Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Корокозов Д.Н., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.7 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Промгражданстрой», …
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды от ДАТА Общество с ограниченной ответственностью «Промгражданстрой» (далее ООО «Промгражданстрой») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.7 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее КоАП НО), и назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей. Должностным лицом при рассмотрении дела установлено, что ООО «Промгражданстрой» при проведении работ по строительству ФОК «Б.» в г.Выкса Нижегородской области в период с ДАТА по ДАТА добывался грунт (суглинки, являющиеся общераспространенными полезными ископаемыми) с привлечением субподрядчика ИП. с участка недр местного значения, расположенного в п. Строитель …, без специального государственного разрешения в виде лицензии на пользование недрами, что является нарушением п. 2.5 «Порядка пользования участками недр местного значения на территории Нижегородской области», утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области № 260 от 24.04.2013.
ООО «Промгражданстрой» в лице законного представителя Грачева И.А. обратилось в суд с жалобой об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу, указав, что к ответственности общество привлечено необоснованно, т.к. место, где разрабатывался грунт, использовавшийся при строительстве, не отнесено к участкам недр местного значения, был подготовлен администрацией, а Общество осуществляло лишь его транспортировку с привлечением субподрядчика.
В судебном заседании защитник юридического лица Рубцова О.В. доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, Абдуллаева Л.И. в судебном заседании указала на отсутствие оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья находит следующее.
Согласно ст.30.1 КоАП РФ: 1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса: …3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии со ст.5.7 КоАП НО наказуемым является нарушение порядка пользования участками недр местного значения, установленного законодательством области, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.3, 8.9 - 8.11 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее Закон «О недрах») недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.2.3 Закона «О недрах» к участкам недр местного значения относятся: 1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые. Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
В соответствии со ст.4 Закона «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся: …7.1) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Согласно ст.18 Закона «О недрах» участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Перечень участков недр местного значения Нижегородской области утвержден Приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 07.11.2012 N 1106 (Включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 16.11.2012 N 04074-319-1106), из числа расположенных на территории городского округа Выкса в перечень внесено 1 месторождение - за №… (местоположение «Ближнепесочный 0,1 км. восточнее с….», вид полезного ископаемого - «пески строительные»).
В соответствии со статьей 4 Закона Нижегородской области от 3 ноября 2010 года N 169-З "О недропользовании на территории Нижегородской области" и п.2.5 Порядка пользования участками недр местного значения на территории Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.04.2013 N 260, предоставление в пользование участков недр местного значения оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами (далее - лицензия). Оформление, государственная регистрация и выдача лицензии осуществляется в соответствии с Порядком оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на право пользования участками недр местного значения, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июля 2012 года N 438.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.5.7 КоАП НО заключается в осуществлении соответствующей деятельности на участке недр местного значения с нарушением установленного порядка.
Из оспариваемого постановления следует, что место извлечения грунта (суглинка, являющегося общераспространенным полезным ископаемым согласно заключению эксперта №…) с привлечением субподрядчика ИП. осуществлялось в районе п.. …, каковой в Перечне участков недр местного значения Нижегородской области отсутствует, т.е. деятельность осуществлялась не на участке недр местного значения.
При этом также учитывается, что законом предусматривается возможность использования общераспространенных полезных ископаемых без получения соответствующего разрешения (лицензии).
Согласно п.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п.1 ст.41 ЗК РФ это право предоставлено также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов.
В соответствии со ст.19 Закона «О недрах» Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае собственником земельного участка, в границах которого производились работы, является городской округ город Выкса, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (выписка из ЕГРН №… от ДАТА). Согласно акта планового рейдового осмотра территории №… от ДАТА параметры разработки грунта на земельном участке по глубине соответствуют установленным ст.19 Закона «О недрах», однако в материалах дела отсутствуют подтверждение предоставления собственником права пользования частью данного земельного участка.
Ответственность за административные правонарушения в области охраны собственности, в том числе на землю, предусмотрены главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, ст.7.1 КоАП РФ предусматривается ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Изменение квалификации на нарушение правил землепользования в рассматриваемом случае не возможно, поскольку изменяется родовой объект посягательства.
В соответствии с ч.1 ст.30.7 КоАП РФ По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: …3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: …2) отсутствие состава административного правонарушения.
Поскольку действия ООО «Промгражданстрой» не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.7 КоАП НО, и изменение квалификации не возможно, производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление №… начальника Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.7 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Промгражданстрой» отменить, производство по делу прекратить по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Нижегородский областной суд.
Судья - Корокозов Д.Н.