Дело №2а-852/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2018года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Бурковой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. Северобайкальского межрайонного природоохранного в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Республиканскому агентству лесного хозяйства о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском, просит признать незаконным Приказ Республиканского агентства лесного хозяйства от 03.04.2018 № 320 «Об утверждении положительного Заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности ГЛК «Байкал».
В судебном заседании заместитель прокурора Денисова Н.В. исковые требования поддержала, пояснила, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности осуществления хозяйственных работ, в границах лесного участка расположенного в водоохранной зоне озера Байкал, на <данные изъяты>, которой установлено, что Республиканским агентством лесного хозяйства с гаражно-лодочным кооперативном «Байкал» заключен договор аренды лесного участка № от 23.09.2015 г. Согласно данному договору арендатору во временное пользование для осуществления рекреационной деятельности предоставлен лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, расположенный в <данные изъяты> площадью 0,685 га с кадастровым номером №. Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 03.04.2018 № 320 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по "Проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности ГЛК «Байкал». Приложением № 10 Проекта освоения лесов на лесном участке предусмотрены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, а именно временные постройки, используемые в рекреационных целях со следующими характеристиками: 10 двухэтажных гостевых домов, совмещенных с гаражами, выполненных из бруса 15,0x15,0 см., размером 8,0x12 м. Из приложений к Проекту освоения лесов таблиц № 3, № 4, № 5 следует, что лесной участок, относящийся к категории защитных лесов, расположен в водоохранной зоне, покрыт 100 % лесной растительностью, состав насаждений 5Б20с2Лц1С, возрастом - 75 лет, запасом насаждений 1 га.- 90 куб. Пунктами 1.3.2 и 1.4.2 Проекта освоения лесов предусмотрено, что рубка лесных насаждений не планируется, поэтому Приложения № 9, № 11 предусмотренное Составом проекта освоения лесов и порядка его разработки, не приводятся. Таким образом, Приложением № 10 Проекта освоения лесов на лесном участке предусмотрены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, а именно временные постройки, используемые в рекреационных целях со следующими характеристиками: 10 двухэтажных гостевых домов, совмещенных с гаражами, выполненных из бруса 15,0x15,0 см., размером 8,0x12 м на лесном участке, расположенном в водоохранной зоне, на 100% покрытом лесной растительностью, без рубки лесных насаждений не представляется возможным. В ходе визуального осмотра лесного участка установлено, что на арендованном участка ГПК «Байкал» по состоянию на 13.07.2018г. производится незаконная рубка лесных насаждений для возведения 2 объектов капитального строительства, более того, в проекте гостевые дома указаны как соответствующие, между тем фактически отсутствуют. П.1.2.1 Проекта предусмотрено, что перечне переданных в аренду лесных кварталов, лесотаксационных выделов, входит часть выдела <данные изъяты> площадью 0,685га, вместе с тем, установлено, что в границах арендованного участка протекает ручей, протяженностью 36 м, по материалам лесоустройства являющийся частью выдела<данные изъяты>, который в Проекте не отображен. Проектом освоения лесов, на арендованном участке планируется возведение 10 двухэтажных гостевых домов, совмещенных с гаражами, выполненных из бруса 15,0x15,0 см., размером 8,0x12 м. Поскольку гараж является помещением для хранения транспортных средств, а в силу требований ст. 65 Водного кодекса РФ движение и стоянка транспортных средств в водоохранной зоне запрещена, соответственно размещение гаражей в водоохранной зоне лесного участка является недопустимым. Из пункта 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016г. № 496, следует, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. Положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. Оспариваемый Приказ Республиканского агентства лесного хозяйства противоречит требованиям действующего законодательства, требованиям п.п.3,10 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016г. № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов». Указанным незаконным приказом нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просила административный иск удовлетворить.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Назарова С.П. возражала против удовлетворения административного иска, согласно доводам, изложенным в отзыве, пояснила, указанные нарушения имеются, их возможное допущение связывает с технической ошибкой, на их устранение необходимо время, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица ГЛК «Байкал» по доверенности Куколев А.А. просил требование прокурора оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования носят законный характер, подлежат удовлетворению и соответствуют статье 39 Кодекса административного судопроизводства (далее- КАС РФ), поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов РФ, неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Установлено, что Республиканским агентством лесного хозяйства ( далее- РАЛХ) с гаражно-лодочным кооперативном «Байкал» (далее - ГЛК «Байкал») заключен договор аренды лесного участка № от 23.09.2015 г., согласно данному договору арендатору во временное пользование для осуществления рекреационной деятельности предоставлен лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, расположенный в <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> площадью 0,685 га с кадастровым номером №.
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 03.04.2018 № 320 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по "Проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности ГЛК «Байкал» (далее - Проект ).
Статьей 88 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки переданы в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов.
Пунктом 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ установлено, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 41 Лесного кодекса РФ, леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства.
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Согласно пунктами 6, 8, 9 Приказа Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности» леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ предусмотрено, что ширина водоохранной зоны ручьев устанавливается от их истока для ручьев протяженностью до десяти километров - в размере пятидесяти метров.
В соответствии с п. 4 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности осуществления хозяйственных работ, в границах лесного участка расположенного в водоохранной зоне озера Байкал, на 12 км автомобильной дороги Северобайкальск-Новый Уоян, установлено следующее.
Приложением № 10 Проекта освоения лесов на лесном участке предусмотрены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, а именно временные постройки, используемые в рекреационных целях со следующими характеристиками: 10 двухэтажных гостевых домов, совмещенных с гаражами, выполненных из бруса 15,0x15,0 см., размером 8,0x12 м.
Из приложений к Проекту освоения лесов таблиц № 3, № 4, № 5 следует, что предоставленный ГЛК «Байкал» лесной участок, относящийся к категории защитных лесов, расположен в водоохранной зоне, покрыт 100 % лесной растительностью, состав насаждений 5Б20с2Лц1С, возрастом - 75 лет, запасом насаждений 1 га.- 90 куб. Пунктами 1.3.2 и 1.4.2 Проекта освоения лесов предусмотрено, что рубка лесных насаждений не планируется, поэтому Приложения № 9, № 11 предусмотренное Составом проекта освоения лесов и порядка его разработки, не приводятся.
При этом, Приложением № 10 Проекта освоения лесов на лесном участке предусмотрены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, а именно временные постройки, используемые в рекреационных целях со следующими характеристиками: 10 двухэтажных гостевых домов, совмещенных с гаражами, выполненных из бруса 15,0x15,0 см., размером 8,0x12 м на лесном участке, расположенном в водоохранной зоне, на 100% покрытом лесной растительностью, без рубки лесных насаждений не представляется возможным.
На арендованном участка ГЛК «Байкал» по состоянию на 13.07.2018г. производится незаконная рубка лесных насаждений для возведения 2 объектов капитального строительства, более того, в проекте гостевые дома указаны как соответствующие, между тем фактически отсутствуют.
П.1.2.1 Проекта предусмотрено, что в перечень переданных в аренду лесных кварталов, лесотаксационных выделов, входит <данные изъяты> площадью 0,685га, при этом, установлено, что в границах арендованного участка протекает ручей, протяженностью 36 м, по материалам лесоустройства являющийся частью выдела <данные изъяты>, который в Проекте не отображен.
На предоставленном ГЛК «Байкал» участке планируется возведение 10 двухэтажных гостевых домов, совмещенных с гаражами, и поскольку гаражи является помещением для хранения транспортных средств, в силу требований Водного кодекса РФ, согласно которым, движение и стоянка транспортных средств в водоохранной зоне запрещена, соответственно, размещение гаражей в водоохранной зоне лесного участка, является недопустимым.
В соответствии с ч.1 ст.89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016г. № 496, целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Согласно абз.1 п.10 вышеуказанного Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016г. № 496, положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание, что положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, оспариваемый Приказ Республиканского агентства лесного хозяйства противоречит указанным требованиям, данным приказом нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции РФ, суд находит административные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Приказ Республиканского агентства лесного хозяйства от 03.04.2018 № 320 «Об утверждении положительного Заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности ГЛК «Байкал», незаконным.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение 1-ого месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 10 сентября 2018 года.
Судья Н.Г. Рабдаева