Решение по делу № 2а-1137/2022 (2а-4812/2021;) от 07.12.2021

                                               Категория 3.148

91RS0002-01-2021-011267-81

Дело:2а-1137/2022

(2а-4812/2021)

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

                                И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

        24.01.2022 г.                                                                                            г. Симферополь

        Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

        председательствующего судьи Пронина Е.С.,

        при секретаре судебного заседания Зенгиной Д.Д.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым к Благотворительному фонду социальной поддержки «Возрождение Крыма», заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 9 по Республике Крым о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

                                                             У С Т А Н О В И Л

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Киевский районный суд г. Симферополя Республики с административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Благотворительный фонд социальной поддержки «Возрождение Крыма», исключить Благотворительный фонд социальной поддержки «Возрождение Крыма» из ЕГРЮЛ.

Заявленные требования мотивированы неисполнением Благотворительным фондом социальной поддержки «Возрождение Крыма» требований действующего законодательства по предоставлению соответствующих сведений.

Стороны в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явились, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями, приобщенными к материалам настоящего дела.

Кроме того, информация о судебном заседании заблаговременно была размещена на официальном сайте Киевского районного суда г. Симферополя, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым.

С учетом надлежащего извещения сторон о судебном заседании, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело.

Исследовав материалы дела, изучив административное исковое заявление, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом (далее - дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности), рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных статьей 19, пунктом 5 статьи 20, пунктом 5 статьи 21 КАС РФ (пункт 1 части 3 статьи 1, часть 2 статьи 262 КАС РФ).

Право каждого на объединение, как следует из статьи 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 1 (часть 1), 2, 13, 17 (часть 1), 29 (части 1 и 3) и 32 (часть 1), относится к базовым ценностям общества и государства, основанным на принципах господства права и демократии, и включает право в условиях признаваемого идеологического и политического многообразия свободно создавать объединения для защиты своих интересов и выражения своих мнений и убеждений, в том числе в целях участия в управлении делами государства, а также свободу деятельности общественных объединений, что согласуется с положениями Всеобщей декларации прав человека (пункт 1 статьи 20), Международного пакта о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 22) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 11) о праве каждого на свободу объединения (ассоциации) с другими.

Исходя из этого и принимая во внимание, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "в") и осуществляются путем принятия федеральных законов (статья 76, часть 1), федеральный законодатель не только вправе, но и обязан на основе Конституции Российской Федерации и с учетом положений международно-правовых актов, являющихся согласно ее статье 15 (часть 4) составной частью правовой системы Российской Федерации, определять порядок реализации гражданами Российской Федерации права на объединение. При этом осуществляемое федеральным законодателем регулирование - в силу предписания статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которому права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность публичной власти и обеспечиваются правосудием, - должно предусматривать надлежащие условия для учреждения, создания и регистрации объединений, определять их правовое положение, включая условия приобретения статуса юридического лица, с тем чтобы граждане, объединившись, имели возможность эффективно отстаивать свои права и законные интересы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П и др.).

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии с ч. 1, 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение, заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. Такие проверки могут проводиться в отношении структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, за исключением структурных подразделений иностранной неправительственной некоммерческой организации, обладающих иммунитетом от указанных действий; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

П. 1.1 Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» установлено, что некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 2 Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ документы, указанные в подпунктах 1.1, 1.2, 1.3 и абзаце третьем подпункта 1.4 пункта 1 настоящего приказа, за 2019 год представляются не позднее ДД.ММ.ГГГГ Документы, указанные в абзаце втором подпункта 1.4 пункта 1 настоящего приказа, за I квартал 2020 года представляются не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Документы, указанные в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 настоящего приказа, за 2020 год представляются не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

П.п. 5.1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.

Согласно п. 3, 5 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - органы государственного надзора).

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

Согласно п.п. 65 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ , Управление осуществляет следующие полномочия, в том числе, по осуществлению контроля за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; по соответствию деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; по соответствию деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (далее Административный регламент ).

Согласно п. 69 Административного регламента по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока представления отчетов специалист выявляет некоммерческие организации, не представившие отчеты, и готовит предложения о принятии к ним мер в порядке, установленном пунктами 77 - 80 Административного регламента.

П. 78 Административного регламента предусмотрено, что по результатам контроля территориальным органом в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры:

вынесение предупреждения (внесение представления);

приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;

возбуждение дела об административном правонарушении;

направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации;

направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1246-О, право на объединение и свобода деятельности общественных объединений относятся к правам коллективным. Государство во исполнение положений статей 18, 71 (пункты "в", "о") и 76 Конституции Российской Федерации обязано определить в федеральном законе правовое положение общественных объединений, в том числе установить условия их признания в качестве юридических лиц, порядок их учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности, содержание правоспособности, исходя из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения, затрагивающие названные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

Суды, также связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.

По результатам изучения административного искового заявления    и приложенных к нему документов установлено, что 02.09.2015 года ИФНС по г. Симферополю в соответствии с Порядком взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года           , в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Благотворительного фонда социальной поддержки «Возрождение Крыма», при создании на основании решения о государственной регистрации, принятого Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю, с присвоением основного государственного регистрационного номера <данные изъяты>.

Адресом (местом нахождения) Благотворительного фонда социальной поддержки «Возрождение Крыма» согласно выписке из ЕГРЮЛ является: <адрес>

Материалами дела подтверждается, что Благотворительным фондом социальной поддержки «Возрождение Крыма» в нарушение требований действующего законодательства не были представлены в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации соответствующие отчеты за 2019, 2020 года.

В связи с непредставлением Благотворительным фондом социальной поддержки «Возрождение Крыма» отчетности за 2019 год, в соответствии п.п. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в адрес первой направлено предупреждение об устранении нарушений требований федерального законодательства (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Судом установлено, что конверт с предупреждением (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) был возвращен в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым с отметкой «истек срок хранения».

Кроме того, в связи с непредставлением Благотворительным фондом социальной поддержки «Возрождение Крыма» отчетности за 2020 год, в соответствии с п.п. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в адрес первой направлено предупреждение об устранении нарушений требований федерального законодательства (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Судом установлено, что конверт с предупреждением (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) был возвращен в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым с отметкой «истек срок хранения».

Кроме того, в связи с непредставлением Благотворительным фондом социальной поддержки «Возрождение Крыма» отчетности за 2020 год, в соответствии с п.п. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в адрес первой направлено предупреждение об устранении нарушений требований федерального законодательства (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Судом установлено, что конверт с предупреждением (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) был возвращен в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым с отметкой «истек срок хранения».

Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, включая адрес электронной почты, и считается доставленным объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением).

В силу изложенного суд, принимая во внимание подтверждения материалами направление Благотворительным фондом социальной поддержки «Возрождение Крыма» вышеуказанных предупреждений по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, приходит к выводу, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым соблюдены требования о её надлежащем информировании о допущенных нарушений действующего законодательства.

Материалы дела не содержат доказательств того, что выявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым нарушения были устранены, надлежащим образом оформленная отчетность организацией была направлена.

При этом, суд принимает во внимание, что с момента извещения о поступлении в суд административного искового заявления о признании прекратившей свою деятельность и до рассмотрения административного дела судом Благотворительный фонд социальной поддержки «Возрождение Крыма» никаких действий по устранению нарушений закона не совершил, не привел доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствовавших их устранению.

Оценивая допущенные Благотворительным фондом социальной поддержки «Возрождение Крыма» нарушения закона, заключающиеся в неоднократном непредставлении последним в установленный срок сведений, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», суд приходит к выводу о наличии оснований для ликвидации Благотворительного фонда социальной поддержки «Возрождение Крыма» и исключению из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о нем.

На основании пункта 6 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, учитывая, что имеются предусмотренные законом основания для ликвидации Благотворительного фонда социальной поддержки «Возрождение Крыма», данные о нем подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ч. 1 ст. 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая изложенное с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

                                                                     Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым к Благотворительному фонду социальной поддержки «Возрождение Крыма», заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 9 по Республике Крым о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.

Ликвидировать Благотворительный фонд социальной поддержки «Возрождение Крыма» (ОГРН 1159102116568), исключив сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Благотворительного фонда социальной поддержки «Возрождение Крыма» (ОГРН 1159102116568) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Киевский районный суд                            г. Симферополя Республики Крым.

Судья                                                                                                            Е.С. Пронин

Решение в окончательной форме изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.

2а-1137/2022 (2а-4812/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым
Ответчики
Благотворительный фонд социальной поддержки "Возрождение Крыма"
Другие
Межрайонная ИФНС России № 9 по Республике Крым
Суд
Киевский районный суд г. Симферополь
Судья
Пронин Евгений Сергеевич
Дело на странице суда
kiev-simph.krm.sudrf.ru
07.12.2021Регистрация административного искового заявления
07.12.2021Передача материалов судье
07.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2021Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее