Дело № 2а-30/18
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего Коноваловой С.А.,
с участием административного истца – прокурора прокуратуры Октябрьского района Волгоградской области – Кузубовой В.Г.,
при секретаре Масютиной П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьском 11 января 2018 года дело по административному иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к проведению оценки технического состояния автомобильных дорог,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к проведению оценки технического состояния автомобильных дорог.
В обоснование заявленных исковых требований указывает, что прокуратурой района в ноябре 2017 года проведена проверка соблюдения администрацией Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение требований п.4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения: асфальтированных дорог (инв.№), переданных в муниципальную собственность Ильменского сельского поселения, согласно приложению № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями», в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов администрацией Ильменского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в 2015, 2016 и 2017 годах не проводилась.
Обязанность по соблюдению вышеуказанных требований входит в компетенцию администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>. Ссылаясь на положения Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах », Федерального закона Российской Федерации №-Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями», Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указывает, что непринятие органом местного самоуправления должных мер к обеспечению безопасности дорожного движения нарушает права граждан на безопасность дорожного движения по дорогам Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> по обеспечению безопасности дорожного движения на территории поселения, заключающееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
Обязать администрацию Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в срок 1 месяц с момента вступления в силу решения суда провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности Ильменского сельского поселения: асфальтированных дорог (инв.№), переданных в муниципальную собственность Абганеровского сельского поселения, согласно приложению № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».
Административный истец – прокурор прокуратуры <адрес> – ФИО3, в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске, и пояснила, что ходатайство административного ответчика о прекращении производства по делу в связи с проведением оценки технического состояния удовлетворению не подлежит, поскольку указанные акта не соответствуют требованиям предусмотренным Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, просит иск удовлетворить.
Административный ответчик – представитель администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, в суд предоставил заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, производство по делу прекратить, так как оценка технического состояния дорог проведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актами оценки технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения.
Выслушав мнение административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В силу п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, к компетенции администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> относится дорожная деятельность, в которую входит, в том числе, деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог, находящихся на балансе администрации.
В силу ч.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Частью 4 ст. 17 названого Закона предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3 Порядка).
Согласно п. 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
Указанный Приказ Минтранса РФ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с распоряжением Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ИС-840-р с ДД.ММ.ГГГГ применяется ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог".
Согласно п. 4.1.6 Правил по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации владельцы дорог выявляют участки, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию и ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
Результаты диагностики и оценки дорог являются пред проектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог (пункт 4.1.7).
Частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» утвержден перечень безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Октябрьского муниципального района, в муниципальную собственность Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.
Судом установлено, что на балансе администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> состоит автомобильная дорога местного значения: асфальтированные дороги (инв.№), переданные в муниципальную собственность Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>, согласно приложению № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> в ноябре 2017 года проведена проверка соблюдения администрацией Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в 2015, 2016 и в 2017 годах администрацией Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> оценка технического состояния автомобильных дорог не проводилась, данный факт также подтверждается ответом главы Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в адрес прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя административного ответчика о том, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку оценка технического состояния дорог проведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актами оценки технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения, суд принять во внимание не может по следующим основаниям.
Согласно п.5 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", при проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.
В силу п.4.1.9 Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения. ОДН 218.0.006-2002, утвержденных распоряжением Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ИС-840-р, работы по диагностике и оценке состояния дорог должны выполнять специализированные организации, оснащенные соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием.
Параграфом 3 Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения ОДН 218.0.006-2002, утвержденных распоряжением Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ИС-840-р предусмотрены определения:
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния - определение степени соответствия нормативным требованиям фактических потребительских свойств автомобильных дорог, их основных параметров и характеристик.
Потребительские свойства дороги - совокупность ее транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП АД), непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние на окружающую среду. К потребительским свойствам относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением; способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, а также экологическая безопасность.
Таким образом, с целью проведения оценки технического состояния автомобильных дорог в состав комиссии при проведении указанной оценки должны быть включены как специализированные организации так и специалисты обладающие познаниями в области безопасности дорожного движения и обладающие измерительным оборудованием, приборами, передвижными лабораториями, имеющие свидетельство о поверке.
Между тем, представленные администрацией Ильменского сельского поселения акты оценки технического состояния автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ составлены в нарушение требований Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения ОДН 218.0.006-2002, утвержденных распоряжением Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ИС-840-р, и не могут свидетельствовать о полноте и объективности выполненной оценки технического состояния автомобильных дорог, в связи с чем, суд не может признать указанные акты надлежащими доказательствами исполнения требований административного истца и приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства административного ответчика о прекращении административного дела.
Учитывая, что администрацией Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> обязанность по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, к компетенции которого относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, не выполняется, суд считает возможным признать незаконным бездействие администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>, выразившееся вне проведении оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения, и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Установленный судом срок для исполнения решения суда, 1 месяц с даты вступления в законную силу, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", 3 ст. 15, ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями», Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Распоряжением Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ИС-840-р о применении ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог", руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> по обеспечению безопасности дорожного движения на территории поселения, заключающееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
Обязать администрацию Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в срок 1 месяц с момента вступления в силу решения суда провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности Ильменского сельского поселения: асфальтированных дорог (инв.№), переданных в муниципальную собственность Ильменского сельского поселения, согласно приложению № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий