Решение по делу № 2-955/2023 от 13.03.2023

КОПИЯ

№ 2-955/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Бузулук 23 октября 2023 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мухтаровой М.М.,

при секретаре Королевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, Перевозников А.В. , с участием третьих лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Оренбургской области, Администрации МО Сухореченский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, ГКУ «Бузулукское лесничество», о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка, применении последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка и возврата денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

    Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, Перевозникову А.В. о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка, применении последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка и возврата денежных средств.

В обоснование заявленных требований указывает, что ** ** **** между Администрацией МО Бузулукский район Оренбургской области и Перевозниковым А.В. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером . Данный земельный участок обладает следующими характеристиками: категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства; площадь 1000 кв.м.; адрес: <адрес>, земельный участок расположен в кадастровом квартале ; государственная регистрация права от ** ** ****. При проведении сопряженного пространственного анализа данных границах земельного участка с кадастровым номером и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и полностью расположен на землях лесного фонда: земельный участок лесного фонда: кадастровый ; категория земель: земли лесного фонда; площадь 138 622 958 кв.м.; адрес: Оренбургская область, Бузулукский административный район, Бузулукское лесничество, Бузулукское участковое лесничество квартала 1-78, 85-102, 103 (за исключением части выделов 18, 19, 27), 104 (за исключением выделов 4,9, части выделов 1,6,7,8), 105-134, 135 (выдел 18), 136 (выдел 5), 137 (выдел 17), 138 (выдел 20), 139 (выдел 23), 140-157?Правообладатель: Российская Федерация, государственная регистрация права от ** ** ****. Из графического совмещения границ земельного участка с кадастровым номером с границами Бузулукского лесничества Оренбургской области следует, что в результате сопоставления рабочих планов, картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , установленных по координатам из ЕГРН установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда. Площадь пересечения (наложения) составила 957,77 кв.м. Образованием спорного участка с кадастровым номером были нарушены права Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером в момент его постановки на кадастровый учет не был индивидуализирован, а впоследствии был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда, таким образом, выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли, в связи с чем подлежит возвращению в собственность Российской Федерации. Считают, что договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от ** ** **** является недействительной (ничтожной) сделкой. Ввиду отсутствия у Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области права на заключение договора купли-продажи земельного участка из состава земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, в силу ст. 168 ГК РФ. Договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от ** ** **** является недействительной (ничтожной) сделкой, совершенной с нарушением требований земельного и гражданского законодательства и публичных интересов.

Просит суд признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от ** ** ****. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата Перевозниковым А.В. земельного участка с кадастровым номером и возврата Администрацией Бузулукского района Оренбургской области денежных средств в размере 62 355,62 рублей. Признать недействительной постановку на кадастровый учет и снять с государственного учета земельный участок с кадастровым номером .

Протокольным определением от 24 апреля 2023 года к участию в деле, в качестве третьего лица, без самостоятельных требований на предмет спора была привлечена Администрация МО Сухореченский сельсовет Бузулукского района.

Протокольным определением от 15 июня 2023 года к участию в деле, в качестве третьего лица, без самостоятельных требований на предмет спора было привлечено ГКУ «Бузулукское лесничество».

Представитель истца – Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Ответчик Перевозников А.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, ранее в судебных заседаниях возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать. Также представил суду отзыв, в котором также просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик администрация МО Бузулукский район Оренбургской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебное заседания своего представителя не направили. Суду был представлен отзыв на исковое заявление, в котором указываю, что земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет ** ** ****. На территории Сухореченского сельсовета Бузулукского района Оренбургской области на момент постановки на кадастровый учет указанного земельного участка действовал Генеральный план МО Сухореченский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, утвержденный решением совета депутатов МО Сухореченский сельсовет от ** ** ****. Отнесение земельных участков к категории земель населенных пунктов допускается при условии соблюдения порядка подготовки и утверждения документации территориального планирования, включая процедуру всех необходимых в таких случаях согласований, предусмотренных градостроительным законодательством. Правовой режим земельного участка с кадастровым номером соответствует действовавшему генеральному плану сельского поселения. В удовлетворении исковых требований просят отказать.

Третье лицо Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Оренбургской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседания своего представителя не направили. Представили суду отзыв, в котором ввиду заинтересованности в исходе дела, рассмотрение заявленных требований оставили на усмотрение суда, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Третье лицо Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседания своего представителя не направили. Представили суду отзыв, в котором указывают на приоритет сведений ГЛР над ЕГРН, что уполномоченным органом решений о смене категории земельного участка лесного фонда не принималось. Заявленные исковые требования считают обоснованными и подлежащими удовлетворению, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Третьи лица Администрация МО Сухореченский сельсовет Бузулукского, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Оренбургской области, ГКУ "Бузулукское лесничество", в судебное не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке, предусмотренном ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.

В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).

Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.

Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесным участком является лесной участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.

В силу ст. 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка, к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничества, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

В ходе судебного заседания установлено, что администрация МО Бузулукский район Оренбургской области (Продавец) и Перевозников А.В. (Покупатель) ** ** **** заключили договор купли-продажи, согласно которому Перевозников А.В. купил земельный участок – местоположение: <адрес>, земельный участок расположен в кадастровом квартале , кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, площадь земельного участка составляет 1 000 кв.м., разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от ** ** ****, земельный участок с кадастровым номером адрес: Оренбургская область, Бузулукский административный район, Бузулукское лесничество, Бузулукское участковое лесничество квартала 1-78, 85-102, 103 (за исключением выделов 18,19,27), 104 (за исключением выделов 4,9 части выделов 1,6,7,7), 105-134, 135 (выдел 18), 136 (выдел 5), 137 (выдел 17), 138 (выдел 20), 139 (выдел 23), 140-157, находится в собственности Российской Федерации.

    Как следует из информации о лесном участке от ** ** ****, карты-схемы расположения и границ лесного участка, его характеристик, правообладателем лесного участка, расположенного по адресу: Оренбургская область, Бузулукский район, Бузулукское лесничество, Бузулукское участковое лесничество, квартал № 123, выдел № 5, № 15, площадью 34,6 га, с лесистостью района 22,3%, особые отметки – земли лесного фонда, является Российская Федерация.

    Из генерального плана МО Сухореченский сельсовет Бузулукского район Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов МО Сухореченский сельсовет Бузулукского район Оренбургской области от ** ** **** , схем, являющихся приложением к плану, усматривается, что в нем отображены границы муниципального образования, границы земель лесного фонда, расположения муниципальных образований, транспортной, инженерной инфраструктур.

    Согласно акту осмотра земельных участков от ** ** ****, земельный участок с кадастровым номером имеет площадь 1 000 кв.м. граничит с лесом. Со стороны леса густо-высотные заросли лиственных пород деревьев, часть участка занята растительностью на 90%. Площадь участка ровная. Участок не огорожен, нет элементов строительства, отметок о границах в натуре нет. Коммуникации, газоснабжение, водоснабжение и электричество в 25 метрах от земельного участка. Земельный участок не имеет препятствий для подключения коммуникаций.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от ** ** **** , с изменениями внесенными приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от ** ** **** установлены границы Бузулукского лесничества Оренбургской области.

Для правильного рассмотрения дела по существу судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Определением суда от 17 июля 2023 года по делу была назначена землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО «Лаборатория экспертиз «Регион 63».

Из экспертного заключения от ** ** **** следует, что земельный участок с кадастровым номером частично относится к земельным участкам лесного фонда с учетом координат границ, указанных в «Описании местоположения границ Бузулукского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Оренбургской области» - приложении к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от ** ** **** «Об установлении границ Бузулукского лесничества в Оренбургской области».

    Имеется наложение и пересечение границ спорного земельного участка с кадастровым номером с землями лесного фонда.

    Приведены координаты пересечений, а также площадь наложения:

Наложение площадь =658 кв.м.

№тчк

Координата Х

Координата Y

1

Спорный земельный участок с кадастровым номером расположен в кадастровых границах Сухореченского сельского совета Бузулукского района Оренбургской области.

Спорный земельный участок с кадастровым номером частично расположен в фактических границах Сухореченского сельского совета Бузулукского района Оренбургской области, в соответствии с Генеральным планом МО Сухореченский сельский совет Бузулукского района Оренбургской области, утвержденным Решением Совета депутатов МО Сухореченский сельский совет Бузулукского района Оренбургской области от ** ** **** .

Суд в данном случае руководствуется экспертным заключением, которое никем не оспаривались.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, право оценки доказательств принадлежит суду.

Согласно ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда не обязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ. Однако, несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Суд данное заключение принимает в качестве относимого и допустимого доказательства. При оценке указанного заключения, судом принято во внимание, что вышеуказанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Закона РФ "О государственной судебноэкспертной деятельности", экспертом, имеющим, соответствующее образование в области для разрешения поставленных перед ним вопросов, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение аргументировано, выводы эксперта последовательны и непротиворечивы, даны в полном соответствии с поставленными в определении суда вопросами.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела было установлено, что спорный земельный участок частично относиться к землям лесного фонда.

Рассматривая доводы ответчика администрация МО Бузулукский район Оренбургской области о том, что правовой режим земельного участка с кадастровым номером 56:08:0000000:3480 соответствует действовавшему генеральному плану сельского поселения, суд приходит к следующим выводам

Территориальное планирование в силу части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования и генеральные планы.

Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки, принятия, утверждения и опубликования, а также особенности согласования проекта генерального плана поселения регулируются положениями статей 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства.

В соответствии с пунктами 1, 5, 5.4.2, 5.4.3 указанного Положения Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений; осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе по рассмотрению в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую; рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Статьей 11 данного закона определено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в том числе, в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Таким образом, законодателем установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

    Поскольку имело место включение в границы населенного пункта муниципального образования Сухореченский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта, орган местного самоуправления должен был обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что сделано не было. Администрацией МО Бузулукского района либо администрацией МО Сухореченский сельсовет доказательств такого согласования не представило.

Отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласования проекта документа территориального планирования, привело к включению земель лесного фонда в черту населенных пунктов, что влечет незаконное изменение категории земель.

В связи с чем доводы представителя ответчика администрации МО Бузулукский район Оренбургской области об утверждении генерального плана, которым была изменена категория спорного земельного участка на земли населенных пунктов, суд признает несостоятельными.      Кроме того суд отмечает, что перевод земель из лесного фонда в другую категорию – это не просто смена режима землепользования, это фактически изъятие земли из распоряжения ее собственника – Российской Федерации. Земли лесного фонда относятся к федеральной собственности в силу прямого указания закона, а землями населенных пунктов распоряжаются органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Согласно ч. ч. 1-3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу статьи 302 (пункты 1, 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

    Согласно правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 32, 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29 апреля «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 301 Гражданского кодекса РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также то обстоятельство, что конкретное лицо (лица) владеет этим земельным участком или его частью незаконно. В случае недоказанности одного из перечисленных обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.

Так в судебном заседании установлено и истцом доказано, что земельный участок с кадастровым номером 56:08:0000000:3480 относится к землям лесного фонда, находится в собственности Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером из состава земель лесного фонда, являющегося собственностью Российской Федерации, в установленном порядке не выводился, в связи с чем в силу закона не мог быть предоставлен в собственность Перевозникову А.В.

Учитывая, что администрация МО Сухореченский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области была не вправе распоряжаться спорным земельным участком, не относящимся к землям населенных пунктов, частично относящегося к федеральной собственности землями лесного фонда, в этой связи заключенный ** ** **** договор купли-продажи спорного земельного участка подлежит признанию недействительным.

Следовательно, имеются основания для применения последствий недействительности договора купли-продажи земельного участка от ** ** ****, заключенного между администрацией МО Бузулукского района Оренбургской области и Перевозников А.В. , путем взыскания с администрации МО Бузулукского района Оренбургской области в пользу Перевозникова А.В. денежных средств в размере 62 355,62 рублей.

    Поскольку судом установлено, что земельный участок в настоящее время принадлежит Перевозникову А.В. и является землей лесного фонда, выбыл из собственности Российской Федерации помимо воли собственника, предоставление земельного участка, с учетом его отнесения к землям лесного фонда, осуществлено неуполномоченным лицом, сделка по отчуждению спорного земельного участка в силу закона является ничтожной, как не соответствующая требованиям закона, в связи с чем спорный земельный участок подлежит возвращению Российской Федерации из незаконного владения указанного ответчика.

Руководствуясь статьей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, Перевозников А.В. , с участием третьих лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Оренбургской области, ГКУ «Бузулукское лесничество», о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка, применении последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка и возврата денежных средств – удовлетворить.

    Истребовать из чужого незаконного владения - Перевозников А.В. , земельный участок с кадастровым номером .

    Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись регистрации о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером

Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от ** ** ****.

Применить последствия недействительности сделки – договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от ** ** ****, заключенного между администрацией МО Бузулукского района Оренбургской области и Перевозников А.В. , путем взыскания с администрации МО Бузулукского района Оренбургской области в пользу Перевозников А.В. , ** ** **** года рождения, уроженца <адрес>, денежных средств в размере 62 355,62 рублей.

Решение является основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи о правах собственности Перевозников А.В. на земельный участок с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бузулукский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

    Судья подпись М.М. Мухтарова

Решение изготовлено в окончательной форме 27 октября 2023 года.

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-955/2023, УИД 56RS0008-01-2023-000567-81, находящемся в производстве Бузулукского районного суда.

2-955/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Перевозников Александр Владимирович
Администрация МО Бузулукский район Оренбургской области
Другие
ГКУ "Бузулукское лесничество"
Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Оренбургской области
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Безбородова Светлана Николаевна
Администрация МО Сухореченский сельсовет Бузулукского района
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Худяков Александр Викторович
Суд
Бузулукский районный суд Оренбургской области
Судья
Мухтарова М.М.
Дело на странице суда
buzuluksky.orb.sudrf.ru
13.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2023Передача материалов судье
17.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Подготовка дела (собеседование)
04.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2023Судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Судебное заседание
19.10.2023Производство по делу возобновлено
23.10.2023Судебное заседание
23.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее