Решение по делу № 2-1-1/2020 (2-1-489/2019;) ~ М-1-429/2019 от 01.11.2019

Дело № 2-1-1/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Р.п. Майна 14 января 2020 года

    Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Глухова А.В.,

при секретаре Кузьминой Е.Ю.,

с участием истца Игнатьевой Т.В., представителей ответчиков Самошина Д.М., Павловой А.В., третьих лиц Максимовой Н.Н., Макаровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по искам Киселевой Александры Германовны, Игнатьевой Таисии Васильевны, к Публичному акционерному обществу «Ульяновскэнерго», ОП «Северное отделение ПАО «Ульяновскэнерго», филиалу Публичного акционерного общества «МРСК ВОЛГИ» Ульяновские распределительные сети» о возложении обязанности демонтировать общедомовой прибор учёта электроэнергии с жилого дома, признании недействительным расчета электрической энергии на общедомовые нужды и проведении перерасчета,

У С Т А Н О В И Л:

Киселева А.Г. и Игнатьева Т.В. обратились в суд с исками к Публичному акционерному обществу «Ульяновскэнерго», ОП «Северное отделение ПАО «Ульяновскэнерго» о возложении обязанности демонтировать общедомовой прибор учёта электроэнергии с жилого *** в *** *** ***, признании недействительным расчета электрической энергии на общедомовые нужды и проведении перерасчета.

В обоснование заявленных требований указано, что они являются собственниками квартир по адресу: ***, пос. *** ***. Оплату электроэнергии в своих квартирах производят по показаниям индивидуальных счетчиков. Дом, в котором проживают истцы, является одноэтажным, имеет 6 квартир, каждая из которых имеет самостоятельный вход, отдельное крыльцо, общедомового имущества в доме не имеется. Каждая квартира имеет индивидуальные приборы учета на все коммунальные услуги. Между тем, без проведения собрания собственников жилья, сотрудниками ПАО «Ульяновскэнерго» в 2011 году был установлен общедомовой прибор учета электроэнергии, при чем только 5 квартир из 6 квартир, так как собственник *** на тот момент работал в ПАО «Ульяновскэнерго». После этого собственникам квартир с *** по *** начали выставлять счета на оплату общедомовых нужд за электроэнергию. В настоящее время истцу Киселевой А.Г. выставлена задолженность ПАО «Ульяновскэнерго» за потребление электроэнергии в местах общего пользования по общедомовому прибору учета в сумме 2 788 рублей 34 копейки, истцу Игнатьевой Т.В. выставлена задолженность 4 626 рублей 12 копеек, и ежемесячно размер задолженности увеличивается. С данной задолженностью и с установлением прибора учета электроэнергии истцы не согласны. Акт установки счетчика не представили, дополнительного соглашения, на основании которого взимается плата, никто с истцами не заключал.

Определением Майнского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2019 года гражданские дела по иску Киселевой Александры Германовны и по иску Игнатьевой Таисии Васильевны к Публичному акционерному обществу «Ульяновскэнерго», ОП «Северное отделение ПАО «Ульяновскэнерго», филиалу Публичного акционерного общества «МРСК ВОЛГИ» Ульяновские распределительные сети» о возложении обязанности демонтировать общедомовой прибор учёта электроэнергии с жилого дома, признании недействительным расчета электрической энергии на общедомовые нужды и проведении перерасчета, объединены в одно производство.

Истец Игнатьева Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что она проживает одна в квартире № 6 площадью 60 кв.м. Её личный прибор учета электрической энергии находится на улице, установили его в 2018 году. За электроэнергию она оплачивает услуги ежемесячно по показаниям своего прибора. Полагает, что общедомовой прибор учета электроэнергии установлен не законно, как и не законно у неё образовалась задолженность.

Истец Киселева А.Г. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в её отсутствии

В судебном заседании от 19 декабря 2019 года, истец Киселева А.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что она является собственником *** 2017 года, а с 2006 по 2017 года являлась нанимателем квартиры. Общедомовой прибор учета электроэнергии был установлен в 2011 году, а с 2015 года ПАО «Ульяновскэнерго» стал выставлять задолженность за электроэнергию, хотя она ежемесячно оплачивает за электроэнергию по своему прибору электроэнергии, который находится в её квартире. Ранее в каждую квартиру был свой отдельный ввод проводов. Дом у них 6-ти квартирный, общего имущества не имеется, у каждой квартиры свой вход.

Представитель ответчика ПАО «Ульяновскэнерго», ОП «Северное отделение ПАО «Ульяновскэнерго» Самошин Д.М., действующий на основании доверенности ***/юр от 13 июня 2019 года, в судебном заседании исковые требования Киселевой А.Г. и Игнатьевой Т.В. не признал, и суду пояснил, что ПАО «Ульяновскэнерго» являясь гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Ульяновской области, осуществляет поставку электрической энергии. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Ссылаясь на ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзац 1 пункта 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 ***, *** *** *** *** является многоквартирным. Согласно акту *** от 14 сентября 2012 года ОАО «МРСК-Волги» - филиал «Ульяновские распределительные сети», являющиеся сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии потребителям, располагающимся в том числе в пос. ***, произвело установку общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирном доме по адресу: *** ***, ***. Письмом от 28 апреля 2015 года ОАО «МРСК-Волги» уведомило ПАО «Ульяновскэнерго», а также жителей многоквартирного дома о предполагаемом вводе в эксплуатацию коллективного общедомового прибора учета электроэнергии. 13 мая 2015 года указанный общедомовой прибор учета электроэнергии был принят в эксплуатацию, о чем был составлен акт *** с участием представителей сетевой организации, а также жителей *** *** ***. Расчет размера платы за ОДН, когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация ПАО «Ульяновскэнерго, производится в соответствии с п.44 Правил по формулам 10,12 приложения *** к Правилам, пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю, находящегося в его пользовании жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Таким образом, начисление платы за ОДН жителям многоквартирного жилого дома по адресу: ***, ***, ***, в тои числе и истцам, является законным и обоснованным.

Представитель ответчика филиала ПАО «МРСК ВОЛГИ» Ульяновские распределительные сети» Павлова А.В., действующая на основании доверенности № *** от 28 ноября 2018 года, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что ПАО «МРСК ВОЛГИ» является сетевой организацией, основным видом деятельности которой является оказание услуг по передаче электрической энергии. Между ПАО «Ульяновскэнерго» и ПАО «МРСК ВОЛГИ» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии *** *** от 1 января 2008 года. Данный договор заключен в интересах потребителей, с которыми ПАО «Ульяновскэнерго» заключило договоры электроснабжения, в том числе в интересах истцов. Расчеты между ПАО «Ульяновскэнерго» и ПАО «МРСК ВОЛГИ» за оказанные услуги по передаче электрической энергии в интересах потребителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***, *** ***, производятся на основании показаний общедомового прибора учета. Общедомовой прибор учета был установлен ПАО «МРСК ВОЛГИ» по указанному адресу во исполнение вступивших в силу с 1 января 2011 года положений Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми сетевым организациям вменены обязанности по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета. Письмом № *** ПАО «МРСК ВОЛГИ» уведомило ПАО «Ульяновскэнерго» об установке общедомового прибора учета многоквартирного дома по адресу: ***, ***, ***. 13 мая 2015 года общедомовой прибор учета был допущен в коммерческую эксплуатацию, что было зафиксировано актом допуска, составленного в присутствии жильцов многоквартирного дома *** нарушений выявлено не было, прибор учета был признан годным к эксплуатации. Ссылаясь на положение ч.1 ст.15, ч.1 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, Раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года ***, пункт 6 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства российской Федерации 3 47 от 28 января 2006 года, дом истцов, расположенный по адресу: ***, ***, ***, состоит из 6 квартир, является единым целым, в котором имеются: общий фундамент, общая объединенная крыша, общие наружные стены, общее чердачное помещение, общие инженерные сети по водоснабжения и электроснабжению, следовательно, в соответствии с вышеприведенными норами права, является многоквартирным. Закон не связывает право ресурсоснабжающей организации для начисления платы по показаниям общедомового прибора учета с наличием в многоквартирном доме мест общего пользования или нежилых помещений общедомового имущества.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, судом привлечены правообладатели жилого дома, расположенного по адресу: ***, ***, ***, Игнатьев Г.А. Игнатьев С.Г., Зеленовский В.А., Зеленовская Н.Д., Зеленовский А.В., Максимова Н.Н., Максимова С.В., Макарова Н.А., администрация муниципальное образование «Майнский район» Ульяновской области.

Третье лицо Макарова Н.Н., не возражая против заявленных требований истцов, суду пояснила, что она проживает с дочерью в *** ст. *** ***ю 54 кв.м. Задолженность за электроэнергию по общедомовому прибору учета составляет около 3 000 рублей. За потребление электроэнергии она оплачивает услуги ежемесячно по показаниям своего электрического счетчика.

Третье лицо Максимова Н.Н., не возражая против заявленных требований истцов, суду пояснила, что проживает в *** *** ***ю 52 кв.м. Задолженность за электроэнергию по общедомовому прибору учета составляет около 1 000 рублей. За потребление электроэнергии оплачивает услуги ежемесячно по показаниям своего индивидуального электрического прибора учета. У каждой квартиры имеется свой вход, общедомового имущества в доме не имеется, ранее в каждую квартиру был свой ввод электричества. Считает действия ответчиков по установлению общедомового прибора учета электроэнергии и начисления платы по показаниям данного прибора незаконными.

Третьи лица Зеленовский В.А., Максимова С.В., в судебное заедание не явились, представив суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Представитель третьего лица администрация муниципальное образование «***» ***, Игнатьев Г.А. Игнатьев С.Г., Зеленовская Н.Д., Зеленовский А.В., в судебное заседание не явились, возражений по заявленным требованиям суду не представили.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Часть 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации предусматривает осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.

    В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Из материалов следует, что истцу Киселевой А.Г на праве общей долевой собственности принадлежит 20/100 доли жилого дома общей площадью 425,4 кв.м, расположенного по адресу: ***, *** *** что соответствует *** указанного дома.

Истцу Игнатьевой Т.В. на праве общей долевой собственности принадлежит 21/300 доли жилого дома общей площадью 425,4 кв.м, расположенного по адресу: ***, *** *** что соответствует *** указанного дома.

Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с разделом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. ***.

Согласно п.2 раздела 1 указанных Правил, в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В силу п. 5 указанного раздела Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В соответствии с пунктом 7 этого раздела Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с п. 8 указанных Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно частям 2 и 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом Российской Федерации не определено. При этом, признаки многоквартирного дома содержатся в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации *** от 28 января 2006 года. Постановление в целом регулирует вопросы признания многоквартирного дома аварийным, одновременно устанавливая признаки многоквартирного дома как такового. Согласно данному Постановлению многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещение общего пользования в таком доме. Кроме того многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п.1 ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Из представленных в материалы дела фотоматериалов следует, что названный дом является единым целым, имеется: общий фундамент, общая объединенная крыша, общие наружные стены, общее чердачное помещение с внутридомовой системой электроснабжения.

Согласно выписке из ЕГРН спорный жилой дом расположен на едином земельном участке с кадастровым номером ***.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, а также наличие в *** *** *** элементов общего имущества, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный дом является многоквартирным жилым домом.

Доводы истцов о незаконном установлении ответчиками общедомового прибора учета электрической энергии суд находит несостоятельными.

На основании статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.

В силу п.5 данной статьи до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года, собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В случае неисполнения ими данной обязанности до 01.07.2012, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Согласно подпункту е (2) п. 32 указанных Правил исполнитель имеет право осуществлять установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в многоквартирных домах, собственники помещений в которых имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и которые не оснащены такими приборами учета.

Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

В соответствии с пунктами 147,152 Основных положений в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Из материалов дела следует, что собственники квартир *** *** ***, не исполнили требований пункта 5 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» и в срок до 01.07.2012 года не установили коллективные (общедомовые) приборы учета, что истцами и третьими лицами в судебном заседании не оспаривалось, данное обстоятельство явилось основанием для установки ПАО «МРСК Волги» прибора учета электрической энергии на основании пункт 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Судом установлено, что общедомовой прибор учета электроэнергии (счетчик электрической энергии типа ПСЧ-ЗАРТ.07.1 32.1 ***), был установлен до 2015 года на фасаде многоквартирного жилого *** *** *** ответчиком ПАО «МРСК Волги», что подтверждается актом допуска трехфазного узла учета в эксплуатацию от 13 мая 2015 года ***, подписанного представителем ОАО «МРСК Волги», представителями ОАО «Ульяновскэнерго», жильцами дома Макаровой Н.А., Батьковой В.С., Зеленовским В.А.

Доводы истцов и третьих лиц, о том, что они не давали разрешения на установку на их дом общедомового прибора учета электроэнергии, суд считает не состоятельными, поскольку согласно 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, содержание которой приведено выше, такое согласия не требуется.

9 октября 2019 года была проведена техническая проверка общедомового прибора учета, по результатам которой нарушений выявлено не было, прибор учета был признан годным к эксплуатации.

Истцами в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не были представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении ответчиками порядка установки и допуска общедомового прибора учета в эксплуатацию, а также то, что указанный прибор является неисправным, соответственно, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований истцов о признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной и возложении на ответчиков обязанности по его демонтажу.

Требования истцов о признании недействительным расчета электроэнергии на ОДН и проведение перерасчета, также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент существования спорных правоотношений) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

На основании п.5 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в силу пункта 17 указанных Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

Судом установлено, что ПАО «Ульяновскэнерго» и Киселевой А.Г. заключен договор энергоснабжения *** от 15.07.2015 года, открыт лицевой счет ***. Точкой поставки по договору является жилое помещение, расположенное по адресу: *** ***. Данное обстоятельство подтверждается карточкой потребителя. Из этой же карточки усматривается, что истице Киселевой А.Г. с июня 2015 года начисляются к оплате электроэнергия, потребленная на общедомовые нужды согласно показаниям общедомового прибора учета электроэнергии.

Между ПАО «Ульяновскэнерго» и Игнатьевой Т.В. заключен договор энергоснабжения *** от 15.07.2015 года, открыт лицевой счет ***. Точкой поставки по договору является жилое помещение, расположенное по адресу: ***, ***. Данное обстоятельство подтверждается карточкой потребителя. Из этой же карточки усматривается, что истице Игнатьевой Т.В. с июня 2015 года начисляются к оплате электроэнергия, потребленная на общедомовые нужды согласно показаниям общедомового прибора учета электроэнергии.

Доводы истцов о том, что в их доме отсутствуют помещения, входящие в состав общего имущества, нет общедомовых энергопотребляющих устройств, в связи с чем общедомовой прибор учета электроэнергии не может быть установлен, суд считает не состоятельным.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, определяется по формуле 10, из которой следует, что при оснащении дома коллективным (общедомовым) прибором учета, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не учитывается и не влияет на исчисление размера данного платежа, поскольку учитывается только объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящийся на конкретное жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом того, что общедомовой прибор учета установлен в многоквартирном доме истцов на законном основании, то и начисление платы за электроэнергию по адресу: *** *** *** *** *** по показаниям указанного общедомового прибора учета электрической энергии на общедомовые нужды является законным и обоснованным, в связи с чем суд не находит оснований для признания указанных действий ответчика незаконным и возложения на ПАО «Ульяновскэнерго» обязанности произвести перерасчет. Истицами суду не представлены доказательства нарушения их прав при начислении и взимании платы за потреблённую электроэнергию на общедомовые нужды.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истцов удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░

2-1-1/2020 (2-1-489/2019;) ~ М-1-429/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Киселева А.Г.
Игнатьева Таисия Васильевна
Ответчики
ПАО "Ульяновскэнерго"
ОП Северное отделение ПАО "Ульяновскэнерго"
ПАО "МРСК ВОЛГИ" "Ульяновские распределительные сети"
Другие
Зеленовский Владимир Алексеевич
Максимова Светлана Владимировна
Игнатьев Григорий Анатольевич
Администрация МО "Майнский район"
Максимова Надежда Николаевна
Зеленовский Алексей Владимирович
Игнатьев Савелий Григорьевич
Макарова Надежда Александровна
Зеленовская Наталья Дмитриевна
Суд
Майнский районный суд
Судья
Глухов А. В.
01.11.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2019[И] Передача материалов судье
06.11.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2019[И] Судебное заседание
09.01.2020[И] Судебное заседание
14.01.2020[И] Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее