Дело № 2-363/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Уинское Пермский край 22 августа 2018 года
Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Уинское) в составе:
председательствующего Шестаковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Крыловой Н.В.,
с участием истца - помощника прокурора Уинского района Туктагулова А.А.,
представителя ответчика главы администрации Аспинского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края Макарова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Уинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Аспинского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильных дорог местного значения, находящихся в границах данного муниципального образования,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Уинского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Уинского района проведена проверка соблюдения исполнения законодательства, регулирующего вопросы управления и распоряжения муниципальным имуществом и обеспечения безопасности дорожного движения администрацией Аспинского сельского поселения, по результатам которой выявлены нарушения. А именно, было установлено, что в Реестр муниципальной собственности Аспинского сельского поселения включено <данные изъяты> автомобильных дорог. В нарушение требований закона администрацией поселения право собственности на указанные автомобильные дороги не зарегистрировано. Представление прокурора об устранении нарушений закона не исполнено. Указывает, что отсутствие надлежаще оформленного права собственности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению норм действующего законодательства, препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае их несоответствия предъявляемым требованиям препятствует приведению их в надлежащее состояние, что в свою очередь, влияет на безопасность дорожного движения. Тем самым бездействие администрации Аспинского сельского поселения, выраженное в неоформлении в собственность перечисленных выше автомобильных дорог местного значения нарушает право граждан на безопасные условия дорожного движения.
В ходе судебного заседания прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал, уточнил исковые требования, просил возложить на администрацию поселения обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильных дорог местного значения, находящихся в границах данного муниципального образования, за исключением автомобильных дорог в <адрес>
Представитель ответчика глава администрации Аспинского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края с уточненными исковыми требованиями согласен, пояснил, что право собственности на автомобильную дорогу в <адрес> зарегистрировано за муниципальным образованием Аспинское сельское поселение ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что право собственности на автомобильную дорогу в <адрес> не может быть зарегистрировано за Аспинским сельским поселением, так как автомобильная дорога <адрес> является собственностью Уинского муниципального образования и проходит по всей <адрес> в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности, в том числе и органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Пунктами 1, 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 года №257-ФЗ) установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.23 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с ч.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно положениям ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 2 ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края» к вопросам местного значения сельских поселений Пермского края отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в п.5 ч.1 ст.3 Устава Аспинского сельского поселения Уинского муниципального района пермского края (л.д.33-36).
Исходя из положений ст. ст. 50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а так же ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В судебном заседании установлено, что Реестр муниципальной собственности Аспинского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края, составлен на основании Закона Пермского края от 11.12.2006 года №3326-766 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Уинского муниципального района», которым утвержден перечень объектов муниципальной собственности Уинского муниципального района, передаваемых в собственность Аспинского сельского поселения, в том числе автомобильные дороги, приложение 1 (пп.162-196) (л.д.30-32,52-54).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре муниципальной собственности Аспинского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края состоят на учете автомобильные дороги право собственности на которые не зарегистрировано: <адрес>
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ сведения о сооружениях – вышеперечисленных автомобильных дорогах и земельных участках на которых они расположены, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.41-43).
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии у администрации Аспинского сельского поселения в силу закона обязанности зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги в границах данного муниципального образования.
Кроме того, в силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник.
В силу ч.7 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 года № 218-ФЗ, постановке на государственный кадастровый учет, а также внесению в Единый государственный реестр недвижимости подлежат сведения, в том числе о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях которые прочно связаны с землей, подтверждающие существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства и препятствуют осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям приведению в надлежащее состояние.
Придя к выводу об обоснованности заявленных требований, суд возлагает на администрацию Аспинского сельского поселения обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Прокурор считает, что обязательство по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет автомобильных дорог в срок до ДД.ММ.ГГГГ, может быть исполнено ответчиком администрацией Аспинского сельского поселения. Суд находит данный срок разумным и соответствующим объему возложенной на ответчика обязанности.
Установление более длительного срока исполнения решения суда приведет к необоснованному затягиваю исполнения требований действующего законодательства в области управления и распоряжения муниципальным имуществом и обеспечения безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, при наличии объективных причин, влекущих невозможность исполнить решение суда администрацией поселения в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением о рассрочке, либо отсрочке исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Аспинского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей государственной регистрацией права собственности автомобильных дорог, находящихся в границах данного муниципального образования: <адрес>
Мотивированная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Уинское) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна. Судья Шестакова Н.В.
Подлинный документ находится в производстве Ординского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Уинское) и подшит в деле № 2-363/2018
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>