07RS0001-02-2020-004732-45
Дело № 2а-4907/20
Решение
Именем Российской Федерации
23 ноября 2020 года гор. Нальчик
Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи Безрокова Б.Т., при секретаре Гукетловой О.С., с участием представителя истца Шадова В.П. - по доверенности от 22.10.2020 года Озермегова В.Н., представителя ответчика - Муниципального казенного учреждения «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации городского округа Нальчик по доверенности от 23.01.2020 г. Деунежевой З.Б., представителя ответчика - Местной администрации городского округа Нальчик по доверенности от 09.01.2020 г. Мальбаховой Б.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шадова ФИО9 к Муниципальному казенному учреждению «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации городского округа Нальчик, Местной администрации городского округа Нальчик о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка
Установил:
административный истец Шадов В.Н. обратился в суд с настоящим иском и в обоснование своих требований указал, что он является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровым номером: № и земельного участка с кадастровым номером: №.
23 июля 2020 года он обратился в Местную администрацию г.о. Нальчик с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 07:09:0104002:1105 и земельного участка с кадастровым номером 07:09:0104002:1106 с последующим перераспределением земельных участков, для увеличения проезда коммунальных служб к многоквартирному дому и устранения изломанности границ земельных участков.
Рассмотрев заявление и представленные документы, письмом от 25.08.2020 года № 45-ДГИиЗО-1-06/2154 и от 25.08.2020 года № 45-ДГИиЗО-1 -06/2153 ответчик отказал в удовлетворении его заявления со ссылкой на невозможность принятия положительного решения по указанному вопросу, основываясь положениями ст. 39.28 ЗК РФ, а также отсутствием проекта межевания.
Считает данные отказ незаконным полагая, что законных оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка у административного ответчика не было.
Основываясь на изложенном, истец Шадов В.Н., с учетом уточнения своих требований, просит:
признать незаконным решение МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации г.о.Нальчик, выраженное в письме от 25.08.2020 года № 45-ДГИиЗО-1-06/2153 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка;
признать незаконным решение МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации г.о.Нальчик, выраженное в письме от 25.08.2020 года № 45-ДГИиЗО-1-06/2154 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка;
обязать МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации г.о.Нальчик утвердить приложенные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 7129 кв.м, и 1327 кв.м.;
обязать Местную администрацию г.о.Нальчик и МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации г.о.Нальчик заключить с Шадовым ФИО9 соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 07:09:0104002:1105, в границах и координатах, указанных в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
обязать Местную администрацию г.о.Нальчик и МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации г.о.Нальчик заключить с Шадовым ФИО9 соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 07:09:0104002:1106, в границах и координатах, указанных в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Административный истец Шадов В.П. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, а его представитель Озермегов В.Н., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители административных ответчиков Муниципального казенного учреждения «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации городского округа Нальчик Деунежева З.Б., и Местной администрации городского округа Нальчик Мальбахова Б.К., исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Действующее законодательство, не ограничивая субъекта в выборе способа защиты нарушенного права, предполагает избрание им такого способа судебной защиты, который, в случае удовлетворения судом требований, приведет к восстановлению нарушенного права.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела, Шадов В.Н. является собственником земельного участка, пл. 1 171 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под строительство многоквартирных, многоэтажных жилых домов, и земельного участка, пл. 6 192 кв.м., с кадастровым номером: №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под строительство многоквартирных, многоэтажных жилых домов, расположенного по адресу: <адрес>
Изготовив межевые планы земельных участков, Шадов В.Н. обратился в МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений городского округа Нальчик» по вопросу утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по <адрес>, для дальнейшего перераспределения земельных участков, в чем ему письмом от 25.08.2020 года № 45-ДГИиЗО-1-06/2153 и № 45-ДГИиЗО-1-06/2154 было отказано, со ссылкой на п.п. 2 ч.1 ст. 39.28 ЗК РФ и отсутствие утвержденного проекта межевания испрашиваемой территории.
В заявлении о перераспределении истцом были указаны все сведения, перечисленные в п. 2 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ и представлены, документы соответствующие требованиям п. 3 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ и Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Общие правила и условия образования земельных участков определены ст. 11 ЗК РФ, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).
Порядок образования земельных участков путем перераспределения регулируется статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Таким образом, в случае перераспределения земель и одного земельного участка может быть образован один земельный участок.
Необходимо отметить, что положения пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации распространяются как на земельные участки частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 названного кодекса перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Бездействие компетентного органа в вопросе, прямо отнесенном к его компетенции, касающемся межевания территории, включающей испрашиваемый заявителем к формированию земельный участок, препятствует реализации прав собственника, не может быть поставлено в вину последнему, а потому отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на перераспределение земель; п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ предусматривает возможность перераспределения земель (земельных участков) в соответствии, как с утвержденным проектом межевания территории, так и при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, представленной заявителем при обращении за предоставлением государственной услуги, а потому само по себе отсутствие утвержденного проекта межевания территории, не является законным основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1 и 8 статьи 39.29 указанного кодекса).
Как следует из п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса; 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса; 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Между тем такие основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, ответчиками не приведены и судом не установлены.
В соответствии с п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Нормативными актами для указанной территориальной зоны не установлены предельные минимальные и максимальные размеры участков с вышеуказанным разрешенным использованием, в связи с чем, ограничения для применения п. 2 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ отсутствуют.
В соответствии с п.5 ст. 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно межевого плана, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО4, являющегося членом СРО Ассоциация « Гильдии кадастровых инженеров», в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 07:09:0104002:1106 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, площадь образуемого земельного участка, составляет 7 129,0 кв.м., со следующими характеристиками: 07:09:0104002:ЗУ1- КБР, <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под строительство многоквартирных, многоэтажных жилых домов.
Согласно межевого плана, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО4, являющегося членом СРО Ассоциация «Гильдия кадастровых инженеров», в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 07:09:0104002:1105 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, площадь образуемого земельного участка, составляет 1 327,0 кв.м., со следующими характеристиками: 07:09:0104002:ЗУ1- КБР, <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под строительство многоквартирных, многоэтажных жилых домов.
В результате перераспределения земельного участка истца с землями, находящимися в муниципальной собственности, будет образован новый земельный участок с более правильными формами, будут исключены изломанности границ земельного участка.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что стороной административного ответчика не выполнена предусмотренная законом обязанность по доказыванию законности, вынесенного ответа, поскольку в материалы административного дела не представлены достаточные и объективные доказательства, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для его вынесения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,, 227 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Шадова ФИО9 удовлетворить:
признать незаконным решение МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации г.о.Нальчик, выраженное в письме от 25.08.2020 года №45-ДГИиЗО-1-06/2153 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка;
признать незаконным решение МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации г.о.Нальчик, выраженное в письме от 25.08.2020 года №45-ДГИиЗО-1-06/2154 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка;
обязать МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации г.о.Нальчик утвердить приложенные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 7129 кв.м, и 1327 кв.м.;
обязать Местную администрацию г.о.Нальчик и МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации г.о.Нальчик заключить с Шадовым ФИО9 соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 07:09:0104002:1105, в границах и координатах, указанных в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
обязать Местную администрацию г.о.Нальчик и МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений» Местной администрации г.о.Нальчик заключить с Шадовым ФИО9 соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 07:09:0104002:1106, в границах и координатах, указанных в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда КБР, через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме.
Дата составления мотивированного решения 27 ноября 2020 г.
Судья Безроков Б.Т.