дело № 3га-1259/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 30 сентября 2021 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Г.Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «МегаСтройИнвест» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «МегаСтройИнвест» (далее - ООО «МегаСтройИнвест») обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объектов недвижимости нежилых помещений. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости, подготовленного оценщиков Гайфуллиной Л.Р., рыночная стоимость объекта капитального строительства нежилого помещения с кадастровым номером №...:284 – 5 501 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером №...:285 – 6402 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером №...:295 – 5 765 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
ООО «МегаСтройИнвест», являясь собственником вышеуказанных объектов недвижимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации обязано уплачивать налог на имущество. Налоговая база по налогу на имущество подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая в данном случае существенно превышает размер его рыночной стоимости, что нарушает права и законные интересы административного истца.
На основании изложенного, истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №...:284, №...:285, №...:295 равной рыночной по состоянию на 1 января 2020 года.
Представитель административного истца Касьянова О.Ю. исковые требования просила удовлетворить с учетом заключения судебной экспертизы.
Представитель административных ответчиков Министерства Республики Башкортостан, ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» Юсупова С.И. иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать, ходатайств о назначении повторной и дополнительной экспертизы не заявила.
Представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, заинтересованных лиц администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан и комитета по управлению собственностью Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Нефтекамску на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Исходя из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года « 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ указано, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года № 183 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ с 1 июня 2017 года.
Судом установлено, что истец является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами №...:284, №...:285, №...:295 что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Таким образом, результат определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество, размер которого определяется исходя из его кадастровой стоимости, а потому истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 года № 1701 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки отдельных объектов недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2020 года» кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №...:284 была утверждена в размере 16 524 425,61 рублей, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №...:285 - 19 226 307,87 рублей, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №...:295 была утверждена в размере 14 153 477,8 рублей.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости объекта капитального строительства, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 августа 2021 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов капитального строительства, проведение которой поручено эксперту ООО Оценочная компания «ТерраНова» Захарову И.А.
Согласно заключению эксперта ООО Оценочная компания «ТерраНова» Захарова И.А. от 1 сентября 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №...:284 – 8 126 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером №...:285 - 9454000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером №...:295 - 8 514 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО Оценочная компания «ТерраНова» Захаровым И.А., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объекта недвижимости. Приведенные в заключение судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе названное выше экспертное заключение, суд полагает возможным удовлетворить заявленное административным истцом требование.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «МегаСтройИнвест» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №...:284, площадью 554,1 кв.м, этаж №1, по адресу: адрес, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 8 126 000 (восемь миллионов сто двадцать шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №...:285, площадью 644,7 кв.м, этаж №1, этаж №2, по адресу: адрес, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 9 454 000 (девять миллионов четыреста пятьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №...:295, площадью 580,6 кв.м, этаж №3, по адресу: адрес, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 8 514 000 (восемь миллионов пятьсот четырнадцать тысяч) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства считать 16 июня 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова