Дело № 2а-188/ 2020
Решение
Именем Российской Федерации
с. Сюмси 29 апреля 2020 года
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики
под председательством судьи Микрюкова О.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц к неустановленному ответчику о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Сюмсинского района УР обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в сети «Интернет» на сайте с доменным именем http://proffy-diplommy.com размещена противоправная и запрещенная к распространению на территории Российской Федерации информация, а именно размещены предложения о приобретении дистанционным способом документов об образовании: дипломов о высшем и среднем образовании. Вход на сайт свободный и доступен для неограниченного круга лиц, опубликованные на указанном сайте сведения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения документов об образовании, не указывая на противоправность действий, в обход установленным законодательством требованиям. Установить административного ответчика – собственника или владельца сайта для привлечения его к участию в рассмотрении дела в качестве административного ответчика не представляется возможным.
Правовое обоснование иска – ст. 39, глава 27.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), ст. 5, 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ, Закон об образовании), ст. ст. 9, 10, 15, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ, Закон об информации), ст. 327 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не просил рассмотреть дело без его участия, просил рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик по делу не установлен.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия и не возражает против рассмотрения дела в упрощенном производстве.
На основании п.2 ч. 1 ст.291, ч.7 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке упрощённого (письменного) производства.
Из исследованных материалов дела установлено следующее.
На основании ст. 5 Закона об образовании, в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания государственными органами и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
В силу ч.7 ст.60 Федерального закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и квалификации, подтверждающий получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: среднее профессиональное образование, подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании; высшее образование - бакалавриат, подтверждается дипломом бакалавра; высшее образование - специалитет, подтверждается дипломом специалиста; высшее образование - магистратура, подтверждается дипломом магистра и т.д.
В ст. 60 Федерального закона №273-Ф3 указано, что документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативно-правовыми актами, и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. За выдачу указанных документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
В суд представлен скриншот страницы с сайта с доменным именем http://proffy-diplommy.com, согласно которому любому обратившемуся на сайт пользователю предлагается приобрести за плату диплом об образовании с разным годом изготовления, в обход установленного законом порядка получения указанных документов.
Таким образом, пользователю предлагается приобрести подделку документа об образовании и (или) о квалификации.
За подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа, а также использование заведомо подложного документа предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст.327 УК РФ. При этом подделка представляет собой незаконное изготовление удостоверения или иного официального документа независимо от способа её изготовления (подчистка, дописка, подделка подписи, заверение поддельной печатью, переклеивание фотографии). Подделкой признается и полное изготовление фальшивого документа.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права граждан, в том числе и несовершеннолетних, на получение образования.
Согласно ч.6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Таким образом, информация, опубликованная на сайте с доменным именем http://proffy-diplommy.com с предложениями о покупке дипломов подлежит запрещению.
Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникациям (далее - Роскомнадзор) в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Роскомнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент рассмотрения дела, по сведениям Роскомнадзора, сайт с доменным именем http://proffy-diplommy.com в реестре не значится.
Соответственно требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 265.4 КАС РФ, судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением данного административного дела не подлежат распределению судом.
В соответствии ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с доменным именем http://proffy-diplommy.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд УР в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда через Сюмсинский районный суд УР.
Председательствующий судья Микрюков О.В.
Копия верна _________________ судья Микрюков О.В.
_________________ секретарь ФИО2