Дело № 2-9792/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 25 декабря 2018 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Коданевой Я.В.
при секретаре Стеблиной Е.П.
с участием прокурора Щербаковой Н.В.,
представителя ответчика Министерства строительства и дорожного хозяйства РК - Рочевой К.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК» - Трофимук И.Н., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ..., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству строительства и дорожного хозяйства РК, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК» об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, Государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения: организовать и обеспечить устранение повреждений (выбоины, ямы, пробоины, занижения) поверхности проезжей части автомобильной дороги ... на участках ...
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по основаниям иска, указав, что данные нарушения до настоящего времени ответчиками в добровольном порядке не устранены, просил предоставить срок для устранения нарушений до ** ** **.
Представитель ответчика Министерства строительства и дорожного хозяйства РК с иском не согласилась по доводам представленных суду возражений, указав, что указанная дорога передана в оперативное управление ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК», на котором в соответствии с Уставом лежит обязанность по содержанию дорог, ввиду чего Министерство строительства и дорожного хозяйства РК надлежащим ответчиком по делу не является.
Представитель ответчика ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК» поддержал доводы представленных суду возражений о том, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку хотя дорога и передана в оперативное управление, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства и дорожного хозяйства РК в адрес которого неоднократно делались запросы о выделении денежных средств на ремонт дороги, однако денежные средства в адрес ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК» так и не поступили.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по ... в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки не известна, ходатайств не заявлено.
Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ).
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Как установлено ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Статья 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» закрепляет право гражданина на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Прокуратурой ... проведена проверка по обращению гражданки Е.Е., в ходе которой установлено, что на участке автодороги дороги «... расположенный на территории МО МР «Усть-Куломский» и находящийся в собственности РК, допускается обслуживание не соответствующее установленным требованиям.
Так, ** ** ** в ходе обследования и проведения специальных замеров спорного участка полномочными лицами ОГИБДД ОМВД России по ... выявлено, что на участке автодороги ... ... покрытие проезжей части имеет дефекты: выбоины, ямы, промоины, занижения, которые не соответствуют п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно приложения к Акту от ** ** ** обследования дороги на км. 0 +000 до км.12 на проезжей части и обочинах (справа, слева по ходу движения) с асфальтобетонным покрытием имеются разрушения покрытия в виде выбоин и ям с ярко выраженными краями превышающие предельно-допустимые параметры и составляющие ширину 2 метра, глубину 13 см, длину 120 см: на км.14+700 имеются промоины проезжей частим справа по ходу движения, которые составляют в ширину 1,5 метров, глубину 1 метр и в длину 3 метра; с км.24 по км.29 искажение поперечного профиля, застой воды на проезжей части, дорожное полотно имеет занижение более 30 см ниже уровня профиля дороги.
Не оспаривая фактических обстоятельств дела и наличие установленных проверкой ГИБДД дефектов спорного участка дороги, представители Министерства строительства и дорожного хозяйства РК, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК» ссылались на то, что надлежащими ответчиками по делу не являются.
Вместе с тем, выявленные несоответствия дорожной сети вышеприведенным требованиям закона влекут нарушение прав граждан на безопасность их жизни и здоровья в случае участия в дорожном движении, при таких обстоятельствах требования прокурора являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»).
Статьей 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъектов Российской Федерации на указанные цели.
В соответствии со ст. 15 данного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу перечисленных требований закона содержание и ремонт автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения является расходным обязательством Республики Коми.
Согласно положению о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми основным видом деятельности Министерства является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния, создание условий для безопасности дорожного движения, обеспечение транспортной безопасности.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 438р утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, в которые включена автодорога ...
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Решением Дорожного Агентства Республики Коми от ** ** ** «О передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление» вышеназванная автомобильная дорога передана в оперативное управление Государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
Согласно Уставу ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации (в пределах определенной Уставом компетенции) полномочий Дорожного агентства Республики Коми в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения (п.16 Устава).
Согласно п. 17 Устава Учреждения целями его деятельности являются: обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения; улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; осуществление контроля за выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 10 Устава предусмотрено, что Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, то есть Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
В связи с изложенным, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению надлежащего состояния дорог регионального или межмуниципального значения является обязанностью не только ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», но и Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, осуществляющего полномочия главного распорядителя выделенных ему бюджетных средств на цели обеспечения дорожной деятельности, а также контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленных за государственными учреждениями автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми.
Ответчиками не представлено доказательств, указывающих на отсутствие обязанности по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения на спорном участке автодороги.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными требования прокурора в части необходимости возложения соответствующих обязанностей на обоих ответчиков ГКУ РК ««Управление автомобильных дорог Республики Коми» – как лицо, ответственное за содержание и ремонт автомобильных дорог республиканского значения и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми – как владельца дорог.
Срок исполнения решения суда, заявленный прокурором - до ** ** ** суд находит разумным, учитывая сущность спора и необходимость обеспечения безопасности при эксплуатации автомобильной дороги. При наличии объективных причин, препятствующих выполнению работ, ответчики не лишены права на обращение в суд с требованием о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до ** ** ** организовать и обеспечить устранение повреждений (выбоины, ямы, пробоины, занижения) поверхности проезжей части автомобильной дороги ... на участках ...
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
...
Судья Я.В. Коданева