2а-100/2020
62RS0026-01-2020-000051-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2020 года г. Спасск-Рязанский
Спасский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Линевой Ю.А.,
при секретаре Чесноковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску прокурора Спасского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области, выразившегося в непроведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и обязании провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Спасского района Рязанской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области, выразившегося в непроведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и обязании провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в обоснование административных исковых требований указав, что прокуратурой Спасского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Спасского муниципального района требований федерального законодательства о противодействии терроризму, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе проверки прокуратурой района выявлены нарушения законодательства в указанных сферах.
Так, в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся полномочия по осуществлению мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни, и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с ч.1 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 1 ст. 80 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена специальная процедура проведения заказчиком в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с учетом особенностей, предусмотренных ст. 82 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.
Такой запрос котировок производится для приобретения товаров, работ, услуг, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливаемый на основании ч. 3 ст. 80 вышеуказанного Федерального закона.
Однако, в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, предварительный отбор участников размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, администрацией муниципального образования - Спасск- Рязанское городское поселение Спасского района Рязанской области на 2020 год не запланирован, что подтверждается ответом на запрос прокуратуры района.
Отсутствие перечня поставщиков, в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, в том числе в результате совершения террористического акта, способно повлечь несвоевременное принятие мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
Подобное напрямую нарушает права лиц, проживающих и находящихся на территории муниципального образования, индивидуализировать которых не представляется возможным, так как их состав и количество постоянно меняется, в этой связи прокуратура района обращается в интересах неопределенного круга лиц.
Из содержания ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного, прокурор Спасского района Рязанской области просит признать бездействие администрации муниципального образования - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области по непроведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составляется перечень поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", незаконным; обязать администрацию муниципального образования - Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; в соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ, установить административному ответчику срок для совершения указанных действий в 3 месяца.
В судебном заседании помощник прокурора Спасского района Рязанской области Слепов Д.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить и установить срок для исполнения решения суда в 3 месяцев.
Представитель административного ответчика администрации МО – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании административных исковых требований в полном объеме, просил установить срок в 3 месяца для исполнения судебного решения.
Согласно ч.3 и ч.5 ст.46 КАС РФ, административный ответчик вправе, при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции, признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Суд принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Исследовав материалы дела и доказательства в письменной форме, учитывая, что представитель административного ответчика признает административный иск в полном объеме, признание иска не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает прав других лиц, суд принимает признание административным ответчиком административного иска и приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором Спасского района Рязанской области требований в полном объеме.
Разрешая вопрос об установлении срока для проведения предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последующего составления перечня поставщиков, суд принимает во внимание объем действий и сроки, необходимые для проведения данных мероприятий, позиции сторон по данному вопросу, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости установления ответчику срока для исполнения указанных в решении суда действий в пределах 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Также в силу ч.9 ст.227 КАС РФ, суд полагает необходимым обязать административного ответчика сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Спасского района Рязанской области в течение десяти дней со дня устранения в полном объеме допущенных нарушений.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 46, 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Спасского района Рязанской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования –Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района, выразившееся в непроведении предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать администрацию муниципального образования – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 -ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ, установить административному ответчику срок для совершения указанных действий в 3 месяца.
Обязать администрацию муниципального образования – Спасск-Рязанское городское поселение Спасского муниципального района Рязанской области сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Спасского района Рязанской области в течение десяти дней со дня устранения в полном объеме допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Линева Ю.А.