Решение по делу № 2-3265/2023 от 31.10.2023

Дело № 2- 3265/2023

55RS0026 -01- 2023- 003336- 60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,

при секретаре Абубакировой К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 25.12.2023 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Омского муниципального района <адрес>, МУП «СКБУ» об обязании принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения путем установления водозаборной колонки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Омского муниципального района Омской области, указав, что он проживает по адресу: <адрес>. По данной улице отсутствуют водоразборные колонки, в связи с чем он вынужден обеспечивать себя водой из колонок, преодолевая расстояние до 1 км, что в силу его возраста и состояния здоровья затруднительно. Просил обязать администрацию Омского муниципального района <адрес> принять меры по осуществлению надлежащего холодного водоснабжения ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, путем установления водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 метров от указанного дома, а также передать данную колонку ему на баланс.

Определением суда с согласия истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «СКБУ».

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования, дополнительно пояснил, что он проживает на территории <адрес> с 2005 года. Принадлежащий ему жилой дом не подключен к системе центрального водоснабжения, у него отсутствует водоисточник, в связи с чем необходимо установить в радиусе не более 100 м от принадлежащего ему жилого дома     колонку по <адрес>. Ближайшая колонка расположена на улице, пролегающей параллельно <адрес>, в пределах 500 м от его домовладения.

Представитель ответчика - администрации Омского муниципального района <адрес> - ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения на территории <адрес> является МУП «СКБУ». Истец ранее не обращался по данному вопросу в администрацию, при этом не оспаривал, что водоразборная колонка на <адрес> отсутствует. Имеется схема сетей водоснабжения, где видно, что центральный водопровод заканчивается по <адрес> в районе <адрес>.

Представитель ответчика - МУП «СКБУ» - ФИО5, действующая на основании доверенности, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, указав, что ближайший водопровод от дома истца расположен на расстоянии около 180 метров, что в районе жилых домов по <адрес>. Ближайшая колонка относительно дома истца обустроена на расстоянии 380 м на <адрес>, в связи с чем предположила, что истец осуществляет водопользование посредством данной колонки.

Третьи лица - Государственная жилищная инспекция в Омской области, администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направили, не просили об отложении рассмотрения дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В соответствии с пунктом 4 части 1, частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к компетенции Омского муниципального района Омской области относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение). Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, на территории сельского поселения в силу пункта 1 части 1, части 1.1 статьи 6 указанного Закона отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Анализ вышеприведенных законодательных норм указывает, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на организацию надлежащего холодного водоснабжения населения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с пп. "а" пункта 4 Правил под коммунальной услугой по холодному водоснабжению понимается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Согласно пункту 1 Приложения N 1 Правил холодное водоснабжение должно быть бесперебойным круглосуточным в течение года.

Согласно статей 50, 51 Федерального закона № 131-ФЗ для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения; иметь в собственности имущество, предназначенное для тепло-, и водоснабжения населения, водоотведения, которое органы местного самоуправления вправе передавать во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, администрация Омского муниципального района Омской области как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления обязана в соответствии с законодательством РФ решать вопросы по организации надлежащего холодного водоснабжения на территории <адрес>.

В силу требований статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения отнесено к вещным правам.

Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса РФ). При этом положениями статьи 295 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

На основании распоряжения главы Омского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Р-21/ОМС -1255 муниципальное унитарное предприятие «Специализированный комбинат бытовых услуг» <адрес> (ИНН 55282110778) определено в качестве гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения на территории, в том числе, Красноярского сельского поселения.

В силу распоряжения главы Омского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Р-21/ОМС -1214 за МУП «СКБУ» на праве хозяйственного ведения закреплена система водоснабжения в <адрес>.

Согласно устава МУП «СКБУ» учредителем данного предприятия является администрация Омского муниципального района <адрес>. Имущество предприятия находится в муниципальной собственности Омского муниципального района <адрес>, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. Предприятие в пределах, установленных законодательством РФ и уставом предприятия, самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения (пункты 1.4, 3.1 устава).

Судом установлено, что истец ФИО1 проживает по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный жилой дом площадью 37 кв.м. по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является собственностью ФИО1

Согласно справке МСЭ - 2006 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом по слуху 3 группы.

Как установлено в судебном заседании, жилой дом истца не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения, в связи с чем ФИО1 коммунальные услуги по холодному водоснабжению предоставляются, в соответствии с пп. «а» п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" - до водоразборной колонки.

В соответствии с пунктом 123 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку производится в соответствии с настоящими Правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с потребителем.

Согласно акта МУП «СКБУ» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, проживает ФИО1, центральное водоснабжение в жилом помещении и колодец на участке отсутствуют. Водоразборная колонка по <адрес> отсутствует, ближайшая колонка находится на <адрес>.

Как усматривается из схемы сетей водоснабжения и водоотведения <адрес> водоразборными колонками не оборудована.

Из пояснений суду представителя МУП «СКБУ» расстояние от жилого дома истца, не обеспеченного системой холодного водоснабжения, до ближайшей водозаборной колонки составляет 380 метров. Иных доказательств о расположении ближайшей водоразборной колонки по отношению к жилому дому ФИО1 суду не представлено.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. N 1016/пр утвержден свод правил СП 31.13330.2021 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Названный Свод Правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

Согласно пункта 11.19 названного Свода Правил радиус действия водоразборной колонки не должен превышать 100 метров, вокруг водозаборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м. с уклоном 0,1 от колонки.

Таким образом, радиус действия водозаборных колонок, расположенных в с. Красноярка, не соответствует требованиям СП 31.13330.2021 «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Анализ норм действующего законодательства, регулирующих отношения в области холодного водоснабжения поселений, показывает, что установленные пунктами 8.1, 11.19 «Свода Правил 31.13330.2021 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02.84», нормы по радиусу действия водоразборной колонки в 100 метров, являются обязательными при организации водоснабжения в населенном пункте.

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание наличие в <адрес> централизованной системы холодного водоснабжения, учитывая обязательность при организации водоснабжения в населенном пункте норм по радиусу действия водоразборной колонки в 100 метров, закрепленных в актуализированной редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ.84, суд полагает обоснованными исковые требования об обязаниии ответчиков принять меры по осуществлению надлежащего холодного водоснабжения ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, путем установления водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 метров от указанного дома.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроке исполнения решения суда, с учетом мнения участников процесса и необходимости осуществления действий с учетом погодных условий, суд полагает разумным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 124 Правил N 354 обеспечение надлежащего технического состояния водоразборных колонок и их безопасная эксплуатация осуществляются исполнителем, а в случае нахождения водоразборной колонки в собственности потребителя - потребителем самостоятельно или на основании соответствующего договора, заключаемого с исполнителем или с иной организацией, оказывающей такого рода услуги.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Положениями статьи 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, не установлено по делу предусмотренных законом оснований для понуждения собственника или владельца сетей к передаче их в части приспособлений для подачи воды иному лицу. При указанных обстоятельствах, исковые требования ФИО1 о передаче ему на баланс водоразборной колонки не основаны на требованиях действующего законодательства, в связи с чем в их удовлетворении суд отказывает.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Омского муниципального района <адрес> (ИНН ) и МУП «СКБУ» (ИНН ) принять меры по осуществлению надлежащего холодного водоснабжения ФИО1 (паспорт ), проживающего по адресу: <адрес>, путем установления водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м от указанного жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья                                                   Я. А. Реморенко

Мотивированное решение изготовлено судом 29.12.2023 года.

Дело № 2- 3265/2023

55RS0026 -01- 2023- 003336- 60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,

при секретаре Абубакировой К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 25.12.2023 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Омского муниципального района <адрес>, МУП «СКБУ» об обязании принять меры по осуществлению надлежащего водоснабжения путем установления водозаборной колонки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Омского муниципального района Омской области, указав, что он проживает по адресу: <адрес>. По данной улице отсутствуют водоразборные колонки, в связи с чем он вынужден обеспечивать себя водой из колонок, преодолевая расстояние до 1 км, что в силу его возраста и состояния здоровья затруднительно. Просил обязать администрацию Омского муниципального района <адрес> принять меры по осуществлению надлежащего холодного водоснабжения ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, путем установления водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 метров от указанного дома, а также передать данную колонку ему на баланс.

Определением суда с согласия истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «СКБУ».

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования, дополнительно пояснил, что он проживает на территории <адрес> с 2005 года. Принадлежащий ему жилой дом не подключен к системе центрального водоснабжения, у него отсутствует водоисточник, в связи с чем необходимо установить в радиусе не более 100 м от принадлежащего ему жилого дома     колонку по <адрес>. Ближайшая колонка расположена на улице, пролегающей параллельно <адрес>, в пределах 500 м от его домовладения.

Представитель ответчика - администрации Омского муниципального района <адрес> - ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения на территории <адрес> является МУП «СКБУ». Истец ранее не обращался по данному вопросу в администрацию, при этом не оспаривал, что водоразборная колонка на <адрес> отсутствует. Имеется схема сетей водоснабжения, где видно, что центральный водопровод заканчивается по <адрес> в районе <адрес>.

Представитель ответчика - МУП «СКБУ» - ФИО5, действующая на основании доверенности, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, указав, что ближайший водопровод от дома истца расположен на расстоянии около 180 метров, что в районе жилых домов по <адрес>. Ближайшая колонка относительно дома истца обустроена на расстоянии 380 м на <адрес>, в связи с чем предположила, что истец осуществляет водопользование посредством данной колонки.

Третьи лица - Государственная жилищная инспекция в Омской области, администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направили, не просили об отложении рассмотрения дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В соответствии с пунктом 4 части 1, частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к компетенции Омского муниципального района Омской области относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение). Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, на территории сельского поселения в силу пункта 1 части 1, части 1.1 статьи 6 указанного Закона отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Анализ вышеприведенных законодательных норм указывает, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на организацию надлежащего холодного водоснабжения населения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с пп. "а" пункта 4 Правил под коммунальной услугой по холодному водоснабжению понимается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Согласно пункту 1 Приложения N 1 Правил холодное водоснабжение должно быть бесперебойным круглосуточным в течение года.

Согласно статей 50, 51 Федерального закона № 131-ФЗ для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения; иметь в собственности имущество, предназначенное для тепло-, и водоснабжения населения, водоотведения, которое органы местного самоуправления вправе передавать во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, администрация Омского муниципального района Омской области как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления обязана в соответствии с законодательством РФ решать вопросы по организации надлежащего холодного водоснабжения на территории <адрес>.

В силу требований статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения отнесено к вещным правам.

Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса РФ). При этом положениями статьи 295 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

На основании распоряжения главы Омского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Р-21/ОМС -1255 муниципальное унитарное предприятие «Специализированный комбинат бытовых услуг» <адрес> (ИНН 55282110778) определено в качестве гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения на территории, в том числе, Красноярского сельского поселения.

В силу распоряжения главы Омского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Р-21/ОМС -1214 за МУП «СКБУ» на праве хозяйственного ведения закреплена система водоснабжения в <адрес>.

Согласно устава МУП «СКБУ» учредителем данного предприятия является администрация Омского муниципального района <адрес>. Имущество предприятия находится в муниципальной собственности Омского муниципального района <адрес>, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. Предприятие в пределах, установленных законодательством РФ и уставом предприятия, самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения (пункты 1.4, 3.1 устава).

Судом установлено, что истец ФИО1 проживает по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный жилой дом площадью 37 кв.м. по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является собственностью ФИО1

Согласно справке МСЭ - 2006 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом по слуху 3 группы.

Как установлено в судебном заседании, жилой дом истца не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения, в связи с чем ФИО1 коммунальные услуги по холодному водоснабжению предоставляются, в соответствии с пп. «а» п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" - до водоразборной колонки.

В соответствии с пунктом 123 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку производится в соответствии с настоящими Правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с потребителем.

Согласно акта МУП «СКБУ» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, проживает ФИО1, центральное водоснабжение в жилом помещении и колодец на участке отсутствуют. Водоразборная колонка по <адрес> отсутствует, ближайшая колонка находится на <адрес>.

Как усматривается из схемы сетей водоснабжения и водоотведения <адрес> водоразборными колонками не оборудована.

Из пояснений суду представителя МУП «СКБУ» расстояние от жилого дома истца, не обеспеченного системой холодного водоснабжения, до ближайшей водозаборной колонки составляет 380 метров. Иных доказательств о расположении ближайшей водоразборной колонки по отношению к жилому дому ФИО1 суду не представлено.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. N 1016/пр утвержден свод правил СП 31.13330.2021 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Названный Свод Правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

Согласно пункта 11.19 названного Свода Правил радиус действия водоразборной колонки не должен превышать 100 метров, вокруг водозаборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м. с уклоном 0,1 от колонки.

Таким образом, радиус действия водозаборных колонок, расположенных в с. Красноярка, не соответствует требованиям СП 31.13330.2021 «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Анализ норм действующего законодательства, регулирующих отношения в области холодного водоснабжения поселений, показывает, что установленные пунктами 8.1, 11.19 «Свода Правил 31.13330.2021 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02.84», нормы по радиусу действия водоразборной колонки в 100 метров, являются обязательными при организации водоснабжения в населенном пункте.

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание наличие в <адрес> централизованной системы холодного водоснабжения, учитывая обязательность при организации водоснабжения в населенном пункте норм по радиусу действия водоразборной колонки в 100 метров, закрепленных в актуализированной редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ.84, суд полагает обоснованными исковые требования об обязаниии ответчиков принять меры по осуществлению надлежащего холодного водоснабжения ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, путем установления водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 метров от указанного дома.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроке исполнения решения суда, с учетом мнения участников процесса и необходимости осуществления действий с учетом погодных условий, суд полагает разумным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 124 Правил N 354 обеспечение надлежащего технического состояния водоразборных колонок и их безопасная эксплуатация осуществляются исполнителем, а в случае нахождения водоразборной колонки в собственности потребителя - потребителем самостоятельно или на основании соответствующего договора, заключаемого с исполнителем или с иной организацией, оказывающей такого рода услуги.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Положениями статьи 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, не установлено по делу предусмотренных законом оснований для понуждения собственника или владельца сетей к передаче их в части приспособлений для подачи воды иному лицу. При указанных обстоятельствах, исковые требования ФИО1 о передаче ему на баланс водоразборной колонки не основаны на требованиях действующего законодательства, в связи с чем в их удовлетворении суд отказывает.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Омского муниципального района <адрес> (ИНН ) и МУП «СКБУ» (ИНН ) принять меры по осуществлению надлежащего холодного водоснабжения ФИО1 (паспорт ), проживающего по адресу: <адрес>, путем установления водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 м от указанного жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья                                                   Я. А. Реморенко

Мотивированное решение изготовлено судом 29.12.2023 года.

2-3265/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кулаев Андрей Сергеевич
Ответчики
Администрация Омского муниципального района Омской области
Другие
Администрация Красноярского сельского поселения ОМР Омской области
Государственная жилищная испекция Омской области
МУП СКБУ
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Реморенко Яна Александровна
Дело на сайте суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
31.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2023Передача материалов судье
08.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2023Подготовка дела (собеседование)
27.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее