Решение по делу № 2-2069/2015 от 03.09.2015

2-2069/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута

17 декабря 2015 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре Мухаметшиной Е.Р., с участием прокурора Ивашкиной М.А., представителя ответчика – Бугайчука Д.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воркутинского транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о признании незаконным бездействия в сфере охраны труда и об обязании устранить нарушения трудового законодательства,

установил:

Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия в сфере охраны труда и об обязании устранить нарушения трудового законодательства, а именно: заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками Елецкой дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в период с 01.04.2013 по 31.12.2013, в которых будет предусмотрена компенсация за работу во вредных условиях труда в виде оплачиваемого отпуска не менее 7 календарных дней; предоставить указанным работникам дополнительно оплачиваемые, установленные работодателем, дни отпуска за 2014 год и истекший период 2015 года.

В обоснование требований прокурор указал на то, что в нарушение требований трудового законодательства монтерам путей 3 разряда не предоставляются 7 календарных оплачиваемых дней дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда.

Ответчик в письменных возражениях сослался на отсутствие оснований для удовлетворения иска, поскольку монтерам пути установлена компенсация в виде повышенной оплаты труда в размере 4%, что соответствует разъяснениям Минтруда России от 13.02.2013 "О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870", согласно которым работодатель, руководствуясь ст.92, 117, 147 и 219 ТК РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. С 01.01.2014 новое правовое регулирование предусматривает предоставление ежегодного дополнительного отпуска (7 календарных дней) работникам, условия труда которых отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Картой аттестации на рабочем месте монтера пути установлен класс условий труда 3.1 (1 степень). При этом заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности (ст.392 ТК РФ).

В судебном заседании представитель истца на предъявленных требованиях настаивала.

Представитель ответчика иск не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, прокурором в ходе проверки соблюдения трудового законодательства в части предоставления ежегодного дополнительного отпуска (7 календарных дней) работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлено, что монтерам путей 3 разряда (ПЧ-37) не предоставляется указанная компенсация.

По результатам аттестации рабочего места монтера пути 3 разряда по условиям труда, проведенной с 01.04.2013 по 31.12.2013, установлен класс условий труда 3.1 (1 степень).

В соответствии с частью 1 статьи 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст.117 ТК РФ, в редакции, действовавшей с 6 октября 2006 г. до 1 января 2014 г., предусматривала, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Данная норма подлежала применению во взаимосвязи с принятым в ее развитие Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870, действовавшим с 6 декабря 2008 г. до 11 августа 2014 г., пункт 1 которого определял в качестве компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней и повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления Правительство Российской Федерации поручило Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу данного постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

По смыслу приведенной редакции статьи 117 ТК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870, основанием для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и, соответственно, компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, признаются конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест.

С 01 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Статьей 117 ТК РФ в редакции, действующей с 01.01.2014, установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

По смыслу указанной нормы возможность сохранения ранее предусмотренных компенсационных мер обусловлена фактической реализацией в отношении работников компенсационных мер по состоянию на 01 января 2014 года. При этом возможность сохранения компенсационных мер, установленных ранее действовавшим законодательством, предусмотрена только лишь в отношении конкретных работников, а не в отношении рабочих мест, по которым проведена оценка условий труда.

Таким образом, с 01 января 2014 года дополнительный отпускустанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, а также к вредным условиям труда 1 или 2 степени в случае фактической реализации в отношении конкретного работника указанной меры по состоянию на 01 января 2014 года. При этом оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере независимо от степени вредности.

Следовательно, ранее предусмотренные компенсационные меры не могут распространяться на неопределенный круг лиц, в том числе принятых на работу после вступления в силу Федеральных законов от 28.12.2013 N 426-ФЗ и N 421-ФЗ работников,

В настоящем споре условия труда на указанных рабочих местах отнесены к вредным условиям труда 1 степени (подкласс 3.1), то есть не предоставляющим дополнительный оплачиваемый отпуск по 1 степени в соответствии с новой редакцией ст. 117 ТК РФ.

При этом указанное в ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" нормативное положение позволяет использовать результаты аттестации, но не гарантии и компенсации, ранее установленные на основании такой аттестации.

Следовательно, при установлении до дня вступления в силу указанных выше Федеральных законов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник имеет право на получение компенсаций в размерах, не ниже ранее установленных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870, до 01.01.2014.

В силу положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.

Способы защиты трудовых прав работника установлены в ст. 352 ТК РФ, к которым отнесены, в том числе, и судебная защита путем рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Таким образом, трудовой спор индивидуален, поскольку одной из его сторон является конкретный работник, чьи права и интересы нарушены и каждый работник может защищать свое нарушенное право, используя процедуру индивидуального трудового спора. Кроме того, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений.

Трудовым законодательством не предусмотрен такой способ защиты трудового права как возложение на работодателя обязанности заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам и предоставить дополнительные дни отпуска неопределенному кругу лиц.

Вместе с тем ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока обращения в суд. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 ТК РФ.

В ч. 1 рассматриваемой статьи в качестве общего правила ограничивается право работника на обращение в суд трехмесячным сроком.

Поскольку прокурором не указан круг лиц, в интересах которых он обратился в суд, вопрос по применению данной статьи судом не может быть разрешен.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований Воркутинского транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия в сфере охраны труда и об обязании устранить нарушения трудового законодательства: заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками Елецкой дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в период с 01.04.2013 по 31.12.2013, в которых будет предусмотрена компенсация за работу во вредных условиях труда в виде оплачиваемого отпуска не менее 7 календарных дней; предоставить указанным работникам дополнительно оплачиваемые, установленные работодателем, дни отпуска за 2014 год и истекший период 2015 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 18.12.2015.

Председательствующий

2-2069/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Воркутинский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Елецкая дистанция пути-структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
03.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2015Передача материалов судье
07.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.09.2015Предварительное судебное заседание
20.10.2015Судебное заседание
01.12.2015Производство по делу возобновлено
17.12.2015Судебное заседание
18.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее