Дело № 2-188/2024
74 RS0002-01-2023-004918-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Челябинск 13 февраля 2024 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего М.Н. Величко,
при секретаре К.В. Прецер,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Челябинское авиапредприятие», к Главному управлению лесами Челябинской области, к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности произвести снос лесной растительности естественного происхождения,
установил:
Челябинский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнения иска) к АО «Челябинское авиапредприятие», к Главному управлению лесами Челябинской области, к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просит возложить на ответчиков обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу произвести снос лесной растительности на расположенных в кадастровом квартале № следующих земельных участках:
Участок № площадью 55041 кв.м в координатах:
точка 1: х-622952,71, у – 2327782,80,
точка 2: х-622810,14, у – 2328007,14,
точка 3: х-622613,00, у-3238013,93,
точка 4: х-622674,18, у-2327755,61;
Участок № площадью 36822 кв.м в координатах:
точка 1: х-622408,20, у-2329150,91,
точка 2: х-622532,27, у-2329166,21,
точка 3: х-622482,98, у-2329458,53,
точка 4: х-622360,62, у-2329444,93;
Участок № площадью 7986 кв.м в координатах:
точка 1: х-622683,53, у-2328489,80,
точка 2: х-622673,33, у-2328583,27,
точка 3: х-622590,05, у-2328566,28,
точка 4: х-622603,65, у-2328469,41.
Исковые требования мотивированы тем, что в границах указанных земельных участков, входящих в четвертую подзону приаэродромной территории аэродрома г.Челябинска, на которых не допускается размещение объектов, создающих помехи в работе наземных объектов средств связи и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, расположена лесная растительность естественного происхождения, создающая помехи в работе РЛС ЛОП «Атлантика» и глиссарного маяка радиомаячной системы ILS 2700/DME/NL 2700ВПП09, что влечет угрозу безопасности полетов.
В судебном заседании помощник Челябинского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Тимшина Е.А. на удовлетворении иска настаивала по изложенным в нём основаниям, сославшись на то, что отсутствие действий со стороны ответчиков по устранению вышеуказанных нарушений требований безопасности полётов влечет угрозу жизни и здоровью людей.
Представитель ответчика АО «Челябинское авиапредприятие» - Гуцко Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, в ходе рассмотрения дела настаивала на том, что АО «Челябинское авиапредприятие» является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является правообладателем земельных участков, на которых расположена растительность, препятствующая работе радиоэлектронного оборудования.
Представитель ответчика Главного управления лесами Челябинской области – Пинаева С.Н., действующая на основании доверенности, также сослалась на то, что ГУ лесами Челябинской области является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску прокурора, а уполномоченное за обслуживание и эксплуатацию навигационного оборудования лицо должно обратиться в орган исполнительной власти для оформления прав на земельный участок, который необходим для работы оборудования.
Представитель ответчика Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области участия в судебном заседании не принял, извещен, ранее в ходе рассмотрения дела исковые требования не признал, не оспаривая факт нахождения указанных в иске прокурора земельных участков в административных границах Сосновского муниципального района Челябинской области, на землях лесного фонда, заявил о том, что в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, но не обязана нести какие-либо расходы, связанные с содержанием данных земельных участков, тем более при отсутствии в местном бюджете денежных средств, выделяемых на эти цели.
Представитель третьего лица Администрации г.Челябинска – Ушакова Т.И., действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, сославшись на то, что участки территории, координаты которых указаны в иске прокурора, не накладываются на границы Челябинского городского округа и на границы лесопаркового зеленого пояса вокруг города Челябинска. Земельные участки, на которых произрастают лесные насаждения, препятствующие работе навигационного оборудования, не относятся ни к Челябинскому городскому лесничеству, ни к городским лесам, расположенным за границей города Челябинска.
Представитель третьего лица ФГУП «Госкорпорация ОрВД» - Нагорный С.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, сославшись на то, что в настоящее время имеется реальная угроза жизни и здоровью людей из-за ненадлежащей работы навигационного оборудования, причиной которой является наличие на указанных в иске прокурора участках лесной растительности естественного происхождения, препятствующей распространению сигналов указанного оборудования с целью своевременного обнаружения воздушных судов.
Представитель третьего лица – МТУ РОСТРАНСНАДЗОРА по УФО участия в судебном заседании не принял, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц – Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, представитель МТУФАУГИ в Челябинской и Курганской областях, представитель ГКУ «Управление лесничествами Челябинской области» участия в судебном заседании не приняли, извещены, сведений о причинах неявки суду не представили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лица, не принявших участия в судебном заседании.
Выслушав объяснения представителя прокуратуры и представителей ответчиков, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования транспортного прокурора по отношению к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Оснований для удовлетворения иска прокурора к Главному управлению лесами Челябинской области, к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области не имеется.
В ходе рассмотрения дела установлено, что АО «Челябинской авиапредприятие» является оператором и осуществляет эксплуатацию Челябинского аэропорта «Баладнино».
В целях исполнения «Плана-графика реализации мероприятий по подготовке аэропорта «Баландино» к авиатранспортному обеспечению саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году» в 2019 году в указанном аэропорту были введены в эксплуатацию средства радиотехнического обеспечения полетов: РЛС ОЛП «Атлантика» и радиомаячная система посадки ILS 2700/DME/NL 2700 ВПП09.
Приказом Росавиации №-П от ДД.ММ.ГГГГ установлена приаэродромная территория Челябинск (Баландино) согласно приложению к настоящему приказу.
В ходе проведения Челябинской транспортной прокуратурой надзорных мероприятий в сфере безопасности полетов установлено, что в границах 4-той подзоны приаэродромной территории аэропорта Челябинска (Баландино) в кадастровом квартале № расположены следующие земельные участки, на которых имеется растительность естественного происхождения (лиственный лес), препятствующая работе РЛС ЛОП «Атлантика» и глиссарного маяка радиомаячной системы ILS 2700/DME/NL 2700ВПП09:
Участок № площадью 55041 кв.м в координатах:
точка 1: х-622952,71, у – 2327782,80,
точка 2: х-622810,14, у – 2328007,14,
точка 3: х-622613,00, у-3238013,93,
точка 4: х-622674,18, у-2327755,61;
Участок № площадью 36822 кв.м в координатах:
точка 1: х-622408,20, у-2329150,91,
точка 2: х-622532,27, у-2329166,21,
точка 3: х-622482,98, у-2329458,53,
точка 4: х-622360,62, у-2329444,93;
Участок № площадью 7986 кв.м в координатах:
точка 1: х-622683,53, у-2328489,80,
точка 2: х-622673,33, у-2328583,27,
точка 3: х-622590,05, у-2328566,28,
точка 4: х-622603,65, у-2328469,41.
Вышеуказанные обстоятельства не осмотрены сторонами и подтверждаются письменными доказательствами, в том числе заключением совместной комиссии оператора аэродрома АО «Челябинское авиапредприятие» и Челябинского центра ОВД, с приложенными схемами расположения участков леса, ограничивающих работу радиотехнического оборудования обеспечения полетов (том 1 л.д. 44, 91-93).
В соответствии с положениями ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
При этом в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями ст. 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, участие в предупреждении последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
Положениями п. 2 ст. 3.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Положениями п. 1 ст. 104 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 2 ст. 104 Земельного кодекса РФ в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 3 ст. 104).
В силу ст. 106 Земельного кодекса РФ может быть установлена такая зона с особыми условиями использования территорий, как приаэродромная территория.
Согласно п. 1 ст. 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (п. 2 ст. 47 Воздушного кодекса РФ).
Положениями подп. 6 п. 1 ст. 106 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе, перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон, за исключением случаев, если перечень этих ограничений установлен федеральным законом, а также перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности, которые могут быть установлены на водном объекте в случае, если в границы зоны с особыми условиями использования территории включаются акватория водного объекта, ее часть. Данным положением могут быть установлены разные перечни таких ограничений в зависимости от видов или характеристик объектов и (или) территорий, в отношении которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 3 ст. 47 Воздушного кодекса РФ на приаэродромной территории выделяются следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
7) седьмая подзона, в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений настоящей статьи. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу п. 4 ст. 47 Воздушного кодекса РФ положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1(1) Положения о приаэродромной территории, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1460 на приаэродромной территории выделяются подзоны, предусмотренные статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации. Выделение подзон предусматривает наличие четвертой подзоны - по границам зон действия средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи, обозначенным в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации и инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной (экспериментальной) авиации.
Согласно ст. 48 Воздушного кодекса РФ требования к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, требования к светосигнальному и метеорологическому оборудованию, устанавливаемому на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническому оборудованию и оборудованию авиационной электросвязи, используемым для обслуживания воздушного движения, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
В соответствии с п. 3.8., 3.16 Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 262 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), незатененные существующие объекты, находящиеся над поверхностью захода на посадку, переходной, внутренней горизонтальной и конической поверхностями, являются препятствиями и должны быть устранены или уменьшены до размеров, обеспечивающих их затенение, либо маркированы и светоограждены в соответствии с пунктами 4.48 - 4.55 и 4.233 - 4.263 настоящих Правил, а также учтены в соответствии с пунктом 3.17 настоящих Правил.
Незатененные существующие объекты, находящиеся над поверхностью взлета, являются препятствиями и должны быть устранены или уменьшены до размеров, обеспечивающих их затенение, либо маркированы и светоограждены в соответствии с пунктами 4.48 - 4.55 и 4.233 - 4.263 настоящих Правил, а также учтены в соответствии с пунктом 3.17 настоящих Правил.
По смыслу приведенных норм права в отношении аэродрома действуют особые условия использования территории, необходимой для его эксплуатации, установлена приаэродромноая территория (п. 8 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации), Правительством Российской Федерации определены соответствующие ограничения использования земельных участков (подп. 6 п. 1 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации), это служит исключению аварийных ситуаций с воздушным транспортом.
Установление приаэродромной территории возлагает в силу закона на собственников и владельцев земельных участков, находящихся в такой зоне, обеспечивать соблюдение соответствующих ограничений, в том числе запрет размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны.
Судом установлено, что земельные участки, на которых в настоящее время существуют препятствия в виде деревьев, не находятся в пользовании АО «Челябинское авиапредприятие» или ГУ Лесами Челябинской области, поэтому на них не может быть возложена обязанность по сносу лесной растительности, препятствующей работе вышеуказанного оборудования.
Такая обязанность должна быть возложена на Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области, поскольку указанные в иске прокурора участки находятся на межселенных территориях Сосновского муниципального района Челябинской области, государственная собственность на которых не разграничена. Доказательств того, что на данные участки зарегистрировано чье-либо право собственности, ответчиками суду не представлено.
С учетом изложенного суд считает возможным возложить на Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу произвести снос лесной растительности на расположенных в кадастровом квартале № на земельных участках, координаты которых определены в иске прокурора. При этом суд соглашается с позицией прокурора о том, что для выполнения указанных требований достаточным и разумным сроком, с учетом специфики сложившихся спорных правоотношений и особенностей муниципального финансирования, для исполнения решения будет являться срок в один год.
Несостяотельны доводы представителя ответчика Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о том, что в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, но при этом не обязана нести какие-либо расходы, связанные с содержанием данных земельных участков, тем более при отсутствии в местном бюджете денежных средств, выделяемых на эти цели. Данные доводы противоречат вышеуказанным нормам материального права, из которых следует, что обязанность по поддержанию в надлежащем состоянии четвертой подзоны приаэродромной территории возлагается в силу специального правового регулирования на собственника земельного участка или на лицо, владеющего земельным участком на законном основании.
В данном случае законным владельцем земельных участков, координаты которых приведены в иске прокурора, является Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, которая и обязана обеспечивать соблюдение ограничений, установленных законом и подзаконным нормативно-правовым актом для четвертой подзоны.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что указанные в иске прокурора земельные участки расположены на землях лесного фонда.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Лесного кодекса РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.
Таким образом, в силу указанной нормы права полученную от освобождения указанных участков древесину следует обратить в собственность Российской Федерации и возложить на Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области обязанность передать полученную от освобождения вышеуказанных земельных участков древесину Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях или уполномоченному данным управлением лицу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск Челябинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности произвести снос лесной растительности естественного происхождения удовлетворить.
Возложить на Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу произвести снос лесной растительности на расположенных в кадастровом квартале № следующих земельных участках:
Участок № площадью 55041 кв.м в координатах:
точка 1: х-622952,71, у – 2327782,80,
точка 2: х-622810,14, у – 2328007,14,
точка 3: х-622613,00, у-3238013,93,
точка 4: х-622674,18, у-2327755,61.
Участок № площадью 36822 кв.м в координатах:
точка 1: х-622408,20, у-2329150,91,
точка 2: х-622532,27, у-2329166,21,
точка 3: х-622482,98, у-2329458,53,
точка 4: х-622360,62, у-2329444,93.
Участок № площадью 7986 кв.м в координатах:
точка 1: х-622683,53, у-2328489,80,
точка 2: х-622673,33, у-2328583,27,
точка 3: х-622590,05, у-2328566,28,
точка 4: х-622603,65, у-2328469,41.
Полученную от освобождения указанных участков древесину обратить в собственность Российской Федерации. Возложить на Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области обязанность передать полученную от освобождения вышеуказанных земельных участков древесину Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях или уполномоченному данным управлением лицу.
Исковые требования Челябинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Челябинское авиапредприятие», к Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности произвести снос лесной растительности естественного происхождения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий п/п М.Н.Величко
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья М.Н. Величко
Секретарь К.В. Прецер
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.