда, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28.11.2016 о возложении на ответчика обязанности предоставить ему жилое помещение не исполнено.
Ответчик исковые требования не признал.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава АМО ГО «Сыктывкар» просит об отмене принятого по делу решение, как необоснованного, постановленного без учета фактических обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии оснований для восстановления истца в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Постановлением главы администрации г. Сыктывкара от 14.01.1998 №1/65§1 Елохин И.Н. поставлен на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в составе семьи Е.Н.И. (отца), в общую очередь, в льготной очереди «инвалиды второй группы и детства» Елохин И.Н. состоял с 24.05.2004.
По заявлению Е.Н.И. (отца) от 26.01.2010, постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25.02.2010 №2/998 учетное дело Е.Н.И. было разделено, Елохин И.Н. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отдельно от Е.Н.И. в общую очередь и льготную очередь по категории «инвалиды 2 группы и детства».
В последующем Е.Н.И. (отец Елохина И.Н.) обратился в Агентство Республики Коми по социальному развитию о предоставлении социальной выплаты. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и порядком предоставления отдельным категория граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение жилья, утвержденным постановление Правительства Республики Коми от 07.11.2006 № 282 (в наст. время утратил силу), на основании документов, представленных Е.Н.И. 28.12.2009 Агентством Республики Коми по социальному развитию принято решение о предоставлении Е.Н.И. социальной выплаты на приобретение жилья в размере ... рублей. На основании представленного договора купли-продажи от 19.05.2010 Е.Н.И. приобрел жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>. Приказом Агентства № 1678 от 15.07.2010 было принято решение о перечислении социальной выплаты на приобретение жилья на счет продавца жилого помещения. В связи с предоставлением социальной выплаты на приобретение жилья Е.Н.И. был обеспечен жилым помещением и исключен из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
12.10.2011, в связи с присвоением третьей группы инвалидности, Елохин И.Н. подал в администрацию МО ГО «Сыктывкар» заявление о переводе его из очереди «инвалидов 2 группы и детства» в очередь «инвалиды 3 группы».
Постановлением МО ГО «Сыктывкар» от 02.10.2013 № 10/3818 истец Елохин И.Н. исключен с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, из льготной очереди по категории «инвалиды 3 группы», в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Постановлением МО ГО «Сыктывкар» от 23.09.2015 № 9/3054 Елохин И.Н. исключен с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, из общей очереди, с составом семьи 2 человека, в том числе мать Е.Л.М.
Основанием для исключения послужил факт получения Е.Н.И. социальной выплаты, а также неправомерные действия должностных лиц администрации при разделении учетных дел.
Решением Сыктывкарского городского суда от 28.11.2016 <Номер обезличен> администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана предоставить Елохину И.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 13,5 кв.м., с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решение вступило в законную силу и до настоящего времени не исполнено.
Елохин И.Н. и его мать Е.Л.М. проживают в жилом помещении маневренного фонда по адресу: <Адрес обезличен>, предоставленном в связи с пожаром, в результате которого сгорел дом по адресу: <Адрес обезличен>.
Оценивая правомерность предъявленных истцом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что у органа муниципального образования отсутствовали законные основания для исключения истца из очередей лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статья 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на день принятия Елохина И.Н., на учет нуждающихся в общую очередь, предусматривала, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Основания для снятия с учета предусматривались ст. 32 ЖК РСФСР, согласно которой право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета (ст. 55 ЖК РФ).
Данной статьей предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях: в случаях подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее -Федеральный закон) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
На основе анализа приведенных положений закона, суд первой инстанции правомерно признал, что Елохин И.Н., поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п.п.. 1 (подачи заявления о снятии с учета), 3 (выезд в другое муниципальное образование)- 6 (выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет) ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Неправомерные действия должностных лиц при разделении учетных дел, на которые ссылается ответчик, основанием для снятия с очереди не являются, поскольку исходя из положений закона такие действия должны иметь место не при разделении учетных дел, а при постановке на учет. Доказательств неправомерных действий должностных лиц администрации МО ГО «Сыктывкар» при решении вопроса о принятии на учет Е.Н.И., также являющегося инвалидом, и Елохина И.Н., в составе его семьи, не представлено.
Выводы суда первой инстанции в данной части являются правомерными, основаны на нормах закона и надлежащей оценке фактических обстоятельств.
Апелляционная жалоба ответчика не содержит ссылок на обстоятельства, которые не были установлены судом первой инстанции и им не дана оценка.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 августа 2018 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –