55RS0026 -01- 2023- 003336- 60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,
при секретаре Абубакировой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 25.12.2023 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Омского муниципального района <адрес>, МУП «СКБУ» об обязании принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения путем установления водозаборной колонки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Омского муниципального района Омской области, указав, что он проживает по адресу: <адрес>. По данной улице отсутствуют водоразборные колонки, в связи с чем он вынужден обеспечивать себя водой из колонок, преодолевая расстояние до 1 км, что в силу его возраста и состояния здоровья затруднительно. Просил обязать администрацию Омского муниципального района <адрес> принять меры по осуществлению надлежащего холодного водоснабжения ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, путем установления водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 метров от указанного дома, а также передать данную колонку ему на баланс.
Определением суда с согласия истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «СКБУ».
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования, дополнительно пояснил, что он проживает на территории <адрес> с 2005 года. Принадлежащий ему жилой дом не подключен к системе центрального водоснабжения, у него отсутствует водоисточник, в связи с чем необходимо установить в радиусе не более 100 м от принадлежащего ему жилого дома колонку по <адрес>. Ближайшая колонка расположена на улице, пролегающей параллельно <адрес>, в пределах 500 м от его домовладения.
Представитель ответчика - администрации Омского муниципального района <адрес> - ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения на территории <адрес> является МУП «СКБУ». Истец ранее не обращался по данному вопросу в администрацию, при этом не оспаривал, что водоразборная колонка на <адрес> отсутствует. Имеется схема сетей водоснабжения, где видно, что центральный водопровод заканчивается по <адрес> в районе <адрес>.
Представитель ответчика - МУП «СКБУ» - ФИО5, действующая на основании доверенности, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, указав, что ближайший водопровод от дома истца расположен на расстоянии около 180 метров, что в районе жилых домов № по <адрес>. Ближайшая колонка относительно дома истца обустроена на расстоянии 380 м на <адрес>, в связи с чем предположила, что истец осуществляет водопользование посредством данной колонки.
Третьи лица - Государственная жилищная инспекция в Омской области, администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с пунктом 4 части 1, частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к компетенции Омского муниципального района Омской области относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение). Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, на территории сельского поселения в силу пункта 1 части 1, части 1.1 статьи 6 указанного Закона отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Анализ вышеприведенных законодательных норм указывает, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на организацию надлежащего холодного водоснабжения населения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пп. "а" пункта 4 Правил под коммунальной услугой по холодному водоснабжению понимается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 Правил холодное водоснабжение должно быть бесперебойным круглосуточным в течение года.
Согласно статей 50, 51 Федерального закона № 131-ФЗ для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения; иметь в собственности имущество, предназначенное для тепло-, и водоснабжения населения, водоотведения, которое органы местного самоуправления вправе передавать во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, администрация Омского муниципального района Омской области как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления обязана в соответствии с законодательством РФ решать вопросы по организации надлежащего холодного водоснабжения на территории <адрес>.
В силу требований статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения отнесено к вещным правам.
Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса РФ). При этом положениями статьи 295 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
На основании распоряжения главы Омского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Р-21/ОМС -1255 муниципальное унитарное предприятие «Специализированный комбинат бытовых услуг» <адрес> (ИНН 55282110778) определено в качестве гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения на территории, в том числе, Красноярского сельского поселения.
В силу распоряжения главы Омского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Р-21/ОМС -1214 за МУП «СКБУ» на праве хозяйственного ведения закреплена система водоснабжения в <адрес>.
Согласно устава МУП «СКБУ» учредителем данного предприятия является администрация Омского муниципального района <адрес>. Имущество предприятия находится в муниципальной собственности Омского муниципального района <адрес>, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. Предприятие в пределах, установленных законодательством РФ и уставом предприятия, самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения (пункты 1.4, 3.1 устава).
Судом установлено, что истец ФИО1 проживает по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный жилой дом площадью 37 кв.м. по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является собственностью ФИО1
Согласно справке МСЭ - 2006 № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом по слуху 3 группы.
Как установлено в судебном заседании, жилой дом истца не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения, в связи с чем ФИО1 коммунальные услуги по холодному водоснабжению предоставляются, в соответствии с пп. «а» п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" - до водоразборной колонки.
В соответствии с пунктом 123 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку производится в соответствии с настоящими Правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с потребителем.
Согласно акта МУП «СКБУ» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, проживает ФИО1, центральное водоснабжение в жилом помещении и колодец на участке отсутствуют. Водоразборная колонка по <адрес> отсутствует, ближайшая колонка находится на <адрес>.
Как усматривается из схемы сетей водоснабжения и водоотведения <адрес> водоразборными колонками не оборудована.
Из пояснений суду представителя МУП «СКБУ» расстояние от жилого дома истца, не обеспеченного системой холодного водоснабжения, до ближайшей водозаборной колонки составляет 380 метров. Иных доказательств о расположении ближайшей водоразборной колонки по отношению к жилому дому ФИО1 суду не представлено.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. N 1016/пр утвержден свод правил СП 31.13330.2021 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Названный Свод Правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.
Согласно пункта 11.19 названного Свода Правил радиус действия водоразборной колонки не должен превышать 100 метров, вокруг водозаборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м. с уклоном 0,1 от колонки.
Таким образом, радиус действия водозаборных колонок, расположенных в с. Красноярка, не соответствует требованиям СП 31.13330.2021 «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
Анализ норм действующего законодательства, регулирующих отношения в области холодного водоснабжения поселений, показывает, что установленные пунктами 8.1, 11.19 «Свода Правил 31.13330.2021 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02.84», нормы по радиусу действия водоразборной колонки в 100 метров, являются обязательными при организации водоснабжения в населенном пункте.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание наличие в <адрес> централизованной системы холодного водоснабжения, учитывая обязательность при организации водоснабжения в населенном пункте норм по радиусу действия водоразборной колонки в 100 метров, закрепленных в актуализированной редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ.84, суд полагает обоснованными исковые требования об обязаниии ответчиков принять меры по осуществлению надлежащего холодного водоснабжения ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, путем установления водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 метров от указанного дома.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке исполнения решения суда, с учетом мнения участников процесса и необходимости осуществления действий с учетом погодных условий, суд полагает разумным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 124 Правил N 354 обеспечение надлежащего технического состояния водоразборных колонок и их безопасная эксплуатация осуществляются исполнителем, а в случае нахождения водоразборной колонки в собственности потребителя - потребителем самостоятельно или на основании соответствующего договора, заключаемого с исполнителем или с иной организацией, оказывающей такого рода услуги.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Положениями статьи 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, не установлено по делу предусмотренных законом оснований для понуждения собственника или владельца сетей к передаче их в части приспособлений для подачи воды иному лицу. При указанных обстоятельствах, исковые требования ФИО1 о передаче ему на баланс водоразборной колонки не основаны на требованиях действующего законодательства, в связи с чем в их удовлетворении суд отказывает.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Омского муниципального района <адрес> (ИНН №) и МУП «СКБУ» (ИНН №) принять меры по осуществлению надлежащего холодного водоснабжения ФИО1 (паспорт № №), проживающего по адресу: <адрес>, путем установления водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м от указанного жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья Я. А. Реморенко
Мотивированное решение изготовлено судом 29.12.2023 года.