Решение по делу № 2а-303/2018 от 13.08.2018

Дело № 2а-303/2018

Кизеловского городского суда

Пермского края

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 октября 2018 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Верзаковой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю к Хафизову М. Ш. о взыскании земельного налога и пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Хафизова М. Ш. недоимку по земельному налогу за 2014 и 2015 год в размере 73 480 руб. 00 коп. и пени в сумме 222 руб. 28 коп. коп., ссылаясь на то, что налогоплательщик возложенную на него обязанность по своевременной и в полном объеме уплате земельного налога не исполнил, требование об уплате налога и пени оставил без внимания; определением мирового судьи от 30 мая 2018 года был отменен судебный приказ о взыскании с Хафизова М.Ш. недоимки по земельному налогу и пени.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя ( л.д. 30, 32).

Административный ответчик Хафизов М.Ш. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, просит рассмотреть дело в его отсутствие, направил в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что с требованиями не согласен, считает, что МРИ ФНС № 2 России по Пермскому краю пропущен срок обращения в суд с иском о взыскании земельного налога и пени. Отметил, что налоговый орган дважды обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа о взыскании с него задолженности по земельному налогу за 2014-2015 год. Приказом мирового судьи судебного участка № 2 Кизеловского судебного района от 11 мая 2017 года с него была взыскана задолженность, в том числе за спорный период налог на землю. Данный судебный приказ был отменен 08 августа 2017 года. Повторно по заявлению МРИ ФНС России № 2 по Пермскому краю судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 Кизеловского судебного района от 27 марта 2018 года с него была взыскана задолженность по налогу за спорный период с увеличением в пять раз, данный судебный приказ им также был отменен. Считает, что судебный приказ от 27 марта 2018 года был выдан с пропуском установленного срока обращения без его восстановления для подачи заявления. Обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа по окончании срока, установленного на такое обращение, без его восстановления, не прерывает срок исковой давности и последующая отмена судебного приказа, при таких обстоятельствах, не позволяет его исчислять заново. Указанное свидетельствует о пропуске МРИ ФНС № 2 России по Пермскому краю срока обращения в суд с иском о взыскании с него земельного налога за 2014 и 2015 год

Исследовав материалы дела, материалы гражданского дела о выдаче судебных приказов № 2а-1553/2017, № 2а-940/2018,
сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца МРИ ФНС № 2 России по Пермскому краю и административного ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом Хафизов М. Ш. (ИНН 591500993896) являлся собственником земельного участка по адресу : <адрес>, кадастровый номер , кадастровая стоимость 2 449 301 руб. ( дата регистрации права 13.01.2014 года, дата снятия с учета 30.12.2015 года) ( л.д. 13).

МРИ ФНС № 2 России по Пермскому краю исчислен земельный налог, подлежащий уплате Хафизовым М.Ш. в отношении указанного земельного участка за 2014 год в размере 36 740,00 руб., за 2015 год в размере 36 740,00 руб., исходя из указанной величины кадастровой стоимости земельных участков и налоговой ставки - в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков; в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от 09.09.2017 года, в котором предлагалось уплатить земельный налог не позднее 01 декабря 2017 года ( л.д. 17).

Требованием от 13 декабря 2017 года налоговый орган сообщил налогоплательщику о невыполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога и числящейся за ним по состоянию на 13 декабря 2017 года недоимке по земельному налогу в вышеуказанном размере и начисленных пени; налоговый орган также сообщил о том, что за налогоплательщиком числится общая сумма задолженности в размере 73 480, 00 руб., потребовал погашения задолженности до 30 декабря 2018 года; требование направлено административному ответчику в личный кабинет налогоплательщика, который был просмотрен административным ответчиком ( л.д.14,15).

Мировым судьей судебного участка № 2 Кизеловского судебного района по заявлению налогового органа 27 марта 2018 года был вынесен судебный приказ № 2а-940/2018 о взыскании с Хафизова М.Ш. недоимки по земельному налогу за 2014 год и 2015 год в размере 73 480,00 руб. и пеня в сумме 222,28 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Кизеловского судебного района от 30 мая 2018 года судебный приказ № 2а-940/2018 по заявлению административного ответчика был отменен. ( л.д. 11).

Задолженность перед бюджетом Хафизовым М.Ш. не погашена, суммы налоговой недоимки по земельному налогу за 2014 год, 2015 год и пеня не оплачены, в связи с чем, 13.08.2018 года налоговый орган обратился в суд с административным иском ( л.д.5).

Оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что имеются все основания для взыскания с Хафизова М.Ш. суммы задолженности, поскольку административный ответчик самостоятельно и добровольно обязанность по уплате земельного налога за вышеуказанный период не исполнил, требование о погашении задолженности, в том числе уплате пени оставил без удовлетворения.

Так, в силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового Кодекса РФ).

Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе, земельного налога налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.

В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога ( статья 52 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога ( статья 69 Налогового кодекса РФ).

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.

Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом ( пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.

В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса ( пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ).

При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом ( пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).

Налоговым периодом признается календарный год ( пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).

Статьей 394 Налогового кодекса РФ регламентированы вопросы налоговых ставок, в частности, определено, что они устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами ( пункты 1 и 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога статья 52 Налогового кодекса РФ).

Согласно положениям статьи 75 Налогового Кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.

Как регламентировано пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что после отмены судебного приказа административным истцом приняты надлежащие меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке и сроки, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания задолженности, административным истцом исполнена, полномочия на обращение в суд с указанными требованиями подтверждены. Расчет взыскиваемых сумм проверен судом и оснований полагать его неправильным не имеется, он основан на сведениях компетентных органов о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года, на 01 января 2015, с учетом верных величин налоговой ставки.

Из расчета пени (л.д. 15) следует, что земельный налог административным ответчиком в установленный законом срок до 01.12.2017 года не уплачен, в связи с чем налоговым органом исчислена пеня в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Арифметический расчет недоимки и пени судом проверен и признан правильным.

Доказательств наличия оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате налога на землю в 2014 году и 2015 году, суду не представлено.

На основании вышеизложенного, поскольку административным ответчиком в добровольном порядке не исполнены обязанности налогоплательщика, суд считает заявленные административным истцом требования обоснованными, поэтому требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом процессуального срока, установленного ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации являются ошибочными по следующим основаниям.

11 мая 2017 года мировым судьей судебного участка № 2 Кизеловского судебного района по заявлению налогового органа 11 мая 2017 года был вынесен судебный приказ № 2а-1557/2017 (требование от 14 декабря 2016 года) о взыскании с Хафизова М.Ш. недоимки по земельному налогу за 2015 год в размере 7 348,00 руб., транспортного налога за 2015 год в размере 2 582,00 руб., налога на имущество физических лиц в размере 183 746, 00 руб. и пеня в сумме 77,70 руб., всего взыскано 194 450,70 руб.

В соответствии со статьей 394 Налогового Кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> края и принадлежащего на праве собственности Хафизову М.Ш. составляет 2 449 301,00 руб. В нарушение статьи 394 Налогового Кодекса РФ расчет земельного налога по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, произведен с применением налоговой ставки 0, 30%, как для земель сельскохозяйственного назначения.

Определением мирового судьи судебного участка от 08.08.2017 года судебный приказ № 2а-1557/2017 от 11 мая 2017 года отменен в связи с поступившим заявлением административного ответчика. Данный судебный приказ отозван, взыскателю разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.

Мировым судьей судебного участка № 2 Кизеловского судебного района по заявлению налогового органа 27 марта 2018 года был вынесен судебный приказ № 2а-940/2018 о взыскании с Хафизова М.Ш. недоимки по земельному налогу за 2014 год и 2015 год в размере 73 480,00 руб. и пеня в сумме 222,28 руб.( налоговое требование от 13декабря 2017 года по сроку уплаты налога 01.12.2017 года). Таким образом, административным истцом требование о взыскании земельного налога заявлены в установленный законом срок согласно п. 1 ст. 48 Налогового Кодекса РФ, налоговый орган имел право произвести перерасчет налоговой суммы.

Учитывая, что применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета, а не от фактического использования земельного участка землепользователем, то в отношении спорного земельного участка при исчислении земельного налога за 2014 год и 2015 год налоговым органом правомерно применена налоговая ставка 1,5 процента, установленная в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 449 301,00 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Кизеловского судебного района от 30 мая 2018 года судебный приказ № 2а-940/2018 от 27 марта 2018 года по заявлению административного ответчика был отменен, судебный приказ отозван, административному истцу разъяснен порядок предъявления требований в исковом порядке.

13.08.2018 года в адрес Кизеловского городского суда поступило административное исковое заявление о взыскании с Хафизова М.Ш. земельного налога за 2014 год и 2015 год в размере 73 480,00 руб. и пеня в размере 222,28 руб., то есть после отмены судебного приказа, административный истец обратился в течение шести месяцев в городской суд, в установленный законом срок.

Таким образом, доводы ответчика о пропуске административным истцом срока предъявления требования являются необоснованными.

В соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п.1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере 2 411 руб. 07 коп. в доход местного бюджета Кизеловского муниципального района

Руководствуясь ст. ст.177-180, ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Хафизова М. Ш. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю задолженность по земельному налогу за 2014-2015 год в сумме 73 480 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 222 руб. 28 коп., всего взыскать 73 702 руб. 28 коп. ( Семьдесят три тысячи семьсот два рубля 28 копеек) на счет № 40101810700000010003 в ГРКЦ ГУ Банк России по Пермскому краю, г. Пермь, БИК 045773001, получатель -ИНН 5911000117/КПП 591101001 УФК по Пермской области ( Межрайонная ИФНС России № 2 по Пермскому краю), земельный налог –ОКТМО 57623101, КБК налога 18210606043131000110, КБК пени 18210606043132100110.

Взыскать с Хафизова М. Ш. государственную пошлину в доход местного бюджета Кизеловского муниципального района в сумме 2 411 руб. 07 коп. ( Две тысячи четыреста одиннадцать рублей 07

копеек).

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья: (подпись) Н.Н. Рылова

ВЕРНО:

Судья: Н.Н. Рылова

Секретарь: Ю.Р. Верзакова

2а-303/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
kizel.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее