Дело 2-1427/2019 (2-7515/2018;)78RS0014-01-2018-005598-45 | 10 апреля 2019 года |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Лифановой О.Н.,
при секретаре Абухбая А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кирющенко А.В. к Государственному учреждению – Пенсионный фонд Российской Федерации Московского района Санкт-Петербурга об отмене решения и назначении пенсии,
установил:
Кирющенко А.В. обратился в суд с иском об отмене решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга /далее – ГУ УПФ РФ в Московском районе СПб/ от 03.07.2015, которым отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с пп.5 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с учётом норм Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ввиду отсутствия условия назначения пенсии /достижение определенного возраста/; о признании права на возникновение пенсии с 01.03.2015 и обязании ответчика назначить пенсию с 01.03.2018, как вышедшему на пенсию на три года позже полагающегося срока с применением повышающих коэффициентов, затем в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ Кирющенко А.В. изменил последнее требование, указав на необходимость назначения ему пенсии с 01.03.2019.
В судебном заседании Кирющенко А.В. исковые требования в их измененной на момент рассмотрения дела редакции поддержал, просил удовлетворить, настаивал на признании за ним права на пенсию на основании ранее выданного удостоверения о проживании в спорный период в зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а не на основании вновь выданного в 2010 году удостоверения отделом социальной защиты Администрации Московского района Санкт-Петербурга, которым необходимый период проживания для назначения льготной пенсии необоснованно был исключен.
Представитель ГУ УПФ РФ в Московском районе СПб Ванеева А.А. полагала решение об отказе в назначении пенсии законным и обоснованным в связи с указанием во вновь выданном истцу удостоверении иных периодов проживания истца в зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, полагала, что выдача нового удостоверения с новыми данными о периоде проживания отменяет действие ранее выданного удостоверения.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица отдела социальной защиты Администрации Московского района Санкт-Петербурга Денденкова Ю.А. решение суда оставила на усмотрение суда, указала, что удостоверение было выдано на основании представленных отделу социальной защиты местной администрацией зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, данных о проживании истца.
Суд, выслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, мнение представителя третьего лица, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами пенсионного дела, представленного ответчиком, что на основании решения ГУ УПФ РФ в Московском районе СПб от 03.07.2015 Кирющенко А.В., 01.09.1959 года рождения, являющемуся пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, относящемуся к категории лиц, поименованных в п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было отказано в назначении пенсии по старости ввиду отсутствия условия назначения пенсии /достижение определенного возраста/ по причине отсутствия факта проживания в период от момента катастрофы по 30.06.1986, поскольку согласно представленным документам в указанной зоне Кирющенко А.В. проживал в период с 01.06.1987 по 27.08.1987; с 11.11.1992 по 27.04.1994; с 10.02.2003 по 01.12.2004 – итого 03-06-03, в связи с чем уменьшение возраста выхода на пенсию составило только 1 год 06 месяцев 00 дней, а право на установление пенсии по старости возникало у истца по достижении им возраста 58 лет 06 месяцев, то есть на 01.03.2018, а не на дату его обращения 26.03.2015 /л.д.16-17/.
При решении вопроса о назначении пенсии ответчиком были исследованы представленные истцом - трудовая книжка от 07.09.1992, справка от 22.09.2004 Вышковской поселковой Администрации Злынковского района Брянской области, удостоверение серия АГ № 065161 о праве на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Из удостоверения серии АГ № 065161 о праве на компенсации и льготы, установленные Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выданного истцу отделом социальной защиты Администрации Московского района Санкт-Петербурга 27.01.2010, как гражданину выехавшему добровольно из зоны отселения, следует, что Кирющенко А.В. проживал в р.п.Вышков Брянской области в период с 01.06.1987 по 27.08.1987; с 11.11.1992 по 27.04.1994; с 10.02.2003 по 01.12.2004, что соответствует данным справки, выданной Вышковской поселковой администрацией Злынковского района Брянской области истца на основании сведений домовой книги от 22.09.2004 /л.д.21-23/.
Вместе с тем, ранее, 15.12.1993 администрацией Злынковского района Брянской области истцу было выдано удостоверение серии АЭ № 060017, как гражданину проживающему в зоне отселения, с указанием периодов проживания в р.п.Вышков Брянской области, то есть в зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в частности в спорный период с 26.04.1986 по 27.08.1987 и с 11.11.1992 /л.д.20/.
Кроме того, на основании решения Комиссии при администрации Злынковского района Брянской области по реализации Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 07.10.2004 истцу были назначены компенсации и льготы в полном объёме как проживающему с 26.04.1986 на основании Закона РФ № 127-ФЗ с 01.01.2004 по момент трудоустройства /л.д.23/.
Согласно отметкам о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина РФ, ДД.ММ.ГГГГ истец снят с регистрационного учёта по адресу: <адрес> 23.12.2004 зарегистрирован по адресу: Санкт<адрес>
При обращении истца в суд с заявлением об установлении факта проживания в зоне отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ определением Московского районного суда Санкт-Петербурга оно было оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве Кирющенко А.В. на получение льготной пенсии /л.д.32-38/.
Согласно сообщению отдела социальной защиты Администрации Московского района Санкт-Петербурга 27.01.2010 истцу было выдано специальное удостоверение, как гражданину, выехавшему добровольно на новое место жительства из зоны отселения, на основании справки Злынковского района Брянской области от 14.09.2009 № 671 и справки Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области от 10.09.2009 № 1990 о проживании Кирющенко А.В. в п.Вышков в период с 01.06.1987 по 27.08.1987; с 11.11.1992 по 27.04.1994 и с 10.02.2003 по 01.12.2004 /л.д.174/.
В ответ на запрос суда Вышковской поселковой администрацией Злынковского района Брянской области были представлены справка о проживании истца в вышеуказанные периоды в зоне отселения, а также копия домовой книги, содержащей сведений о периодах проживания, из которой следует, что 28.10.1979 Кирющенко А.В. прибыл в вышеуказанный адрес на постоянное место жительства из Советской Армии, прописан 03.01.1980, сведений об убытии в другой адрес не имеется, при этом есть отметка о прибытии 31.05.1987 из г.Одессы на постоянное место жительства и о прописке 01.06.1987, затем истец был выписан 27.08.1987, 12.09.1992 прибыл из г.Астрахани, прописан 11.11.1992, выписан 27.04.1994, последующий период проживания также совпадает со данными справки и сведениями внесенными в удостоверение, выданное отделом социальной защиты Администрации Московского района Санкт-Петербурга 27.01.2010 /л.д.186-190/.
Из материалов социального дела № 3780017 следует, что установить на основании каких документов в ранее выданном истцу удостоверении был указан период проживания с 26.04.1986 по 27.08.1987 не представилось возможным, в связи с чем отделом социальной защиты Администрации Московского района Санкт-Петербурга в адрес руководителя администрации Злынковского района Брянской области 12.10.2009 было направлено заявление о признании ранее выданного истцу удостоверения, содержащего данные о проживании в вышеназванный период, недействительным в ответ на которое повторно была направлена справка с указанием вышеназванных периодов проживания истца и отсутствием иных сведений /л.д.196-201/.
Вопрос о правомерности выданного истцу 15.12.1993 администрацией Злынковского района Брянской области удостоверения серии АЭ № 060017 решен не был, недействительным данное удостоверение не признавалось.
Разрешая спор по существу, суд учитывает, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии).
Законодатель, реализуя свои полномочия, в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (подпункт 7 пункта 1 данной статьи), право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В разделе IV Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к которым в соответствии с пунктом 6 части 1 данной статьи, в частности, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Статьей 10 ч. 1 п. 8 ФЗ N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предусмотрено, что право на пенсию имеют граждане, постоянно проживающие к зоне отселения до их переселения в другие районы.
Снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости категориям граждан, указанных в пп. 5 - 10 п. 1 ст. 10 "Закона о государственном пенсионном обеспечении в РФ", производится в зависимости от периода и продолжительности проживания на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения, определенном Законом о социальной защите граждан.
Гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы (пп. 8 п. 1 ст. 10 указанного Закона), проживавшим в указанной зоне в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. (независимо от времени пребывания на территории зоны в этот период), пенсия по старости назначается с уменьшением на 3 года возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Законом о трудовых пенсиях, и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения. При этом величина уменьшения возраста выхода на пенсию не должна превышать в общей сложности 7 лет (как для мужчин, так и для женщин).
Согласно ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона: переселенным из зоны отселения пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с данной территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 упомянутого Закона).
В силу положений с п. 11 ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, гражданам, указанным в п. п. 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13, органами, уполномоченными Правительством РФ, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
Удостоверение единого образца гражданами, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС выдаются в соответствии с Приказом МЧС России N 228, Минздравсоцразвития России N 271, Минфина России N 63н от 11.04.2006 "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 3 указанного Порядка удостоверение выдается, в частности, гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы
Согласно п. 4 Порядка, для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган, указанный в пункте 3 настоящего Порядка, по месту жительства с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации (иные основные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации); для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении; документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения: выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения.
При этом замена удостоверений установленным порядком не предусмотрена, так как отнесение гражданина к той или иной категории пострадавших от воздействия радиации является самостоятельным основанием для выдачи ему удостоверения единого образца.
Поскольку при рассмотрении заявления истца от 26.03.2015 о назначении пенсии по старости ответчиком было учтено только удостоверение серии АГ № 065161, выданное 27.01.2010 отделом социальной защиты населения Администрации Московского района Санкт-Петербурга, как гражданину, выехавшему добровольно из зоны отселения, в котором спорный период проживания истца от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986г. отсутствовал, в досрочном назначении пенсии в соответствии с вышеприведенными положениями закона Кирющенко А.В. было отказано.
Вместе с тем, с таким выводом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга согласиться нельзя в связи с тем, что согласно материалам пенсионного дела к заявлению о назначении пенсии истцом было также приложено удостоверение серии АЭ № 060017, выданное истцу 15.12.1993 администрацией Злынковского района Брянской области, как гражданину проживающему в зоне отселения, то есть в зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период с 26.04.1986 по 27.08.1987 и с 11.11.1992, которое при решении вопроса о назначении пенсии учтено не было, что повлекло незаконный отказ в назначении пенсии истцу.
Как установлено в ходе разбирательства по делу из объяснений истца, на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС Кирющенко А.В. был зарегистрирован /прописан/ в г.Могилеве Республики Беларусь, где осуществлял трудовую деятельность, что подтверждается записью в трудовой книжке /л.д.70-71/, однако в период с 13.04.1986 по 17.06.1986 находился в отпуске за два года работы и проживал у родителей в зоне, которая в последующем была признана зоной отселения. С целью удостоверения факта проживания в спорный период и получения вышеуказанного удостоверения, истец обращался с соответствующим заявлением в местную администрацию, брал справку с места работы о нахождении в отпуске и предоставил двух свидетелей, подтвердивших факт его проживания, в связи с чем администрацией Злынковского района Брянской области было принято решение о выдаче в 1993 году вышеназванного удостоверения /л.д.11/.
Приведенные объяснения истца, являющиеся в силу ст.68 ГПК РФ одним из видов доказательств по делу, ответчиком не опровергнуты, согласуются с материалами дела, подтверждаются данными домовой книги, трудовой книжки и решением комиссии от 07.10.2004 о назначении Кирющенко А.В. компенсаций и льгот, как проживающему с 26.04.1986 в зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем могут быть положены в основу решения суда по делу.
Как указал Конституционный Суд в п. 2 Постановления от 02.02.1998 г. N 4-П, согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация по месту жительства, являясь административным актом, выступает в качестве одного из доказательств постоянного проживания по определенному адресу, но не может в качестве бесспорного подтверждения такого проживания браться за основу при наличии иных доказательств с определенностью подтверждающих иное.
При таком положении, принимая во внимание, что специальное удостоверение серии АГ № 065161, выданное истцу в 27.01.2010, как гражданину, выехавшему добровольно из зоны отселения содержит сведения о его проживании в данной зоне только на основании сведений о регистрации /прописке/ из домовой книги, тогда как в спорный период истец фактически проживал, но не был зарегистрирован в зоне отселения, что подтверждается ранее выданным 15.12.1993 удостоверением, как гражданину проживающему в зоне отселения, которое является бессрочным и действительно на всей территории Российской Федерации, в установленном законом порядке недействительным не признано и полномочиями на признание его таковым ответчик, принимающий решение о назначении пенсии, не обладает, следовательно, данный документ, подтверждающий право истца на первоначальную величину снижения пенсионного возраста, необоснованно был исключен из перечня представленных истцом для назначения пенсии документов и не принят во внимание при решении данного вопроса ответчиком.
Поскольку Кирющенко А.В. родился 01.09.1959, как установлено судом и подтверждается материалами дела проживал на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., что даёт ему право на снижение пенсионного возраста на три года, а также дополнительно на полтора в неоспариваемый период, то есть по полгода за каждый полный год проживания, то общий срок снижения пенсионного возраста истца составляет 4 года 6 месяцев, следовательно, на 01.03.2015 у истца возникло право на назначение пенсии по старости.
Установление данного обстоятельство влечёт признание незаконным решение Государственного учреждения – Пенсионный фонд Российской Федерации Московского района Санкт-Петербурга от 03.07.2015 с признанием за истцом права на назначение пенсии с 01.03.2015.
На основании ст.98 ГПК РФ, судебные расходы истца в виде оплаты государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат возмещению, как стороне в пользу которой постановлено решение, за счёт ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 67, 68, 71, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кирющенко А.В. –– удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Пенсионный фонд Российской Федерации Московского района Санкт-Петербурга от 03 июля 2015 года незаконным.
Признать за Кирющенко А.В. право на назначение пенсии с 01 марта 2015 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Пенсионный фонд Российской Федерации Московского района Санкт-Петербурга в пользу Кирющенко Александра Васильевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья