УИД: 11RS0001-01-2022-003880-61 Дело № 2а-6150/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,
при секретаре Войтко М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 июня 2022 года в г.Сыктывкар административное дело по административному иску Журина Александра Александровича к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействий), взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
установил:
Журин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконными действий (бездействий), взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми за период с 2012 года по 13.10.2020 в размере 5 000 000 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что приговором Верховного Суда Республики Коми от 14.08.2003 приговорен к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В феврале 2004 года прибыл в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми и распределен в отряд № 10. В 2012 году был переведен в отряд СУОН № 9А. При этом указывает на то, что условия содержания в отряде являлись не надлежащими, что выразилось в том, что площади помещения с учетом мебели было недостаточно; прикроватных тумбочек не хватало; отсутствовала вентиляция, освещение было недостаточно, отсутствовала комната отдыха, санитарный узел в камере был оборудован двумя унитазами, в связи с чем возникали очереди, каких-либо перегородок не было, условия приватности не соблюдались; в отряде ползали тараканы, клопы, отсутствовали столы и стулья в комнате отдыха, прогулочные дворики были маленькими. В бане колонии возможно было мыться один раз, с 2018 года – 2 раза. В душевом зале установлено 9 леек, не имелось душевых кабинок, пространство было ограничено, из-за чего происходило соприкосновение друг с другом. В связи с указанными ненадлежащими условиями содержания административный истец просит взыскать в его пользу 5 000 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец, извещенный надлежащим образом, участие в судебном заседании не принимал, ходатайства о рассмотрении дела с его участием не заявил.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России в судебном заседании участия не принял, направил отзыв, в котором просил в иске отказать.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В то же время, разрешая поданное стороной ответчика ходатайство о пропуске административным истцом срока обращения, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», о том, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Изложенное свидетельствует о том, что за компенсацией, установленной Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ в порядке, предусмотренном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27.01.2020), либо независимо от указанных обстоятельств в течение 180 дней, начиная с 27.01.2020, в случае подачи в Европейский Суд по правам человека жалоб на нарушение условий содержания, по которым не принято решение.
В этой связи, принимая во внимание, что административный истец с соответствующим заявлением в Европейский Суд по правам человека не обращался, на дату обращения с исковым заявлением находился в местах лишения свободы, ненадлежащее условия содержания в которых явилось поводом обращения в суд с настоящим иском, правовых оснований для применения при разрешении заявленных требований пропуска срока на обращение в суд, что в соответствии с пунктом 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, суд не усматривает.
В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции).
На основании с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
В соответствием с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно статье 3 Европейской конвенции по правам человека, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально- бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14 приведенного Постановления Пленума).
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Журин А.А. отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК-1 с 20.02.2004 г. по настоящее время. Конец срока 14.08.2022. При прибытии в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, Журин А.А. распределен в отряд со строгими условиями отбывания наказания.
За период с 2012 года по 2020 год Журин А.А. водворялся в ШИЗО 12 раз от 5 до 15 суток, переводился в помещение камерного типа на 6 месяцев.
С 28.06.2012 по 28.10.2013 находился в отряде СУОН 9А, 28.10.2013 водворен в ШИЗО сроком на 5 суток, с 02.11.2013 по 01.03.2015 находился в отряде СУОН А, 01.03.2015 водворен в ШИЗО сроком на 15 суток, с 16.03.2015 по 13.07.2015 находился в отряде СУОН А, 13.07.2015 помещен в ПКТ на 6 месяцев, с 13.01.2016 по 04.04.2016 находился в отряде СУОН А, 04.04.2016 водворен в ШИЗО сроком на 10 суток, с 14.04.2016 по 08.11.2017 находился в отряде СУОН А, 08.11.2017 водворен в ШИЗО сроком на 15 суток, с 23.11.2017 по 16.05.2019 находился в отряде СУОН А, 16.05.2019 водворен в ШИЗО сроком на 15 суток, с 30.05.2019 по 14.01.2020 находился в отряде СУОН А, 14.01.2020 водворен в ШИЗО сроком на 15 суток, с 28.01.2020 по 31.01.2020 находился в отряде СУОН А, 31.01.2020 водворен в ШИЗО сроком на 10 суток, с 10.02.2020 по 08.10.2020 находился в отряде СУОН А, 13.10.2020 помещен в ПКТ на 4 месяца.
Как следует из информации, представленной ответчиком, Приказом ФСИН России от 21.07.2014 № 373 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения» установлены сроки хранения журналов рапортов о приеме-сдаче дежурств младшими инспекторами по ОСУОН, а именно 1 год (ст. 1290).
Журналы учёта о приеме-сдаче дежурств младшими инспекторами по СУОН за 2012-2018 года уничтожены по истечении сроков хранения.
В связи с изложенным ответчиком не предоставлено доказательств, из которых возможно установить количество осужденных, располагавшихся в том или ином отряде, лиц, содержащихся совместно с заявителем с 2012 по 2018 годы.
В период с 01.01.2019 до 08.10.2020 административный истец содержался в отряде СУОН № 9 А, площадь спального помещения – 45,1 кв.м.; площадь помещения воспитательной работы – 35,5 кв.м., площадь помещения для хранения продуктов питания – 30,2 кв.м., итого в распоряжении осужденных находилось – 110,8 кв.м.
При этом в период с 01.01.2019 по 16.05.2019 одновременно с административным истцом содержалось от 22 до 28 осужденных, с 30.05.2019 по 14.01.2020 – от 7 до 28 осужденных, с 28.01.2020 по 31.01.2020 – от 18 до 21 осужденного, с 10.02.2020 по 08.10.2020 – от 14 до 24 осужденных.
В соответствии со статьей 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Принимая во внимание площадь отряда СУОН 9 А, в котором содержался административный истец, и количество лиц одновременно с ним содержащихся, норма площади соблюдалась, поскольку составляла не менее 2 кв.м.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» определен перечень помещений и нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода, которые должны быть в наличии в исправительном учреждении.
Действие Приказа распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта.
В пункте 42 Правил внутреннего распорядка установлены требования к оборудованию камер, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом, и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.
Согласно примечаниям № 7 к пункту 32 таблицы 14.3 Свода правил 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, которым утвержден "СП (в двух частях)" (далее - Свод правил) санитарные помещения следует оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных, рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных.
Аналогичная норма содержалась в пункте 34 Таблицы № 13 Приказа Минюста России от 06.02.2003 № 130-ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
Пунктом 1 раздела 1 Приложения № 2 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 № 512 предусмотрено, что спальное помещение общежитие отряда для осужденных должно быть оснащено тумбочкой прикроватной - 1 шт. на двух осужденных.
Согласно требованиям пунктов 9.4, 9.13 «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» установлено, что режимная, жилая, изолированная жилая, производственная зоны ИУ (кроме производственной зоны КП) разделяются на локальные изолированные участки и территорию вне локальных изолированных участков.
При новом строительстве на территории каждого локального изолированного участка со зданием для содержания осужденных, за исключением локальных изолированных участков с ГОСТ, ШИЗО, ДИЗО, одиночными камерами, с медицинскими частями, локальных участков усиленного наблюдения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, следует предусматривать размещение спортивной площадки, служащей одновременно площадкой для построения и территорией для прогулок, из расчета 2,0 кв. м на одного осужденного, и место для курения.
В санитарных помещениях СУОН А туалеты оборудованы приватными кабинками.
Согласно технического паспорта здания, санитарный узел имеет площадь 10,3 кв.м., оборудован 2 унитазами.
Таким образом, количество сантехприборов при численности осужденных, содержащихся в отряде СУОН 9 А в период с 01.01.2019 по 08.10.2020, соответствовало требованиям примечаний №7 к пункту 32 таблицы 14.3 «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (1 унитаз на 15 осужденных).
Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место. Кровати устанавливаются таким образом, чтобы между рядами было свободное место для тумбочки, каждый осужденный обеспечен табуретом на одного человека и тумбочкой на двух человек.
Отряд со строгими условиями отбывания, в котором содержится административный истец, оборудован помещением сушилки площадью 11,5 кв.м.
Все жилые секции оборудованы окнами с форточками, что позволяет при необходимости проветривать помещения и вентиляционными шахтами с подводам к помещениям здания и принудительной вытяжной вентиляцией.
Для выполнения работ по дезинфекции и дератизации ФКУ ИК-1 заключаются ежегодно соответствующие договоры.
Искусственное и естественное освещения в помещениях общежитий соответствует гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Помывка осужденных осуществлялась в помещение банно-прачечного комбината, которое расположено в жилой зоне учреждения и состоит из следующих помещений: раздевалка, площадью 54,7 кв.м., оборудованной 23 деревянными лавками с высокими изголовьями, на которых на достаточной высоте располагаются крючки для одежды; моечное отделение, площадью 128,1 кв.м., оснащено 6 лейками-смесителями, общее количество тазов для мытья тела составляет 45 штук, для мытья в душевых кабинках 6 тазов, для мытья ног 12 тазов, вдоль стен стоят бетонные скамьи для помывки; парикмахерская; прачечная, площадью 47,7 кв.м., оборудована 2 стиральными машинами, гладильным оборудованием, ванной для дезинфекции (замачивания); сушилкой, площадью 24, 7 кв.м.; санитарным узлом, помещение для ремонта вещевого имущества.
Помывка осужденных осуществляется поотрядно, согласно утвержденному начальником графику. Разовая пропускная способность помывки 60 человек. Помывка осужденных составляет не менее 20 минут. Как правило, одновременно осуществляется помывка не более 30 - 40 человек. Перебои с подачей горячей воды в баню при помывке осужденных отсутствуют. В помещении бани поддерживаются необходимые параметры микроклимата: в раздевальной - +25? С - 28?С, в моечном отделении не ниже +25?С.
После каждой помывки осужденных производиться дезинфекция моечного отделения и раздевального помещения. Тазы выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами, находятся в удовлетворительном виде, без ржавчин и протечек. При ежедневном обходе БПК проверяется исправность оборудования и санитарное состояние помещений. Следов плесени, грибка, грязи и плиточного налета на стенах и полах не обнаружено.
Требование о приватности при помывке в БПК не регламентировано действующим законодательством.
Актами ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России не установлено санитарно-эпидемиологических и иных нарушений при помывке спецконтингента.
Локальный участок (прогулочный двор) отряда СУОН А имеет площадь 23 кв.м.
Прогулка осужденных, содержащихся в отряде СУОН А осуществляется поочередно, одновременно выводиться не более 10 человек.
Данный порядок отражен в приказах ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми «Об утверждении распорядка дня для осужденных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми»: приложение № 1 приказа от 08.06.2018 № 309 - прогулка с 09.00 до 12.00, с 13.30 до 15.00, приложение № 4 приказа от 04.03.2020 № 163 – прогулка с 9.15 до 12.00, с 13.30 до 15.00.
Принимая во внимание площадь локального участка, который административный истец мог использовать, пребывая в отряде СУОН № 9 А, его право на свободное перемещение во время прогулок в указанный период не было нарушено, т.к. приходящаяся на него площадь прогулочного дворика составляла не менее установленной нормы в 2 кв.м.
Помещение отряда СУОН № 9 А размещено в здании 3 степени огнестойкости, наружные стены кирпичные, перегородки внутри помещения кирпичные, чердачное перекрытие деревянное.
В соответствии с п.4.1.1 Приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214 «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН» в помещении отряда предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. Двери эвакуационных выходов свободно открываются по направлению выхода.
Для исключения свободного выхода и дальнейшего самовольного передвижения осужденных, содержащихся в отряде, дверь эвакуационного выхода закрыта с наружной стороны на засов.
Эвакуационный выход с помещением второго этажа оборудован металлической лестницей, обеспечивающей свободный доступ к двери эвакуационного выхода и открывание засова любым прибывшим сотрудником или работником для проведения быстрой и безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара.
На объекте соблюдены максимально возможные меры пожарной безопасности: обеспечено круглосуточное пребывание сотрудника администрации учреждения; объект оборудован системой автоматической пожарной сигнализации и звуком оповещения людей при пожаре, с передачей светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной части учреждения, без участия работников объекта или транслирующей этот сигнал организацией; имеет не менее двух выходов для обеспечения эвакуации людей при пожаре.
Объект укомплектован первичными средствами пожаротушения; средствами индивидуальной защиты органов дыхания – ШАНС0Е (13 шт.); планом эвакуации и инструкцией по мерам пожарной безопасности, утвержденных начальником учреждения; исправной вытяжной вентиляцией и находящейся в исправном состоянии; системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией; для подачи огнетушащих веществ к месту возможного возникновения пожара предусмотрено использование пожарного водоема объемом 50 куб.м., расположенного в 70 м. от здания.
Для обеспечения бесперебойной работы системы автоматической пожарной сигнализации и звукового оповещения людей при возникновении пожара, проведением технического обслуживания и ремонта заключен договор с ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми.
За время отбывания наказания - каких-либо претензий (жалоб, заявлений, обращений) в адрес администрации учреждения на коммунально-бытовое обеспечение от Журина А.А. не поступало.
Доводы административного истца о нарушении условий содержания по освещению, вентиляции, температурному, санитарно-эпидемиологическому состоянию помещений ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, норме обеспечения мебелью, норме площади локального участка, несоблюдению требований пожарной безопасности, не находят своего подтверждения в ходе разбирательства по делу. Данные условия соответствовали требованиям нормативных правовых актов, нарушения ими прав административного истца не установлено.
Таким образом, остальные перечисленные в иске неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания, не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы и является закономерным следствием его собственных действий.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание. Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленных государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья, а также право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Принимая во внимание, что в силу вышеизложенного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК-1 возлагается на указанное исправительное учреждение, как административного ответчика по делу, которому следует подтверждать факты, обосновывающие возражения относительно доводов и требований административного истца, при этом в данном рассматриваемом споре стороной административного ответчика не представлено доказательств того, что в период содержания административного истца с 2012 по 2018 год норма площади отряда соответствовала требованиям ст. 99 УИК РФ, и составляла не менее 2 кв.м., суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконными действия (бездействия) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республики Коми в указанный период, что выразилось в не обеспечения административного истца нормой площади отряда, что свидетельствуют о нарушении условий содержания последнего.
С учетом установленных в рамках рассмотрения дела ряда нарушений, суд приходит к выводу о том, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении прав административного истца действиями (бездействиями) исправительного учреждения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, что выразилось в не обеспечении истца нормой площади отряда, как то предусмотрено требованиями действующего законодательства.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.
При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Принимая во внимание требования Журина А.А., фактические обстоятельства настоящего дела, наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК-1, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца, с учётом нахождения в указанный период в ШИЗО, ПКТ (всего 317 дней), значимость последствий для него, а также требования разумности и справедливости, суд, определяя размер компенсации, полагает возможным определить размер такой компенсации равной сумме 120 000 рублей, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Журина Александра Александровича к ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в отряде СУОН № 9А ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми за период с 2012 года по 08 октября 2020 год, удовлетворить частично.
Признать условия содержания Журина Александра Александровича в СУОН № 9А ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми за период с 2012 года по 31 декабря 2018 год ненадлежащими.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Журина Александра Александровича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 120 000 рублей (сто двадцать тысяч) рублей.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на счет Журина Александра Александровича по следующим реквизитам:
УФК по Республике Коми / отдел №1 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми; л/сч 05071165900; ИНН 1101465050; КПП 110101001; ОКТМО 87701000; КБК 32000000000000000000; р/сч 03212643000000010700; БИК 018702501; Отделение - НБ Республика Коми Банка России / УФК по Республике Коми г.Сыктывкар; ФИО получателя: Журин Александр Александрович, ...
В удовлетворении административного искового заявления Журина Александра Александровича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Н.Н. Прилепова
Мотивированное решение составлено 23 июня 2022 года.