Судья С.Г. Скуратович Дело №33-2185/2015
Докладчик Г.К. Екония
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей А.О. Бажанова
Ю.П. Тамарова
при секретаре Н.В. Сухойкиной
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 сентября 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе заявителя Красноглазова В.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия <дата>
Заслушав доклад судьи Г.К. Екония, судебная коллегия
установила:
В.А. Красноглазов обратился в суд с заявлением об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов.
В обоснование заявления указал, что постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия Н.В. Лопатиной <дата> возбуждено исполнительное производство <№> по которому Правительство Республики Мордовия обязано выплатить ему <данные изъяты> рублей. Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа серии ВС <№>
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава В.В. Скрябиной <дата> постановление судебного пристав-исполнителя о возбуждении исполнительного производства отменено, и постановлением судебного пристава исполнителя Н.В. Лопатиной <дата> в возбуждении исполнительного производства отказано. Постановления должностных лиц службы судебных приставов мотивированы тем, что должник финансируется за счёт средств республиканского бюджета Республики Мордовия и исполнение судебного акта об обращении взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится.
Считает, что указанные постановления должностных лиц службы судебных приставов являются незаконными.
Должником является Правительство Республики Мордовия, а не казначейство. Исполнительный лист не содержит указания о выплате ему средств республиканского бюджета и должник не ограничен другими источниками финансирования. С заявлениями в суд о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения судебные приставы не обращались.
Просил суд признать оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов незаконными (л.д. 1-3).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия <дата> в удовлетворении заявления отказано (л.д. 88-96).
Заявитель В.А. Красноглазов подал апелляционную жалобу на решение суда, приводя по существу те же самые доводы, которые изложены в заявлении. Кроме того, привёл довод о том, что суд неправильно применил нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, неподлежащие применению. Просил отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления (л.д. 98).
Начальник отдела – старший судебный пристав межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия В.В. Скрябина подала возражения на апелляционную жалобу, считая решение суда законным и обоснованным. Просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 104-105).
В судебное заседание заявитель – взыскатель В.А. Красноглазов, его представитель Ю.Н. Терешкин и заинтересованное лицо – начальник отдела – старший судебный пристав В.В. Скрябина, чьё постановление оспаривается, не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
Начальник отдела – старший судебный пристав В.В. Скрябина просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Заявитель В.А. Красноглазов просил о рассмотрении дела в его отсутствие, но с участием его представителя Ю.Н. Терешкина.
Представитель Ю.Н. Терешкин в связи с занятостью в другом деле, назначенном к рассмотрению в Верховном Суде Республики Мордовия на 10 час. 10 мин. 10 сентября 2015 г., просил отложить разбирательство дела, назначенное к рассмотрению на 10 час. 15 мин. 10 сентября 2015 г., на более позднее время. Однако в суде апелляционной инстанции в судебном заседании от 03 сентября 2015 г., в котором отложено разбирательство дела, относительно последующего времени разбирательства дела представитель Ю.Н. Терешкин не возразил. Доказательств занятости в другом деле представитель Ю.Н. Терешкин суду не представил. Неявка заявителя В.А. Красноглазова и его представителя Ю.Н. Терешкина не препятствует рассмотрению дела.
На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Н.В. Лопатина, чьё постановление оспаривается, и представитель должника Правительства Республики Мордовия Н.И. Рузанова относительно апелляционной жалобы возразили.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, <дата> Октябрьским районным судом г. Саранска Республики Мордовия выдан исполнительный лист серии ВС <№> согласно которому Правительство Республики Мордовия обязано выплатить В.А. Красноглазову рыночную стоимость выкупаемого имущества в размере <данные изъяты> рублей в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В исполнительном листе сделана отметка, что судебный акт вступил в законную силу <дата>
<дата> В.А. Красноглазов предъявил исполнительный лист к исполнению в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия, и постановлением судебного пристава-исполнителя Н.В. Лопатиной <дата> в отношении должника возбуждено исполнительное производство <№>
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава В.В. Скрябиной <дата> на основании статьи 14 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» постановление судебного пристав-исполнителя о возбуждении исполнительного производства отменено.
Постановлением судебного пристава исполнителя Н.В. Лопатиной <дата> на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» в возбуждении исполнительного производства отказано.
Постановления должностных лиц службы судебных приставов мотивированы тем, что должник финансируется за счёт средств республиканского бюджета Республики Мордовия и исполнение судебного акта об обращении взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится (<№>По сообщению Минфина Республики Мордовия (<№> Правительство Республики Мордовия не имеет открытого лицевого счёта в Минфине Республики Мордовия и у него отсутствуют счёта в органах Федерального казначейства, финансовых органах, банках и иных кредитных организациях (л.д. 77).
По сообщению ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска <данные изъяты> Правительство Республики Мордовия не состоит на налоговом учёте в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска (л.д. 78).
По сообщению УФК по Республике Мордовия (письмо <дата> по состоянию на <дата> Правительству Республики Мордовия не открыты лицевые счета в УФК по Республике Мордовия. Открыты два лицевых счёта Аппарату Правительства Республики Мордовия (л.д. 129).
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются и сомнения в достоверности не вызывают.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов вынесены в соответствии с законом в пределах полномочий должностных лиц службы судебных приставов и права заявителя не нарушены.
Данный вывод суда основан на неправильном применении закона и не соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 г. №42-З «О Правительстве Республики Мордовия» Правительство Республики Мордовия является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и обеспечивающим их согласованную деятельность. Правительство Республики Мордовия обладает правами юридического лица.
В соответствии со статьёй 29 настоящего Закона финансирование Правительства Республики Мордовия и возглавляемых им исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия осуществляется за счёт средств республиканского бюджета Республики Мордовия, предусмотренных отдельной статьёй.
Исполнительный лист обязывает Правительство Республики Мордовия, являющееся коллегиальным органом и финансируемое за счёт средств республиканского бюджета Республики Мордовия, выплатить В.А. Красноглазову рыночную стоимость выкупаемого имущества в размере <данные изъяты>
По своему содержанию такой исполнительный лист аналогичен исполнительному документу по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Условия и порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлены главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленному главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение таких судебных актов осуществляется после предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счёт получателя бюджетных средств.
Открытие в органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации, финансовом органе муниципального образования) лицевого счёта должника является одним из обязательных условий исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу абзаца четвёртого пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счёт должника, является основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
В данном случае должнику Правительству Республики Мордовия не открыт лицевой счёт в органе Федерального казначейства (финансовом органе). Иными сведениями суд не располагает.
При таких обстоятельствах исполнительный лист не сможет быть исполнен органом Федерального казначейства (финансовым органом), в котором не открыт лицевой счёт должника. В случае поступления исполнительного листа на исполнение в орган Федерального казначейства (финансовый орган) указанное обстоятельство на основании абзаца четвёртого пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации будет являться основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
Должником в исполнительном листе указано Правительство Республики Мордовия, которому не открыт лицевой счёт получателя бюджетных средств в органе Федерального казначейства (финансовом органе), способ или порядок исполнения судебного акта не изменялся, и исполнительный лист в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Основания для отмены постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не имелось.
Оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов нельзя признать законными и заявление подлежит удовлетворению.
Соответственно, решение суда также нельзя признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, и решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
отменить решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия <дата> и принять по делу новое решение.
Заявление Красноглазова В.А. об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия В.В. Скрябиной <дата> об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия Н.В. Лопатиной <дата> об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
Ю.П. Тамаров