ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-11312/2019
г. Уфа 10 июня 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Александровой Н.А. и Куловой Г.Р.,
при секретаре ИЗР
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбае Республики Башкортостан к С.Г.Г. о взыскании задолженности по финансовой санкции
по апелляционной жалобе С.Г.Г. на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., выслушав объяснения С.Г.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
определила:
ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбае РБ (далее – ГУ УПФ) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском к С.Г.Г. о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в общей сумме 18 000 руб. по требованиям от дата №..., №..., №...; от дата №..., №..., от дата №..., №....
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата (с учетом определения суда от дата об исправлении описки) постановлено:
административный иск ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбае Республики Башкортостан удовлетворить.
Взыскать с С.Г.Г. в пользу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбае Республики Башкортостан финансовые санкции за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 18 000 руб. на КБК №....
В апелляционной жалобе С.Г.Г. ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела в силу части 1 статьи 308 КАС РФ в полном объеме, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель С.Г.Г. являлась страхователем в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», но сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на одно застрахованное лицо за отчетный период февраль, май, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г. представила по телекоммуникационным каналам связи 27- дата, а за дата. и дата г. - дата, чем нарушила установленные законом сроки их предоставления.
Управлением Пенсионного фонда были составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от дата №..., №..., №...; от дата №..., №... и от дата №..., №.... Копии актов направлены С.Г.Г. регистрируемыми почтовыми отправлениями дата, дата и дата, возражений на них административный ответчик не представила.
Начальником Управления ПФР были вынесены Решения о привлечении страхователя ИП С.Г.Г. к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: дата №... в сумме 2500 руб. на 5 застрахованных лиц, №... в сумме 2500 руб. на 5 застрахованных лиц, №... в сумме 2500 руб. на 5 застрахованных лиц; дата №... в сумме 500 руб. на 1 застрахованное лицо; дата №... в сумме 5000 руб. на 10 застрахованных лиц; дата №... в сумме 2500 руб. на 5 застрахованных лиц; дата №... в сумме 2500 руб. на 5 застрахованных лиц.
Согласно почтовым реестрам копии решений были направлены С.Г.Г. регистрируемыми почтовыми отправлениями дата, дата и дата; административным ответчиком указанные решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не обжалованы.
В целях добровольной уплаты примененной финансовой санкции С.Г.Г. были выставлены требования от: дата №..., №..., №...; дата №..., №...; дата №..., неисполнение которых в установленный срок послужило основанием для обращения Управления ПФР в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Управления ПФР, исходил из обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, являются страхователями.
Согласно п. 2.2 ст. 11 этого же закона страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Так как сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на одно застрахованное лицо за отчетный период февраль, май, октябрь, ноябрь и декабрь 2017 года, январь и февраль 2018 года ИП С.Г.Г. представила с нарушением установленного срока, Управление ПФР правомерно привлекло административного ответчика к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в общем размере 18 000 руб.
При таких обстоятельствах, вопреки аргументам апелляционной жалобы С.Г.Г., выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам.
Довод апелляционной жалобы о неподведомственности спора суду общей юрисдикции подлежит отклонению, поскольку согласно выписке из ЕГРИП дата административный ответчик утратила статус индивидуального предпринимателя; исковое заявление принято судом к производству дата, то есть с соблюдением правил подсудности и подведомственности.
Также судебная коллегия отмечает, что в силу приведенных выше правовых норм привлечение С.Г.Г. к ответственности, установленной частью третьей статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не имеет взаимной связи с фактом привлечения к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 15.33.2 КоАП Российской Федерации. Положения части третьей статьи 17, иных норм Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на наличие такого обстоятельства как на основание освобождения от ответственности не указывают.
Положения данной нормы закона не признаны неконституционными и являются действующими.
Вместе с тем, статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к неурегулированным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отношениям, связанным с взысканием штрафов, подлежат применению нормы, установленные законодательством о налогах и сборах.
В силу положений части 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно части 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Исходя из анализа приведенных правовых норм в их взаимосвязи с конкретными обстоятельствами дела, пенсионным возрастом С.Г.Г., ее материальным положением, судебная коллегия полагает, что имеются основания для уменьшения требуемых ко взысканию сумм санкций на 50%.
Таким образом, с административного ответчика подлежат взысканию финансовая санкция в размере 9000 руб., в связи с чем решение суда подлежит изменению соответствующим образом.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 309- 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата (с учетом определения суда от дата об исправлении описки) изменить в части размера взысканной суммы финансовой санкции.
Взыскать с С.Г.Г. в пользу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбае Республики Башкортостан финансовые санкции за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 9 000 руб.
В остальной части решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
Г.Р. Кулова
Справка: судья ФИО