Дело № 2-451/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Долматовой Н.И.,
при секретаре Калининой О.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчиков ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к финансовому отделу администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район», администрации муниципального образования «Турочакский район» о признании решения незаконным, возложении обязанности по назначению доплаты к страховой пенсии, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к финансовому отделу администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» о признании решения незаконным, возложении обязанности по назначению доплаты к страховой части пенсии, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность председателя Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район». На основании решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении ежемесячной доплаты к страховой части пенсии за выслугу лет, мотивированный тем, что истец в период до или после замещения выборной должности председателя Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» не находился на государственной или муниципальной службе. Однако, общий стаж муниципальной службы истца составляет 11 лет 4 месяца 25 дней, истец в течение 13 лет, трех созывов подряд являлся депутатом Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район», то есть занимал выборную должность. Истец полагает, что вышеуказанное решение от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. Истец просит признать решение комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложить обязанность начислить доплату к страховой части пенсии за выслугу лет согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с администрации муниципального образования «Турочакский район» компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей.
Определением Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «Турочакский район» привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании истец ФИО1 подержал требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
ФИО2, представитель ответчика финансового отдела администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район», действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представитель ответчика администрации муниципального образования «Турочакский район», действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что оспариваемое истцом решение об отказе в назначении доплаты к страховой пенсии соответствует в полном объеме уставу муниципального образования.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу по нижеизложенным основаниям:
В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления, что предусмотрено ч. 3 ст. 40 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу ч. 5 ст. 40 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Согласно п. 5.1. ст. 40 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Закон Республики Алтай от 14 мая 2008 года № 52-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай» в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами регулирует вопросы предоставления гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 2 Закон Республики Алтай от 14 мая 2008 года № 52-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай» предусмотрено, что выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе, в случаях, установленных уставом муниципального образования, гарантируются государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, и дополнительное пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 3 настоящего Закона.
В соответствии с ст. 3 Закона Республики Алтай от 14 мая 2008 года № 52-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай» выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии и условия ее выплаты устанавливаются уставами муниципальных образований.
Вышеуказанная редакция статьи 3 введена Законом Республики Алтай от 3 июня 2016 года № 44-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай» и вступила в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования Закона. Соответственно, на момент рассмотрения данного гражданского дела в суде статья 3 Закона Республики Алтай от 14 мая 2008 года № 52-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай» действует в редакции Закона Республики Алтай от 3 июня 2016 года № 44-РЗ.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения выборного должностного лица местного самоуправления (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такой пенсии выборному должностному лицу местного самоуправления. Кроме того, пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам местного самоуправления выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, и само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение выборного должностного лица местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 4.8. Устава муниципального образования «Турочакский район», принятого решением 22 сессии районного Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» первого созыва от 29 июня 2005 года № 22-12, выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе, в случаях, установленных уставом муниципального образования, гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, и дополнительное пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 4.9. Устава.
Устав муниципального образования «Турочакский район» дополнен статьей 4.9., вступившей в силу с 31 мая 2012 года, решением Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» от 21 октября 2011 года № 33-1.
Согласно ч. 1 ст. 4.9. Устава муниципального образования «Турочакский район», выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», при одновременном соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей.
На основании ч. 2 ст. 4.9. Устава муниципального образования «Турочакский район», выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при условии замещения выборных муниципальных должностей не менее одного года и освобождения от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями. Выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при условии, если в период до замещения выборных муниципальных должностей или после их замещения они находились на государственной гражданской или муниципальной службе и имеют стаж государственной гражданской и (или) муниципальной службы с учетом замещения выборных должностей не менее 10 лет. Стаж государственной гражданской и муниципальной службы исчисляется в соответствии с федеральным законодательством, стаж муниципальной службы исчисляется в соответствии муниципальными правовыми актами. Периоды замещения должностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, требующих оценки опыта и знаний работы, приобретенных на этих должностях, при исчислении стажа государственной и (или) муниципальной службы не рассматриваются.
Из решения Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» от 26 мая 2016 года № 27-6 «Об официальном разъяснении (толковании) применения абзаца 2 части 2 ст. 4.9. Устава муниципального образования «Турочакский район»» официально разъяснено, что выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии при условии, если в период непосредственно до замещения выборных муниципальных должностей, или после они находились на государственной гражданской или муниципальной службе, то есть замещали должность государственной или муниципальной службы непосредственно до замещения выборной муниципальной должности, или после ее замещения.
Постановлением администрации муниципального образования «Турочакский район» от 15 мая 2012 года № 367 утвержден «Порядок назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования «Турочакский район».
Согласно разделу 1 Порядка назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования «Турочакский район», действие настоящего Порядка распространяется на лиц, замещавших муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Турочакский район», предусмотренные Реестром муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в муниципальном образовании «Турочакский район» при наличии условий, дающих право на пенсию за выслугу лет, предусмотренных решением Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» от 21 октября 2011 года № 33-1, и не имеющих дополнительного материального обеспечения по основаниям, указанным в приложении 1 к настоящему Порядку.
В силу п. 2.1. Порядка назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования «Турочакский район», претендующее на назначение пенсии за выслугу лет выборное лицо, осуществляющее полномочия на постоянной основе, и/или муниципальный служащий, подает заявление о назначении пенсии за выслугу лет руководителю уполномоченного органа. Выборное лицо и муниципальный служащий вправе обратиться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления.
В соответствии с п. 2.6. Порядка назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования «Турочакский район», в месячный срок, уполномоченный орган на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов, принимает решение о назначении или отказе в назначении пенсии за выслугу лет, о чем не позднее, чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения уполномоченный орган в письменной форме извещает муниципального служащего или выборное лицо, осуществляющее полномочия на постоянной основе. В случае отказа в назначении пенсии за выслугу лет указываются причины отказа. Решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет принимается в случае, если документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, Республики Алтай и муниципального образования «Турочакский район».
На основании постановления администрации муниципального образования «Турочакский район» от 19 декабря 2011 года № 1294 финансовый отдел администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» в части реализации публичных обязательств муниципального образования «Турочакский район» по вопросам назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим муниципального образования «Турочакский район» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Алтай и нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
Из постановления администрации муниципального образования «Турочакский район» от 31 декабря 2015 года № 517 усматривается, что постановление главы муниципального образования «Турочакский район» от 15 мая 2012 года № 367 «О порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования «Турочакский район» дополнено пунктом 2.1., согласно которому финансовому отделу администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» поручено создать комиссию по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования «Турочакский район».
В силу п. 1 Положения о финансовом отделе администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район», утвержденного постановлением и.о. главы администрации Турочакского района от 10 февраля 2003 года № 39, финансовый отдел администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» является структурным подразделением администрации Турочакского района, обладающим статусом юридического лица, имеет смету расходов, печать со своим наименованием, а также иные печати и штампы, необходимые для реализации функций, возложенных на отдел.
В соответствии с приказом № 6 от 22 января 2016 года финансового отдела администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» создана комиссия по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования «Турочакский район».
Из положения «О комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования «Турочакский район», утвержденного вышеуказанным приказом финансового отдела администрации Турочакского района Муниципального образования «Турочакский район» следует, что комиссия создана в целях рассмотрения вопросов, возникающих при назначении пенсии за выслугу лет. В компетенцию комиссии входит вынесение решений по вопросам назначения пенсии за выслугу лет. Заявление о назначении пенсии за выслугу лет с приложениями всех необходимых документов должны быть рассмотрены в течение месяца со дня обращения заявителя.
Согласно разделу 1 реестра муниципальных должностей Турочакского района, утвержденных решением 7 сессии Турочакского районного Совета депутатов первого созыва № 7-5 от 17 декабря 2003 года, председатель районного Совета депутатов относился к выборным муниципальным должностям категории «А» Турочакского районного Совета депутатов.
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» от 20 сентября 2013 года № 1-5 председателем представительного органа местного самоуправления муниципального образования «Турочакский район» - Совета депутатов Турочакского района избран ФИО1, депутат Совета депутатов Турочакского района от избирательного округа № 1.
Из распоряжения Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ №-р следует, что в соответствии со ст. 34, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, со ст. 4.3. Устава муниципального образования «Турочакский район», ст. 53 Регламента Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район», на основании решения Совета депутатов Турочакского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об освобождении от должности председателя Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район», ФИО1 уволен с должности председателя Совета депутатов Турочакского района.
В соответствии с записями, внесенными во вкладыш в трудовую книжку серии № выданный ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, до избрания председателем Совета депутатов Турочакского района истец работал в должности инженера по лесопользованию – заместителя начальника отдела «Турочакское лесничество», что подтверждается записями № и №.
После записи № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с должности председателя Совета депутатов Турочакского района во вкладыше в трудовую книжку отсутствуют какие-либо записи, подтверждающие, что истец замещал должности государственной гражданской или муниципальной службы. Иных доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, истцом в судебном заседании представлено не было и материалы дела не содержат.
Из справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Турочакском районе Республики Алтай, следует, что ФИО1 в соответствии со ст. 8 Законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В финансовый отдел администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» от ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление №, согласно которому заявитель просит назначить ему, замещавшему должность председателя Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район», пенсию за выслугу лет к трудовой пенсии по старости.
В соответствии со справкой о должностях, периодах службы (работы), в которых включается в стаж муниципальной службы с учетом замещения выборных должностей для назначения пенсии за выслугу лет, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на протяжении трех лет шести месяцев замещал должность муниципальной службы председателя постоянной комиссии по экономическому развитию, предпринимательству, бюджету и финансам. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на протяжении одного года одного месяца девятнадцати дней замещал должность председателя Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район». Таким образом, стаж, принимаемый для расчета размера пенсии за выслугу лет, составил четыре года семь месяцев девятнадцать дней.
Согласно расчету, составленному главным экономистом по финансовой работе ФИО3, общий стаж муниципальной службы ФИО1 составил одиннадцать лет четыре месяца двадцать пять дней.
Из решения комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лица, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссия решила отказать ФИО1 в выплате доплаты за выслугу лет к страховой пенсии в связи с тем, что в период до замещения выборной должности он не находился на государственной или муниципальной службе.
Решением финансового отдела администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ № на основании п. 2 ст. 4.9. Устава муниципального образования «Турочакский район» и решения комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в выплате пенсии за выслугу лет в связи с тем, что в период до или после замещения выборной должности, он не находился на государственной или муниципальной службах.
О принятии вышеуказанного решения ФИО1 был уведомлен финансовым отделом администрации муниципального образования «Турочакский район» путем направления с помощью постовой связи соответствующего извещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из анализа ч. 1 и ч. 2 ст. 4.9. Устава муниципального образования «Турочакский район», для возникновения права на ежемесячную доплату к страховой пенсии, выборным лицом, осуществлявшим полномочия на постоянной основе, должны быть соблюдены в совокупности четыре условия, которые являются обязательными и отсутствие одного из условий лишает лицо право на установление ежемесячной доплаты к пенсии. Такими условиями являются: замещение выборной муниципальной должности не менее одного года; освобождение от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями; нахождение на государственной гражданской или муниципальной службе до замещения выборных муниципальных должностей или после их замещения; наличие стажа государственной гражданской и (или) муниципальной службы с учетом замещения выборных муниципальных должностей не менее 10 лет. Кроме того, третье требование о нахождении лица на государственной гражданской или муниципальной службе до замещения выборных муниципальных должностей или после их замещения было официально разъяснено Советом депутатов муниципального образования «Турочакский район» ДД.ММ.ГГГГ в части, что нахождение лица на государственной гражданской или муниципальной службе должно быть непосредственно до или после замещения выборной муниципальной должности.
В связи с тем, что доплаты к пенсии за выслугу лет осуществляются за счет бюджета органа местного самоуправления, в результате чего орган местного самоуправления исходя из своих бюджетных возможностей, вправе устанавливать правила назначения и исчисления таких доплат к пенсии, то установление муниципальным нормативным актом такого условия, как нахождение на государственной гражданской или муниципальной службе до замещения выборных муниципальных должностей или после их замещения, не является нарушением законодательства, так как в федеральном законодательстве отсутствует норма, запрещающая органам местного самоуправления устанавливать подобное условие для назначения органом местного самоуправления доплаты к пенсии за выслугу лет.
Таким образом, уполномоченным муниципальным органом на основании заявления истца, принято решение об отказе к установлению доплаты за выслугу лет к страховой пенсии истца, мотивированное тем, что истцом не соблюдено одно из условий для установления доплаты к страховой части пенсии, а именно нахождения истца на государственной гражданской или муниципальной службе непосредственно до или после замещения выборной муниципальной должности.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что истец ФИО1 замещал выборную муниципальную должность председателя Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» в течение одного года одного месяца девятнадцати дней, то есть не менее одного года, истец был освобожден от должности в связи с прекращением полномочий, что не было связано с виновными действиями, кроме того, общий стаж муниципальной службы ФИО1 составил более 10 лет. Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, что истец непосредственно до или после замещения должности председателя Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» находился на государственной гражданской или муниципальной службе, что и не оспаривалось истцом в судебном заседании. Соответственно, ФИО1, при подаче в финансовый отдел администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» ДД.ММ.ГГГГ заявления о назначении доплаты к страховой пенсии, не выполнил условия, являющиеся обязательными в совокупности с другими условиями. Следовательно, оспариваемое решение финансового отдела администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район»№ от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям устава муниципального образования «Турочакский район».
Доводы истца о том, что при принятии ДД.ММ.ГГГГ финансовым отделом администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» оспариваемого решения официальное разъяснение положений ч. 2 ст. 4.9. Устава муниципального образования «Турочакский район» отсутствовало, не является основанием для признания вышеуказанного решения незаконным, так как принятое финансовым отделом администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» решение об отказе в назначении доплаты к пенсии за выслугу лет соответствует официальному разъяснению положений ч. 2 ст. 4.9. Устава муниципального образования «Турочакский район» и не противоречит ему.
В материалах дела отсутствуют, истцом также не было представлено доказательств, подтверждающих, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ принято неуполномоченным органом или неуполномоченным лицом, либо, что при принятии соответствующего решения была нарушена процедура принятия данного решения, предусмотренная муниципальным законодательством.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение финансового отдела администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным и соответствует требованиям ст. 4.9. Устава муниципального образования «Турочакский район», следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 к финансовому отделу администрации муниципального образования «Турочакский район» о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по назначению доплаты к страховой пенсии согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
Пункт 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии с п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может причиняться временным ограничением или лишением каких-либо прав.
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На основании ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Истцом заявлено требование к администрации муниципального образования «Турочакский район» о взыскании компенсации морального вреда в размере 25000 рублей. Однако судом не были установлены действия ответчика, посягающие на принадлежащие истцу нематериальные блага, причинившие последнему какие-либо нравственные или физические страдания. Кроме того, право истца на получение доплаты к страховой пенсии за выслугу лет является имущественным правом, за нарушение или ограничение которого гражданским законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда, так как исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации специального закона, допускающего в случае нарушения социальных прав возможность привлечения органов, осуществляющих социальное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к финансовому отделу администрации Турочакского района муниципального образования «Турочакский район», администрации муниципального образования «Турочакский район» о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по назначению доплаты к страховой пенсии согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере 25000 рублей, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.И. Долматова