Решение по делу № 2а-3601/2022 от 26.01.2022

УИД 11RS0001-01-2022-001334-36 Дело № 2а-3601/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

с участием представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Жабинец М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 05 августа 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Чернокнижного Романа Владимировича к Управлению Судебного департамента Республики Коми, Судебному Департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ

Чернокнижный Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Судебного департамента в Республике Коми о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в камерах для подсудимых Верховного Суда Республики Коми при участии в судебных заседаниях, необеспечении питанием в размере 20 000 руб.

В обосновании заявленных требований указал, что истец 20.12.2021, 21.12.2021, 23.12.2021, 24.12.2021 этапировался из ФКУ СИЗО-1 в здание Верховного Суда Республики Коми для участия в судебных заседаниях. По прибытию в суд был помещен в конвойное помещение для ожидания времени суда. В камере нет окна и отсутствует достаточное освещение, стол. В период нахождения в судебных заседаниях был лишен горячего обеда. В один день обед был привезен в термосах, был холодным, не соответствовал нормам питания.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России.

В судебном заседании административный истец, извещенный надлежащим образом, не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Жабинец М.В. с требованиями не согласился.

Административные ответчики Управление судебного департамента в Республике Коми, Судебный Департамент при Верховном Суде РФ, извещенные надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, представили отзывы, в которых просили в удовлетворении требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Заслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17); никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21). При этом, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в постановлении Пленума от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой, в том числе доставление, привод, конвоирование, перевод (направление) осужденного в иное исправительное учреждение, другое перемещение, например, к местам проведения следственных действий или судебных заседаний. Под местами принудительного содержания понимаются учреждения, помещения органов государственной власти, их территориальные органы, структурные подразделения и иные места, предназначенные для принудительного помещения физических лиц, исключающие возможность их самовольного оставления. Принудительное содержание лишенных свободы лиц должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействий) закону и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с положениями Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Материалами дела установлено, что истец конвоировался из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в Верховный Суд Республики Коми для участия в судебных заседаниях 20.12.2021, 21.12.2021, 23.12.2021, 24.12.2021.

Камеры для подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, находящиеся в помещении Верховного Суда Республики Коми оборудованы в соответствии с требованиями Свода правил СП 152.13330.2018 «Здания федеральных судов. Правила проектирования», утвержденных приказом Минстроя России от 15.08.2018 № 524/пр (далее Свод правил 2018).

Согласно разделу 9 Свода правил, помещения для лиц, содержащихся под стражей относятся к помещениям зданий судов общей юрисдикции.

В силу пункта 6.1 Свода названные помещения допускается размещать в подвальном или цокольном этажах.

Пунктами 8.2, 8.3, 8.4, 8.11,8.15 Свода правил определено, что помещения для лиц, содержащихся под стражей, должны включать, в том числе камеры для лиц, содержащихся под стражей (камерный блок); количество камер для лиц, содержащихся под стражей, должно обеспечивать раздельное размещение в камерах различных категорий лиц, содержащихся под стражей (мужчин, женщин, несовершеннолетних, больных), но не менее четырех на суд. Площадь, приходящаяся на одно место в камере, должна составлять не менее 4 м2. Число мест в камерах определяют в задании на проектирование. Каждую камеру следует оборудовать электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, специальными металлическими дверями, скамьями, раскладным столом для принятия пищи. Приточные и вытяжные отверстия системы вентиляции следует размещать на противоположных стенах камер и ограждать металлическими пластинами с отверстиями 3-7 мм. Скамьи в камерах устанавливаются вдоль стен и жестко крепятся к полу и стене. Каркас скамьи выполняется из металлического уголка и обшивается деревянными строгаными досками толщиной не менее 50 мм. Доски с металлическим каркасом скрепляются болтами с потайными головками, покрываются специальным противопожарным составом и окрашиваются в светло-серый цвет.

Размещаемый в камере раскладной стол для принятия пищи должен иметь размеры: высота стола - 0,75 м, ширина столешницы - 0,45 м, длина столешницы - 0,7 м. Каркас стола выполняется из металлического уголка и крепится к стене и полу. Столешница толщиной не менее 30 мм должна скрепляться с металлическим каркасом болтами с потайными головками, покрываться специальным противопожарным составом и окрашиваться в светло серый цвет. Механизм раскладывания стола выполняется из металлического профиля с фиксатором подъема.

Из материалов дела следует, что названые требования в помещениях для лиц, содержащихся под стражей, обвиняемых, подозреваемых соблюдаются, в частности камеры предусмотрены для раздельного размещения различных категорий лиц, площадь камер составляет не менее 4 кв. м. на человека. Группа помещений для лиц, содержащихся под стражей, оборудована электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, имеет скамью, столик для приема пищи. Освещенность камер соответствует санитарным нормам.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

Кроме этого, необходимо учитывать, что статьей 7 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлен исчерпывающий перечень мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности, иные места в случаях предусмотренных указанным Федеральным законом.

Следовательно, конвойные помещения для подсудимых в судах в указанный перечень не входят и не относятся к местам содержания под стражей. Данные помещения являются частью зданий федеральных судов и предназначены для временного пребывания в них подсудимых только в период ожидания судебного заседания.

Административным истцом не представлено доказательств того, что условия содержания в камерах для подсудимых представляли собой обращение, выходящее за пределы минимального уровня суровости, и причинили ему страдания, являлись чрезмерными и посягали на его неимущественные, либо личные нематериальные блага.

Приведенные истцом обстоятельства не могут быть признаны унижающими человеческое достоинство и причиняющее лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы и за который возможно взыскание компенсации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нахождение истца в камерах для подсудимых в период судебных заседаний в Верховном Суде Республики Коми не преследовало цель унизить или оскорбить истца, и не могло ущемлять его человеческое достоинство. Неудобства, которые истец мог претерпевать в указанный им период времени, неразрывно связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение уголовного преступления.

В силу статьи 22 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД Российской Федерации № 950 от 22.11.2005, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста Российской Федерации от 14.10.2005 № 189, принятыми на основании и во исполнение требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (пункт 44 Правил). В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком (пункт 161 Правил).

При этом в силу вышеуказанных положений закона, а также пункта 130 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696, пункта 302 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых, обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп, а также примечаний к приложению № 6 Приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» обязанность по обеспечению питанием возлагается на орган-отправитель.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в судебном заседании не оспаривал, что обязанность по обеспечению питанием лежит на исправительной колонии. Вместе с тем доказательств того, что при этапировании в Верховный Суд Республики Коми 20.12.2021, 21.12.2021, 23.12.2021 Чернокнижный Р.В. был обеспечен питанием, не представил.

Обеспечение горячим питание административного истца 24.12.2021 Чернокнижный Р.В. не оспаривал.

Жалоб на ненадлежащие качество питания 24.12.2021 от Чернокнижного Р.В. не поступало.

Таким образом, поскольку при конвоировании из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми 20.12.2021, 21.12.2021, 23.12.2021 административный истец не был обеспечен питанием, обязанность по обеспечению которым возлагается на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, суд приходит к выводу о незаконным бездействие административного ответчика в данной части.

В силу установленного законом порядка при определении размера компенсации учитываются характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно п.п. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за необеспечение питанием при этапировании является ФСИН России.

При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений, с учетом принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации за необеспечение питанием при этапировании в Верховный Суд Республики Коми в размере 2000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административного исковое заявление Чернокнижного Романа Владимировича к Управлению Судебного департамента Республики Коми, Судебному Департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в необеспечении Чернокнижного Романа Владимировича при этапировании в Верховный Суд Республики Коми 20.12.2021, 21.12.2021, 23.12.2021 питанием.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Чернокнижного Романа Владимировича компенсацию в размере 2000 (две тысячи) рублей путем перечисления взысканной суммы на банковский счет на имя Чернокнижного Романа Владимировича по следующим реквизитам: ...

В удовлетворении административных исковых требований Чернокнижного Романа Владимировича к Управлению Судебного департамента Республики Коми, Судебному Департаменту при Верховном Суде Российской Федерации отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Прилепова

Мотивированное решение составлено 12 августа 2022 года.

2а-3601/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Чернокнижный Роман Владимирович
Ответчики
Судебный департамент РК
Судебный департамент при Верховном Суде РФ
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Прилепова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.01.2022Регистрация административного искового заявления
27.01.2022Передача материалов судье
01.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
16.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2022Предварительное судебное заседание
16.05.2022Предварительное судебное заседание
27.07.2022Судебное заседание
05.08.2022Судебное заседание
12.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее