ЧЕТВЁРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 77-3517/2023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 17 октября 2023 года
Судебная коллегия по уголовным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Караулова М.Г.,
судей Асанова Р.Ф., Найденова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Есаяном А.А.,
с участием:
прокурора Душейко А.А.,
потерпевшей ФИО5,
осуждённого ФИО1 и его защитника – адвоката Захарова А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осуждённого ФИО1 на приговор Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2023 года, в соответствии с которыми
ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, несудимый,
осуждён по части 3 статьи 30, части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Решены вопросы о мере пресечения, исчислении срока отбывания наказания, зачёте в срок лишения свободы время содержания под стражей, вещественных доказательствах.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2023 года приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Караулова М.Г., выслушав выступления осуждённого ФИО1 и его защитника – адвоката Захарова А.С., мнение потерпевшей ФИО5, позицию прокурора Душейко А.А., судебная коллегия
установила:
приговором Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 октября 2022 года ФИО1 осуждён за покушение на убийство, т. е. умышленное причинение смерти другому человеку.
Преступление совершено им при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осуждённый ФИО1 выражает несогласие с судебными решениями, считает их несправедливыми вследствие чрезмерной суровости назначенного наказания. Не соглашается с решением суда в части признания обстоятельством, отягчающим наказание, – состояния опьянения, вызванного употреблением алкоголя, поскольку считает, что само по себе нахождение в момент совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения не является основанием для признания данного обстоятельства отягчающим. Подводя итог, просит приговор изменить, исключить данное отягчающее наказание обстоятельство и смягчить наказание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной, выслушав выступления сторон, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
По смыслу статьи 4011 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 40115 УПК РФ круг оснований для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке ввиду существенного нарушения уголовного закона (неправильного его применения) и (или) существенного нарушения уголовно-процессуального закона ограничен лишь такими нарушениями, которые искажают саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, повлияли на исход уголовного дела, то есть на правильность его разрешения по существу, в частности, на вывод о виновности, на юридическую оценку содеянного, назначение судом наказания.
Такие нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход данного дела, в представленных материалах отсутствуют.
В силу положений статьи 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым и признается таковым, если он соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к его содержанию, процессуальной форме и порядку постановления, а также основан на правильном применении уголовного закона. Аналогичные требования предъявляются к определению суда (статья 7 УПК РФ).
Обжалуемые судебные акты соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Приговор по своему содержанию отвечает требованиям уголовно-процессуального закона, предъявляемым к нему; обвинительный уклон и односторонность, противоречивость в выводах суд не допустил. Приведённый в приговоре анализ и оценка доказательств соответствует требованиям закона.
Нарушения норм уголовно-процессуального закона при собирании доказательств, исследованных судом первой инстанции и приведённых в приговоре, органы предварительного следствия не допустили. Дело расследовано всесторонне, полно и объективно, все необходимые следственные действия выполнены.
Судебное следствие проведено в соответствии с требованиями статей 273 – 291 УПК РФ, уголовное дело рассмотрено судом объективно и беспристрастно.
Исследовав представленные доказательства, суд правильно оценил их по правилам статьи 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для вынесения обвинительного приговора и в соответствии с положениями статьи 307 УПК РФ указал мотивы, по которым в основу своих выводов он положил те или иные доказательства. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с оценкой доказательств, а также с выводами суда первой инстанции, надлежащим образом мотивированными и не вызывающими сомнений в правильности.
Обстоятельства, при которых ФИО1 совершил преступление и которые в силу статьи 73 УПК РФ подлежали доказыванию по делу, в том числе наличие умысла, суд установил правильно, его выводы о виновности осуждённого соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.
Виновность ФИО1 в действиях, связанных в покушении на умышленное причинение смерти ФИО5 при установленных в приговоре обстоятельствах, с достаточной убедительностью подтверждается совокупностью доказательств, собранных по делу, исследованных в суде первой инстанции и приведённых в судебном акте.
Обстоятельства, которые могли бы повлиять на объективность выводов суда о виновности ФИО1 в указанном преступлении, не выявлены.
Как правильно признал суд, мотивом совершения преступления явились личные неприязненные отношения между ФИО1 и ФИО5, возникшие непосредственно перед совершением преступления в ходе бытового конфликта, ему предшествовавшего.
Обстоятельства, свидетельствующих о том, что преступление осуждённый совершил в результате внезапно возникшего сильного душевного волнения либо длительной психотравмирующей ситуации, не установлены, в связи с чем оснований полагать о нахождении ФИО1 в состоянии аффекта, судебная коллегия не нашла.
При этом анализ фактических обстоятельств дела, верно установленных судом, характер действий ФИО1 свидетельствуют о том, что умысел его был направлен именно на причинение смерти потерпевшей, что нашло своё отражение и оценку в приговоре суда, не согласиться с которой причин не имеется.
Об умысле осуждённого ФИО1 именно на причинение смерти потерпевшей свидетельствуют характер его активных действий, способ совершения преступления, орудие, количество травматических воздействий, их локализация и тяжесть телесных повреждений.
Судебная коллегия отмечает, что существенные противоречия в доказательствах и разумные основания для сомнений в виновности осуждённого, с учётом положений статьи 49 Конституции Российской Федерации и части 2 статьи 14 УПК РФ, требующие истолкования в его пользу, по делу отсутствуют.
Правильно установив фактические обстоятельства дела, действиям ФИО1 суд дал правильную юридическую оценку, законно квалифицировал их именно по части 3 статьи 30, части 1 статьи 105 УК РФ. Причин сомневаться в обоснованности принятого судом решения относительно квалификации действий осуждённого судебная коллегия не находит.
Наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями статей 6, 60 УК РФ, с учётом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности виновного, который судим, на учёте врача психиатра не состоит, с 2004 года состоит на учёте у врача-нарколога с диагнозом «Синдром зависимости от употребления алкоголя»; обстоятельств, смягчающих наказание: наличия малолетних детей у виновного, противоправности поведения потерпевшей, явившегося поводом для преступления, оказания медицинской помощи потерпевшей непосредственно после совершения преступления, частичного признания вины; отягчающего наказание обстоятельства – совершения преступлений в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя; влияния назначенного наказания на исправление осуждённого и на условия жизни его семьи.
По смыслу закона при разрешении вопроса о возможности признать отягчающим наказание обстоятельством нахождение в момент совершения преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, суду надлежит принимать во внимание характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, влияние состояния опьянения на поведение лица при совершении преступления, а также личность виновного. Судом первой инстанции данные требования были соблюдены в полном объёме.
Исходя из характера и степени общественной опасности преступления, конкретных обстоятельств дела, правильно установленных судом первой инстанции, личности виновного, в качестве отягчающего наказание обстоятельства суд в соответствии с частью 11 статьи 63 УК РФ обоснованно учёл совершение ФИО1 преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, которое непосредственно способствовало его совершению. Вывод суда в данной части судебная коллегия находит аргументированным, в связи с чем признаёт его законным.
Все смягчающие наказание и иные имеющие значение при назначении наказания обстоятельства суд учёл и принял во внимание в полном объёме. Иные сведения, которые бы могли повлиять на вопросы назначения наказания, в рамках состязательного процесса суду не представлены.
Требования части 3 статьи 66 УК РФ при назначении наказания за неоконченное преступление, судом приняты во внимание и соблюдены.
Поскольку в силу статьи 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений, суд пришёл к правильному выводу о том, что менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания, правильно назначил ФИО1 наказание в виде лишения свободы. При этом суд правильно назначил наказание в виде лишения свободы с реальным его отбыванием, не усмотрев оснований для применения положений статьи 73 УК РФ. Решение суда о возможности исправления осуждённого только в условиях изоляции от общества надлежащим образом мотивировано в приговоре и является правильным. Судебная коллегия соглашается с выводами суда в этой части.
Наличие в действиях ФИО1 отягчающего наказание обстоятельства не позволило суду применить в отношении него положения части 1 статьи 62, части 6 статьи 15 УК РФ.
Исключительные обстоятельства, связанные с целями и мотивами совершённого осуждённым преступления, его поведением во время и после его совершения и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, по делу не установлены, следовательно, основания для назначения наказания с применением статьи 64 УК РФ у суда отсутствовали.
Судебная коллегия признаёт назначенное ФИО1 наказание справедливым, оно по своему виду и размеру отвечает требованиям закона, соразмерно содеянному, данным о личности осуждённого. Основания для его смягчения не установлены.
Вид исправительного учреждения, в котором осуждённому надлежит отбывать наказание, суд назначил с учётом статьи 58 УК РФ.
В апелляционном порядке уголовное дело рассмотрено в соответствии с положениями главы 451 УПК РФ, апелляционное определение отвечает требованиям статьи 38928 УПК РФ. Доводы стороны защиты заслушаны и приняты во внимание судом апелляционной инстанции, тщательно проверены и получили соответствующую оценку. Суд апелляционной инстанции справедливо признал их необоснованными, указав в апелляционном определении мотивы принятого решения; его выводы являются правильными и сомнений не вызывают.
Существенные нарушения закона, которые путём лишения или ограничения прав участников судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путём повлияли бы на исход дела, исказили суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, в том числе на выводы о виновности, на юридическую оценку содеянного, назначение судом справедливого наказания, суды по уголовному делу в отношении ФИО1 не допустили, в связи с чем оснований для изменения или отмены приговора и апелляционного определения не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь статьёй 38928, пунктом 1 части 1 статьи 40114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осуждённого ФИО1 на приговор Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2023 года оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьёй 4013 УПК РФ настоящее кассационное определение может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47? УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий М.Г. Караулов
Судьи Р.Ф. Асанов
А.Д. Найденов