<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2023 года г. Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кайдалиной Н.М.,
при секретаре Богдановой Л.А.,
с участием:
истца Краус Л.М.,
представителя ответчика Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Красноярскому краю Копцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краус Людмилы Михайловны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Красноярскому краю о взыскании недоплаченной компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Краус Л.М. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю о взыскании недоплаченной компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, мотивировав тем, что истец проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, первоначально поступив на работу в Государственную налоговую инспекцию по Рыбинскому <адрес>. В результате неоднократных преобразований и реорганизаций налоговой инспекции истица проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС № по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ занимала должность главного специалиста-эксперта отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № № служебный контракт с истцом расторгнут, ДД.ММ.ГГГГ истица освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской слежбы в связи с сокращением замещаемой должности на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Приказом руководителя УФНС России по Красноярскому краю от 15 августа 2022 №ОБ-21-02/100 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю» Межрайонная ИФНС № 7 по Красноярскому краю реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС №8 по Красноярскому краю, которая является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС № по <адрес>. При увольнении истцу начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 143867 рублей 20 копеек (из расчета 35 921 рубль 80 копеек за 1 месяц), компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 25,5 дней в сумме 29808 рублей 99 копеек и удержан налог на доходы физических лиц в сумме 3875 рублей 16 копеек. По мнению истца работодателем в расчет месячного денежного содержания не включены суммы выплаченных истцу средств материального стимулирования, которые поименованы в расчетных листках как «СМС» и «материальное стимулирование» за период с №. Кроме того, выплаты в виде «СМС» и материального стимулирования не учтены ответчиком при начислении отпускных в ДД.ММ.ГГГГ году за предоставленный основной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ в количестве 30 календарный день и дополнительный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ в количестве ДД.ММ.ГГГГ дня. Выплаты в виде «СМС» и «материальное стимулирование» производились систематически в период прохождения истцом государственной гражданской службы, выплачивались всем работникам и не носили социального характера, начислялись по итогам работы за каждый квартал. Считает, что произведенные истцу выплаты в виде «СМС» и «материальное стимулирование» являются оплатой труда и должны включаться в расчет месячного денежного содержания при определении размера компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск, отпускных в период прохождения государственной гражданской службы. Полагает, что работодатель должен был выплатить истцу компенсацию в размере 4-х месячного денежного содержания в сумме 295 402 рублей 16 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 64 272 рубля 75 копеек, отпускные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 65025 рублей 30 копеек, отпускные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 65178 рублей 30 копеек. Разница между денежными средствами, начисленными работодателем, и действительным размером денежных средств, подлежащих начислению, с учетом выплат, поименованных в расчетных листках как «СМС» и «материальное стимулирование», составила 258 149 рублей 68 копеек. Кроме того, истец полагает, что ответчик допустил факт задержки выплат за отпускные, в том числе за неиспользованный отпуск при сокращении и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, размере которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 12240 рублей 15 копеек. Краус Л.М. полагает, что незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред, выразившийся в наличии чувства тревоги, бессонницы и переживаниях по поводу неполного получения средств к существованию. Просит взыскать с Межрайонной ИФНС № 8 по Красноярскому краю в свою пользу не выплаченную при увольнении компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 151 534 рубля 96 копеек; не выплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении – 34 463 рубля 76 копеек; не выплаченные отпускные за предоставленный в ДД.ММ.ГГГГ году основной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 30 810 рублей 60 копеек; не выплаченные отпускные за предоставленный в ДД.ММ.ГГГГ дополнительный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 41 340 рублей 36 копеек; денежную компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12240 рублей 15 копеек, а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить сумму указанных процентов с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России; компенсацию морального вреда 10 000 рублей. Также истец просит обязать Межрайонную ИФНС № 8 по Красноярскому краю произвести удержание налога на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет.
Истец Краус Л.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в части, по изложенным в исковом заявлении доводам. Согласилась с расчетом, представленным стороной ответчика.
Представитель ответчика – Межрайонной Инспекции ФНС России № 8 по Красноярскому краю Копцева С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и уточнении к отзыву на исковое заявление, дополнительно суду пояснила, что фактически расчет отпускных произведен истцом с нарушением Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года №562. Факт причинения физических или нравственных страданий и их оценка в размере 10 000 рублей истцом документально не подтверждены и не обоснованы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из указанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 которого гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Часть 1 ст.50 ФЗ от 27 июля 2004года №79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч.2 ст. 50 ФЗ от 27 июля 2004 года №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно ч. 5 ст.50 указанного закона относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Частью 10 ст.50 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с п.3.1 ч.3 ст.37 вышеуказанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Часть 1 ст. 46 ФЗ от 27 июля 2004 года №79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч.13 ст.46 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2022 года №554 (далее - Правила) предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.
В силу ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ от 27 июля 2004 года №79-ФЗ при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Часть 3 ст.51 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусматривает, что фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 ст.50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
В соответствии с ч.6 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Краус (Горовая) Л.М. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № была принята на должность секретаря-машинистки Государственной налоговой инспекции по Рыбинскому <адрес> (л.д.54), в результате реорганизации продолжила проходить службу в МИФНС №7 по Красноярскому краю.
В соответствии со служебным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №№, между МИФНС № по <адрес> и Краус Л.М., последняя обязалась исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста-эксперта Отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками МИФНС №7 по Красноярскому краю (л.д.62-63, 64-68).
В соответствии с приказом №МП№ от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с Краус Л.М. расторгнут, от занимаемой должности истица освобождена и уволена с государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (л.д.70-71).
В соответствии с п. 9 Дополнительного соглашения №-с к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 5278 рублей в месяц; из месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы в размере 1860 рублей в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 30 процентов этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере 60 процентов этого оклада; иных надбавок; районного коэффициента в размере 20 процентов денежного содержания; территориального коэффициента в размере 30 процентов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения в размере 5278 рублей в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (л.д.69).
Согласно п.2, п.11 приказа Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ОБ-2.1-02/100 Межрайонная ИФНС России № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС № по <адрес>. Установлено, что Межрайонная ИФНС России №8 по Красноярскому краю является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС №7 по Красноярскому краю (л.д.109-110).
В соответствии с ч.13 ст.46 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при увольнении истцу начислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за служебный год в количестве 25,5 дней в сумме 29 808 рублей 99 копеек, а также в соответствии с ч.3.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» начислена истцу компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 143 867 рублей 20 копеек (л.д.22).
В соответствии со справками по форме 2-НДФЛ в отношении Краус Л.М., доход истца за 2021 год составил 820 317 рублей 47 копеек (л.д.20), за 2022 год составил 844 323 рубля 99 копеек (л.д.21).
Согласно расчету истца недоплаченная сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении составляет 151 534 рубля 96 копеек, не выплаченная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 34 463 рубля 76 копеек, не выплаченные отпускные за предоставленный в 2022 году основной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 30 810 рублей 60 копеек.
Судом за основу принимается расчет, предоставленный стороной истца, поскольку он является арифметически верным, данный расчет судом проверен, признан правильным и обоснованным, в судебном заседании указанный расчет стороной ответчика не оспаривался.
Кроме того, истец просит взыскать не выплаченные отпускные за предоставленный в 2022 году дополнительный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 41 340 рублей 36 копеек, денежную компенсацию за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 240 рублей 15 копеек, о чем представлены расчеты (л.д.17, 19).
В соответствии с расчетом, предоставленным ответчиком, недоплаченные отпускные за предоставленный в 2022 году дополнительный отпуск (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) составляют 23 018 рублей 19 копеек; сумма денежной компенсации за задержку выплат – 11 168 рублей 92 копейки.
Судом за основу принимается расчет, предоставленный стороной ответчика, поскольку он является арифметически верным, данный расчет судом проверен, признан правильным и обоснованным, в судебном заседании указанный расчет стороной истца не оспаривался.
Поскольку сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, суд приходит к выводу о включении указанной суммы в расчет для исчисления денежного содержания истцу Краус Л.М. при определении размера компенсации, в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск.
Таким образом, в расчет размера денежного содержания истца ответчиком необоснованно не была включена сумма выплаты материального стимулирования, в связи с чем, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 151 534 рубля 96 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 34 463 рубля 76 копеек, недоплаченные отпускные за 2022 год – 30 810 рублей 60 копеек (за основной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); недоплаченные отпускные за предоставленный в 2022 году дополнительный отпуск (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) – 23 018 рублей 19 копеек; сумму денежной компенсации за задержку выплат – 11 168 рублей 92 копейки.
Требования истца о взыскании компенсации за задержку выплат по день фактического расчета в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Статьей 210 ГПК РФ установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
В соответствии с п. 1 Приложения №1 к Приказу Минфина России от 17 июля 2014 года №61н «Об утверждении типовых положений о территориальных органах федеральной налоговой службы» Инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Инспекция находится в непосредственном подчинении УФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) и подконтрольна ФНС России и Управлению.
Финансирование расходов на содержание инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
В ст. 10 БК РФ определено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относится, в том числе федеральный бюджет.
Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются гл. 24.1 БК РФ (Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (п. 2 ст. 242.1 БК РФ).
В соответствии с абз.1 п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 мая 2012 года №804-О и от 13 февраля 2018 года №249-О, в абз. 1 п. 6 его ст. 242.2 БК РФ сделана специальная оговорка относительно срока исполнения соответствующих судебных актов - три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Содержащиеся в этой норме законоположения, закрепляющие особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе сроки для исполнения судебных актов, направлены на защиту интересов взыскателя, предполагают совершение взыскателем активных действий по получению взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов - исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта и заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, в связи с чем процедура исполнения судебного акта, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный - срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен БК РФ, которым определен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, прямо поименованных в БК РФ. Положения БК РФ не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 242.1 БК РФ и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган.
Поскольку процедура исполнения судебного акта об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, то за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного п. 6 ст. 242.2 БК РФ срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда.
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы); в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба; размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В связи с действиями ответчика, допустившего нарушения трудовых прав Краус Л.М., она, несомненно, испытывала нравственные страдания, так как переживала по поводу оплаты труда, кроме того, для восстановления нарушенных прав истцу потребовалась судебная защита. Учитывая изложенное, а также степень вины ответчика, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает необходимым определить подлежащий возмещению с ответчика размер компенсации морального вреда в сумме 2 000 рублей.
Рассматривая требования истца об обязании ответчика произвести удержание налога на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет суд исходит из следующего.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 22 января 2020 года № 03-04/3361 обязанность удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате по решению суда возникает в том случае, если при выплате налогоплательщику по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, судом в резолютивной части решения указаны сумма дохода, подлежащая взысканию в пользу физического лица, и сумма которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации.
Если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, организация – налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с указанного дохода. При этом налоговый агент обязан в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии со ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно п.1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст.226 НК РФ.
Так как суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.
Таким образом, требования Краус Л.М. об обязании ответчика произвести удержание налога на доходы физических лиц с облагаемых данным налогом сумм в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить его в соответствующий бюджет РФ удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (2450020000) ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 151 534 ░░░░░ 96 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 34 463 ░░░░░ 76 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ 30 810 ░░░░░░ 60 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ 23 018 ░░░░░░ 19 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 11 168 ░░░░░░ 92 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 000 ░░░., ░ ░░░░░ 252 996 ░░░░░░ 43 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>