Решение по делу № 2-205/2015 от 16.02.2015

Дело №2-205/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2015 года              Углегорский городской суд

                                 Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи Шевченко Р.В.

     при секретаре          Калиничевой О.Е.

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Углегорского городского прокурора о признании абзаца 1 части 1 Постановления администрации Шахтерского городского поселения от 31.12.2013 № 328 «Об утверждении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для потребителей, обслуживаемых МБУ «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения» об установлении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для обслуживаемого населения в размере 2,85 руб/м? (с учетом НДС) от общей площади жилого помещения противоречащим действующему законодательству и недействующим,

УСТАНОВИЛ:

16 февраля 2015 года Углегорский городской прокурор Сахалинской области, обратился в Углегорский городской суд в защиту неопределенного круга лиц с указанным заявлением, мотивируя тем, что Углегорской городской прокуратурой на основании многочисленных коллективных обращений жителей г.Шахтерска Углегорского района проведена проверка по вопросам неправомерного взыскания платы за сбор, вывоз твердых бытовых отходов в Шахтерском городском поселении. В ходе проверки было установлено, что Постановлением и.о.главы администрации Шахтерского городского поселения 31.12.2013 года № 238 для потребителей, обслуживаемых МБУ «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения», утвержден тариф на сбор и вывоз твердых бытовых отходов, в частности для обслуживаемого населения в размере 2,85 руб/ м? (с учетом НДС) от общей площади жилого помещения. Считает, что согласно ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом осуществляется на основании договора между управляющей организацией и собственниками жилых помещений, заключенного по результатам общего собрания собственников жилья либо, если в течение года собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, на основании открытого конкурса на управление многоквартирным домом, проведенного органом местного самоуправления в соответствии с правилами частей 4-8.1 ст.161 ЖК РФ. При этом размер платы за текущее содержание и ремонт многоквартирного дома устанавливается решением собрания собственников жилых помещений при выборе способа управления многоквартирным домом или органом местного самоуправления на основании конкурсной документации. В случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для конкретного многоквартирного дома. Согласно п.35 Правил устанавливаемые в случаях, указанных в пунктах 31-34 Правил, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны указанному в договоре управления многоквартирным домом перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не соразмерных утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ в каждом многоквартирном доме, не допускается. В содержание общего имущества многоквартирного дома на основании п.п.»д» п.11 Правил включается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Из заключения Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 22.07.2014 № 1849 экономически обоснованная стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для населения, обслуживаемого МБУ «МПО Шахтерского городского поселения» фактически составляет 1,75 руб/ м? (с учетом НДС). Углегорский городской прокурор считает, что установление для населения, обслуживаемого МБУ «МПО Шахтерского городского поселения» тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в размере 2,85 руб/ м? (с учетом НДС) от общей площади жилого помещения является несоразмерным и, соответственно, незаконным, противоречит действующему жилищному законодательству и подлежит отмене. Протест Углегорского городского прокурора Администрацией Шахтерского городского поселения был оставлен без удовлетворения, поскольку администрация ШГП посчитала, что проведенная прокуратурой проверка была незаконная и оценка тарифа на сбор и вывоз ТБО РЭК Сахалинской области также является незаконной. В связи с чем, прокурор просит суд признать абзац 1 части 1 Постановления администрации Шахтерского городского поселения от 31.12.2013 № 328 «Об утверждении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для потребителей, обслуживаемых МБУ «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения» об установлении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для обслуживаемого населения в размере 2,85 руб/м? (с учетом НДС) от общей площади жилого помещения противоречащим действующему законодательству и недействующим.

В судебном заседании помощник Углегорского городского прокурора Неволин Д.Е. на удовлетворении исковых требований прокурора настаивал в полном объеме по основаниям, указанным в иске и просил его удовлетворить.

Представители Администрации Шахтерского городского поселения Якайтес Э.А., Моисеенкова Е.А. заявление прокурора обоснованным не признали, по тем основаниям, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено Федеральными законами. Абзацем 1 части 1 постановления администрации Шахтерского городского поселения от 31.12.2013 № 328 «Об утверждении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для потребителей, обслуживаемых МБУ «МПО Шахтерского городского поселения» установлен экономически обоснованный тариф на оказание услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для потребителей (население) в размере 2,85 руб/м? общей площади жилого помещения. Указанное постановление опубликовано в газете «Обзорник» от 22.01.2014 года. ФЗ №131 устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, а также полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов. Учитывая, что основной целью местного самоуправления является решение вопросов местного значения, для чего могут создаваться муниципальные предприятия, на услуги которых органами местного самоуправления – во избежание нарушения интересов потребителей данных услуг – администрацией Шахтерского городского поселения, как органом местного самоуправления, могут самостоятельно устанавливаться экономически обоснованные тарифы. Ссылаясь на Федеральный закон от 31.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» считают, что он не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Полагают, что данная услуга является конкурентной и её стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем. Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов. Полагают, что региональная энергетическая комиссия Сахалинской области, осуществляющая функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, в сфере регулирования цен (тарифов) организаций коммунального комплекса, а также цен (тарифов, надбавок, наценок и т.д.) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги имеет многочисленное количество полномочий, но не обладает полномочиями по осуществлению деятельности по проведению проверки (либо экспертизы) расчетов тарифов по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, в связи с чем, Углегорский городской прокурор не мог ссылаться в своем заявлении на письмо региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 22.07.2014 года № 1849 «О результатах проведенной проверки в период с 02 по 04.07.2014 года», фактически не являющегося заключением. По указанным основаниям, представители Администрации Шахтерского городского поселения просят суд оказать в удовлетворении заявления Углегорского городского прокурора.

Заинтересованное лицо и.о. главы администрации Шахтерского городского поселения ФИО10 в судебном заседании также не согласился с заявлением Углегорского прокурора, в обоснование возражений суду пояснил, что утвержденный Постановлением № 328 от 31.12.2013 года тариф в размере 2,85 руб/м? общей площади жилого помещения на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для потребителей, обслуживаемых МБУ «МПО ШГП» является законным и экономически обоснованным, принятым в рамках действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица МБУ «МПО ШГП» ФИО11 в судебном заседании не согласился с заявлением Углегорского городского прокурора.

    Заслушав прокурора, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Постановлением администрации Шахтерского городского поселения от 31.12.2013 № 328 «Об утверждении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для потребителей, обслуживаемых МБУ «МПО Шахтерского городского поселения» было предусмотрено: утвердить с 01.01.2014 года для Муниципального бюджетного учреждения «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения» экономически обоснованный тариф на оказание услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов: для потребителей (население) – в размере 2,85 руб/м? (с учетом НДС) общей площади жилого помещения; для бюджетных и прочих потребителей – в размере 457,53 руб/м? (с учетом НДС).

Постановление администрации Шахтерского городского поселения от 31.12.2013 № 328 «Об утверждении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для потребителей, обслуживаемых МБУ «МПО Шахтерского городского поселения» обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направленно на регулирование отношений по оплате услуг, оказываемых МБУ «МПО Шахтерского городского поселения», следовательно, оно является нормативным правовым актом.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.

В соответствии с ч.4 ст.161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В силу ч.16 ст.161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу ч.8 ст.161 ЖК РФ заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

Судом установлено, что администрацией Шахтерского городского поселения в соответствии с Программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, ст.161 ЖК РФ, на основании Протоколов внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирных домах, проводимых в форме заочного голосования, в целях повышения качества обслуживания и сохранности муниципального жилищного фонда, в соответствии со ст.52 Устава Шахтерского городского поселения вынесены Постановления об утверждении актов приема-передачи муниципальных квартир жилых домов № 213 от 31.07.2013 года, № 343 от 31.12.2013 года, № 344 от 31.12.2013 года. На основании указанных Постановлений заключены муниципальные контракты управления муниципальным жилищным фондом с долей общего имущества в многоквартирных домах: № 1/13 от 31.07.2013 года между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Шахтерского городского поселения (далее КУМС ШГП) и ООО УК «ЖилЦентр»; № 2/13 от 31.12.2013 года между КУМС ШГП и ООО УК «ЖилЦентр»; № 3/13 от 31.12.2013 года между КУМС ШГП и ООО «Управляющая компания».

Также, судом установлено, что администрация Шахтерского городского поселения в соответствии со ст.161 ЖК РФ, Постановления Правительства № 75 от 06.02.2006 года «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», в целях сохранности жилищного фонда, на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами Шахтерского городского поселения вынесло Постановления о передаче многоквартирных домов в управляющие компании № 195 от 03.07.2013 года, № 196 от 03.07.2013 года. На основании указанных Постановлений заключены договора управления муниципальным жилищным фондом с долей общего имущества в многоквартирных домах № 4/13 от 01.07.2013 года, № 3/13 от 01.07.2013 года.

В соответствии с п. 1 ст. 37, пунктами 1, 2, 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ, собственники квартир обязаны участвовать в издержках по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ч.ч.1, 2 ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе: принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами; выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, и эти Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно подпункта "д" пункта 11 Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 28 указанных Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. Порядок проведения указанного конкурса установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75.

Согласно п. 36 указанных Правил, в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие деятельности.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе, отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

По смыслу п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования Шахтерское городское поселение Сахалинской области, постановления Главы администрации Шахтерского городского поселения от 03.11.2011 г. № 418 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Шахтерского городского поселения, утверждения Уставов муниципальных учреждений Шахтерского городского поселения и внесения в них изменений Постановлением № 430 от 08.11.2011 года, создано муниципальное бюджетное учреждение «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения».

Свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 15.12.2011 года подтверждается, что в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица МБУ «МПО ШГП».

В соответствии с п.1.1. Устава МБУ «МПО ШГП» является некоммерческой организацией и создано для выполнения, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления Шахтерского городского поселения в сферах: организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и иных сферах.

Согласно ч.4 ст.161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Таким образом, судом установлено, что в Шахтерском городском поселении на момент издания Постановления администрации Шахтерского городского поселения от 31.12.2013 № 328 «Об утверждении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для потребителей, обслуживаемых МБУ «МПО Шахтерского городского поселения» не завершен конкурс по отбору управляющей организации и не выбран способ управления домами. Собственниками жилых помещений в многоквартирных домах не были установлены цены на вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.

В соответствии с п.п. «д» п.11 Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме.

Согласно ч.4 ст.158 ЖК РФ и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Поэтому, в целях реализации положений п. 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и ч.4 ст.158 ЖК РФ, Постановлением администрации Шахтерского городского поселения от 31.12.2013 № 328 «Об утверждении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для потребителей, обслуживаемых МБУ «МПО Шахтерского городского поселения» было предусмотрено: утвердить с 01.01.2014 года для Муниципального бюджетного учреждения «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения» экономически обоснованный тариф на оказание услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов:

- для потребителей (население) – в размере 2,85 руб/м? (с учетом НДС) общей площади жилого помещения;

- для бюджетных и прочих потребителей – в размере 457,53 руб/м? (с учетом НДС).

Согласно договора №05 от 01.01.2014г. ООО «Управляющая компания» передала МБУ «МПО ШГП» полномочия по сбору и вывозу, твердых бытовых отходов от населения, проживающих в многоквартирных домах г. Шахтерска (л.д.81).

Согласно договора №04 от 01.01.2014г. ООО УК «ЖилЦентр» передала МБУ «МПО ШГП» полномочия по сбору и вывозу, твердых бытовых отходов от населения, проживающих в многоквартирных домах г. Шахтерска (л.д.84).

Согласно статьи 6 Устава Шахтерского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области, к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со статьей 7 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского поселения обладают полномочиями, в том числе по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если это не предусмотрено федеральными законами, создания муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными предприятиями и учреждениями и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа и иными полномочиями в соответствии с настоящим Уставом.

В силу статьи 20 Устава ШГП структуру органов местного самоуправления Шахтерского городского поселения составляют, в том числе: глава муниципального образования; администрация Шахтерского городского поселения.

Согласно статьи 29 Устава ШГП глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом нормативные правовые акты.

Следовательно, глава Шахтерского городского поселения, как представительный орган местного самоуправления, согласно Устава Шахтерского городского поселения имел полномочия на принятие оспариваемого Постановления.

Порядок принятия данного Постановления не нарушен: оспариваемое Постановление принято в надлежащей форме и опубликовано в печатном издании газеты «Обзорник» от 22.01.2014 года.

Содержание Постановления соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, что не оспаривалось сторонами.

Постановление администрации Шахтерского городского поселения от 31.12.2013 № 328 «Об утверждении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для потребителей, обслуживаемых МБУ «МПО Шахтерского городского поселения» обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направленно на регулирование отношений по оплате услуг, оказываемых МБУ «МПО Шахтерского городского поселения», следовательно, оно является нормативным правовым актом.

Установление органом местного самоуправления тарифов на услуги по вывозу бытовых отходов направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.

В ходе рассмотрения данного спора Администрацией Шахтерского городского поселения представлена суду, в качестве доказательства экономического обоснования утвержденного Постановление от 31.12.2013 № 328 тарифа, Пояснительная записка отдела ЖКХ и благоустройства администрации Шахтерского городского поселения к расчетным материалам МБУ «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения» по расчету тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов от 30.12.2013 года, из которой следует, что на основании проведенного анализа и расчетов экономически обоснованный тариф на сбор и вывоз ТБО от жилого фонда составляет 2,42 руб/м? (без НДС).

Суд считает, что допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих экономическую нецелесообразность и завышенный размер установления с 01.01.2014 года тарифа по сбору, вывозу твердых бытовых отходов в размере 2,85 руб/м? Углегорским городским прокурором не представлено. Пояснительная записка отдела ЖКХ и благоустройства администрации Шахтерского городского поселения к расчетным материалам МБУ «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения» по расчету тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов от 30.12.2013 года в судебном заседании не оспаривалась, ходатайств о назначении по делу судебной бухгалтерской (экономической) экспертизы, участвующим в деле прокурором не заявлялось, несмотря на неоднократные предложения суда.

В соответствии с требованиями Постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» судом первой инстанции установлено, что порядок принятия оспариваемого решения, полномочия принявшего органа, процедура принятия и обнародования решения соблюдены, его содержание не противоречит действующему законодательству.

При таких обстоятельствах суд считает, что главой администрации абзац 1 части 1 Постановления администрации Шахтерского городского поселения от 31.12.2013 № 328 «Об утверждении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для потребителей, обслуживаемых МБУ «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения» об установлении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для обслуживаемого населения в размере 2,85 руб/м? (с учетом НДС) от общей площади жилого помещения утвержден и вынесен в соответствии с требованиями Федеральных законов, в пределах его полномочий, с учетом принципа разумности, экономической обоснованности и соблюдения баланса заинтересованных сторон, и данным Постановлением не нарушаются чьи-либо права, и законные интересы.

Суд признает необоснованными доводы прокурора о том, что тариф за сбор и вывоз твердых бытовых отходов в Шахтерском городском поселении для муниципального предприятия обслуживающего население должен быть установлен согласно расчетам Региональной энергетической комиссии Сахалинской области в размере 1,75 руб/м? (с учетом НДС) по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 года № 244 утверждено Положение (далее Положение) о региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее РЭК), из которого следует, что РЭК является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, в сфере регулирования цен (тарифов) организаций коммунального комплекса, а также цен (тарифов, надбавок, наценок и т.д. на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги. Комиссия является правопреемником присоединенного к ней управления цен Сахалинской области.

Исходя из п.3.4 Положения, в котором изложены полномочия РЭК в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, суд установил, что РЭК не наделен полномочиями по производству экспертного заключения по экономическому обоснованию утверждения тарифов по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. В силу п.3.4.7 РЭК привлекает соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов.

Сведений о том, что при проведении проверки в период с 02 по 04.07.2014 года, проведенной РЭК в МБУ «МПО ШГП» по вопросу правильности формирования тарифа на сбор и вывоз ТБО в Шахтерском городском поселении, привлечены соответствующие организации для проведения экспертизы, стороной заявителя в суд не представлено. Кроме того, РЭК не является организацией, в том числе и экспертной, которая может осуществлять для муниципальных образований, экономический расчет по тарифу на сбор и вывоз ТБО.

Суд полагает, что представленные РЭК результаты проверки (л.д.34-37), результатом которой явилось формирование РЭК тарифов на сбор и вывоз ТБО в Шахтерском городском поселении в размере 1,75 руб/м? (с учетом НДС) носят только рекомендательный характер, и не могут являться обязательными для органа местного самоуправления, поскольку услуга на сбор и вывоз ТБО является конкурентной и её стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

Суд полагает, что оспариваемый нормативный акт не привел к ограничению конкуренции. Администрация Шахтерского городского поселения, являясь органом местного самоуправления, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст.7 Устава Шахтерского городского поселения правомочно устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. МБУ «МПО ШГП» является муниципальным предприятием и согласно Устава предприятия оно не наделено полномочиями по установлению тарифов на вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Специфика деятельности муниципальных предприятий не предполагает самостоятельное установление ими тарифов за оказываемые услуги. Такие тарифы устанавливаются уполномоченными органами местного самоуправления, если иной порядок не определен такими органами, либо, в предусмотренных федеральным законом случаях, органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, что следует из вышеприведенного положения закона.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов является вопросом местного значения (ст.6 Устава Шахтерского городского поселения), органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения вправе создавать муниципальные предприятия и устанавливать тарифы на их услуги, если иное не предусмотрено законом, следовательно, при принятии оспариваемого Постановления представительный орган действовал в пределах своих полномочий.

Суд считает необоснованными доводы прокурора и о том, что оспариваемое Постановление нарушает права жильцов многоквартирных домов, находящихся на обслуживании МБУ «МПО ШГП», на реализацию права по установлению тарифов на жилищные услуги, так как жильцы многоквартирных домов в любое время могут воспользоваться правом на проведение общего собрания, на котором принять решение об установлении размера платы за вывоз твердых и жидких бытовых отходов, выбрать иной способ управления многоквартирным домом, а также выбрать другую организацию, которая будет осуществлять сбор и вывоз ТБО, по более низким ценам.

При таких обстоятельствах заявление Углегорского городского прокурора о признании абзаца 1 части 1 Постановления администрации Шахтерского городского поселения от 31.12.2013 № 328 «Об утверждении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для потребителей, обслуживаемых МБУ «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения» об установлении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для обслуживаемого населения в размере 2,85 руб/м? (с учетом НДС) от общей площади жилого помещения противоречащим действующему законодательству и недействующим, суд признает не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    

В удовлетворении заявления Углегорского городского прокурора о признании абзаца 1 части 1 Постановления администрации Шахтерского городского поселения от 31.12.2013 № 328 «Об утверждении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для потребителей, обслуживаемых МБУ «Многоотраслевое производственное объединение Шахтерского городского поселения» об установлении тарифа на сбор и вывоз твердых бытовых отходов для обслуживаемого населения в размере 2,85 руб/м? (с учетом НДС) от общей площади жилого помещения, противоречащим действующему законодательству и недействующим с 01 января 2014 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 20 марта 2015 года.

Председательствующий судья Р.В. Шевченко

2-205/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор УМР
Другие
МБУ МПО ШГП
Администрация ШГП
Крупевский Алексей Юрьевич
Суд
Углегорский городской суд Сахалинской области
Дело на сайте суда
uglegorskiy.sah.sudrf.ru
16.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2015Передача материалов судье
16.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2015Предварительное судебное заседание
12.03.2015Судебное заседание
16.03.2015Судебное заседание
20.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее