Дело № 2А-2086/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2019 года г. Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Дубовик О.Н.,
при секретаре судебного заседания Черкасовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Призывной комиссии Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Призывной комиссии РО, о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим административным иском, указав в обоснование на то, что он состоит на воинском учете в ОВК по Советскому и Железнодорожному районов г. Ростова-на-Дону. ДД.ММ.ГГГГ им была пройдена призывная комиссия, в том числе медицинская, ДД.ММ.ГГГГ в отношении него было принято решение об определении ей категории годности к военной службе и о призыве его на военную службу, что подтверждается повесткой на отправку ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из протокола заседания призывной комиссии.
Решением призывной комиссии ему была присвоена категория годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, данное решение является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. У него имеются заболевания, в соответствии с которыми должна быть определена иная категория годности в соответствии со ст. 24, 43, 44, 58 Расписанием болезней (утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе").
Во время прохождения призывной комиссии на медицинском освидетельствовании он жаловался на то, что его часто беспокоят головные боли, повышенное давление, частые боли в сердце, отдышка при подъёме по лестнице, сильная изжога, боли в эпигастральной области. Впоследствии, на заседании призывной комиссии все его жалобы также были проигнорированы, и в отношении него было принято решение об определении ему категории годности и о призыве его на военную службу.
Истец считает, что при определении ему категории годности, нарушено соблюдение норм законодательства, а именно постановления Правительства от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», вследствие чего, нарушено его право на получение освобождения от призыва на военную службу в ВС РФ и зачисление меня в запас.
Врачи призывной комиссии полностью проигнорировали его жалобы на здоровье и предыдущие результаты обследований.
Считает, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, нарушает его право на охрану здоровья, на качественные изучение и оценку состояния здоровья при проведении медицинского освидетельствования, незаконно возлагает на него обязанность по прохождению военной службы по призыву.
Врач-специалист, который определил в отношении него категорию годности, фактически самостоятельно исключил наличие у него заболевания, что равносильно... самостоятельной постановке диагноза в условиях медицинского освидетельствования.
Оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, при принятии решения нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами.
На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным решение призывной комиссии о признании его годным к воинской службе.
В судебном заседании административный истец административные исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить.
Представитель призывной комиссии Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону ФИО4, по доверенности заявленные требования не признал, просил суд в удовлетворении административного иска отказать.
В отношении Призывной комиссии РО дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете в военном комиссариате Железнодорожного районов г. Ростов-на-Дону с ДД.ММ.ГГГГ
Решением комиссии при постановке граждан на воинский учет призывник был признан годным к военной службе и поставлен на военный учет - категория годности «А-1».
При прохождении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, весной-летом 2019г., согласно Постановления Правительства РФ №565 от 4 июля 2013г. "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе", ФИО1 было пройдено медицинское освидетельствование.
Призывной комиссии Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону было вынесено решение о призыве на военную службу с определением категории годности к военной службе Б -3 ( годен к военной службе с незначительными ограничениями). Военно-врачебной комиссией установлен диагноз: правосторонний грудной сколиоз первой степени без нарушения функций. Нейроциркулярная астения по кардиальному типу.
Решение призывной комиссии железнодорожного района г. Ростова-на-Дону отменено призывной комиссией РО в связи с обжалованием в судебном порядке.
Согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Решение об освобождении от призыва на военную службу принимается призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования, которое проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации регламентированы статьей 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; к ним законодатель относит организацию медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; рассмотрение жалоб граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. Постановлением правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565, для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии.
В соответствии с пунктом 4 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе, решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
В силу п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
В силу п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. Постановлением правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15 Положения).
В силу статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 статьи 20, или пунктом 1 статьи 20.1, или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названой статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Из пункта 1 указанного Положения следует, что в Вооруженных Силах Российской Федерации военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время, в частности, в целях определения годности к военной службе и решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Положение о военно-врачебной экспертизе предусматривает, что годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению (пункт 6).
Из изложенного следует, что в силу действующего законодательства определение годности гражданина к военной службе производится в результате проведения медицинского освидетельствования, на основании проведенного медицинского осмотра военно-врачебной комиссией определяется категория годности к военной службе, по результатам которой призывной комиссией принимается решение в соответствии с требованиями ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а суд не относится к числу органов, которые наделены правом устанавливать степень годности гражданина к военной службе.
Нарушений порядка прохождения медицинского освидетельствования, организации призыва на военную службу в отношении ФИО1, не установлено.
В ходе медицинского освидетельствования у комиссии имелось достаточно оснований для принятия оспариваемого решения.
Врачебной комиссией были учтены выявленные при медицинском освидетельствовании данные о наличии у истца выявленных заболеваний, что являлось основанием для установления призывной комиссией категории годности истца к военной службе "Б-3".
В силу п. 6 ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части шестой статьи 61 данного Федерального закона при несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 года N 574 утверждено Положение о независимой военно-врачебной экспертизе, которое предоставляет возможность самостоятельного обращения гражданина с заявлением в выбранное им экспертное учреждение с целью проведения независимой военно-врачебной экспертизы.
По результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, военно-врачебная комиссия назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии (пункт 101 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года N 565).
Из смысла указанных норм права в их совокупности суд приходит к выводу, что в данном случае у истца имеются иные юридические возможности достижения необходимого правового результата. ФИО1 не лишен возможности самостоятельного обращения в экспертное учреждение с целью проведения независимой военно-врачебной экспертизы, результаты которой могут явиться основанием для повторного освидетельствования истца (в случае, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии).
Между тем в вышестоящую военно-врачебную комиссию или за проведением независимой военно-врачебной экспертизы истец не обращался, допустимых доказательств наличия у него на момент проведения медицинского освидетельствования заболевания, дающего право на освобождение от призыва с учетом статей Расписания болезней, не представил, а исследованные судом документы подтверждают его годность к военной службе с незначительными ограничениями и правомерность решения призывной комиссии.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что представленные призывной комиссией доказательства, в частности медицинские заключения, листы медицинского освидетельствования призывника, оснований не доверять которым у суда не имеется, могли быть оспорены заявителем, в том числе путем проведения независимой экспертизы, однако данным правом заявитель не воспользовался, соответствующих доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности в подтверждение факта невозможности прохождения военной службы по состоянию здоровья в суд не представил.
При этом, суд учитывает, что само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе. Данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и принятии решения о призыве.
Поскольку в ходе проведения мероприятий по призыву представленные медицинские документы не подтверждали, что у истца имеется безусловное наличие заболевание, в связи с которым ему могла быть определена категория годности к военной службе "В" по указываемым им пунктам Расписания болезней, то отсутствуют основания для признания незаконным решения призывной комиссии.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Призывной комиссии Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Призывной комиссии РО, о признании незаконным решения призывной комиссии – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья
Решение суда изготовлено в окончательной форме 03.09.2019 г.