Дело № 2-592/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2019 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Аймановой Е.В.,
при секретаре Беляшевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Архипова Александра Викторовича к Администрации МО «Улаганский район», Администрации МО «Акташское сельское поселение», Управлению Росреестра по Республике Алтай, Бельтриковой Татьяне Германовне о признании постановления незаконным, признании договора аренды недействительным, признании результатов межевания недействительными, аннулировании сведений о государственной регистрации права аренды, об обязании снять земельный участок с кадастрового учета, признании права собственности на гаражные боксы, об обязании привести земельный участок в первоначальное положение частично убрать забор и освободить проезжую часть к гаражным боксам, о признании аукциона недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Архипов А.В. обратился в суд с иском к Администрации МО «Улаганский район», Администрации МО «Акташское сельское поселение», Управлению Росреестра по Республике Алтай, Бельтриковой Татьяне Германовне о признании постановления незаконным, признании договора аренды недействительным, признании результатов межевания недействительными, аннулировании сведений о государственной регистрации права аренды, об обязании снять земельный участок с кадастрового учета, признании права собственности на гаражные боксы, об обязании привести земельный участок в первоначальное положение частично убрать забор и освободить проезжую часть к гаражным боксам.
Исковые требования мотивированы тем, что 28.01.2019 г. проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> организатором которого являлась Администрация МО «Улаганский район». По результатам аукциона указанный земельный участок предоставлен в аренду Бельтриковой Т.Г. При формировании аукционной документации Администрация МО «Улаганский район» руководствовалась постановлением Администрации Акташское сельское поселение от 04.12.2012 г. № 4/26, которым образован земельный участок с кадастровым № площадью 1484 кв.м., разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Повторно земельный участок не образовывался, что является нарушением статьи 11.23 ЗК РФ. В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки земельный участок с кадастровым № расположен в зоне транспортной инфраструктуры. Согласно ст.90 ЗК РФ земли транспорта не могут предоставляться под личное подсобное хозяйство. В августе 1998 года истец приобрел у ДГУ «Калгутинское» два гаражных бокса №, №, расположенных по адресу: <адрес> мнению истца проведенный аукцион на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, на котором расположен гараж из восьми боксов, с заключением договора аренды с Бельтриковой Т.Г. является грубым нарушением законодательства. В данный момент гаражные боксы №, № стоят закрытые, т.к. земельный участок общего пользования загорожен забором высотой до 2 метров, подъездные пути к гаражным боксам истца заблокированы техникой.
В ходе судебного разбирательства исковые требования увеличены, заявлено требование о признании аукциона недействительным, мотивированное тем, что аукцион проведен с грубыми нарушениями: в аукционе участвовало менее двух участников; земельный участок находится в зоне транспортной инфраструктуры; земельный участок обременен объектом недвижимости – гаражными боксами №, №, принадлежащими истцу.
Истец Архипов А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям и доводам, указанным в иске и в дополнении к иску.
Представитель ответчика Бельтриковой Т.Г. Бельтриков Б.Т., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, в судебном заседании исковые требования не признал, считал их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Ответчики Бельтрикова Т.Г., Администрация МО «Улаганский район»,
Администрация МО «Акташское сельское поселение», Управление Росреестра по Республике Алтай, третье лицо Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Алтай извещены о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, причина неявки суду неизвестна.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно п.8 ст.1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны для которых в правилах землепользования и застройки, утверждаемых нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте.
В соответствии со ст.7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели использования участка земли, определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
Согласно ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам инженерных и транспортных инфраструктур, которые предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
В силу ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что постановлением Сельской администрации Акташского сельского поселения от 04.12.2012 г. № 4/26 образован земельный участок площадью 1484 кв.м., разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: <адрес> Б и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
05.03.2013 года земельному участку присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Решением Улаганского районного суда от 05.04.2017 г. по делу №2-65/2017 признана незаконной выписка из похозяйственной книги о принадлежности Бельтриковой Татьяне Германовне на праве собственности земельного участка площадью 1484 кв.м. по адресу: <адрес>; аннулированы сведения о государственной регистрации права собственности Бельтриковой Татьяны Германовны на указанный земельный участок, что не оспаривалось сторонами.
В газете от 20.12.2018 г. и на сайте опубликовано извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1484 кв.м., разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: <адрес>
Из протокола рассмотрения заявок от 28.01.2019 г. следует, что аукцион признан несостоявшимся, в течение 10 дней подписанный проект договора аренды подлежит направлению единственному участнику Бельтриковой Т.Г.
06.02.2019 г. между арендодателем Администрацией МО «Улаганский район» и арендатором Бельтриковой Т.Г. заключен договор аренды, по которому земельный участок, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, передан в аренду Бельтриковой Т.Г. на срок с 06.02.2019 г. по 06.02.2029 г. Указанный договор зарегистрирован в ЕГРН 11.03.2019 г.
Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 18.03.2019 г. №222 вид разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> Б, «для ведения личного подсобного хозяйства» изменен на вид разрешенного использования «автомобильный транспорт» (код вида – 7.2).
Дополнительным соглашением от 22.04.2019 г. в договор аренды внесено изменение: вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» изменен на новый вид «автомобильный транспорт, для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов».
По запросу суда главой Администрации Администрации МО «Акташское сельское поселение» представлена информация о том, что Правила землепользования и застройки Акташского сельского поселения, утвержденные решением Сельского совета депутатов Акташского сельского поселения от 25.09.2013 г. № 05/2013, признаны утратившими силу решением Сельского совета депутатов Акташского сельского поселения от 04.10.2018 г. № 92 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Акташского сельского поселения».
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Акташского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай, утв. в 2018 г., земельные участка для ведения личного подсобного хозяйства располагаются в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1, Ж2).
При этом согласно ст.2 ФЗ от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельный участок в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Из справки от 02.04.2019 г. № 33, выданной главой Администрации МО «Акташское сельское поселение», следует, что земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> Б, в соответствии с картой градостроительного зонирования находится в зоне Т2 (зона транспортной инфраструктуры), что не оспаривалось сторонами.
Согласно Правил землепользования и застройки Акташского сельского поселения код 7.2 предполагает размещение автомобильных дорог и технически связанных с ними сооружений; размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающих работу транспортных средств, размещение объектов, предназначенных для размещения постов органов внутренних дел, ответственных за безопасность дорожного движения; оборудование земельных участков для стоянок автомобильного транспорта, а также для размещения депо автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту.
В соответствии со ст.3 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со ст.41 Правил землепользования и застройки Акташского сельского поселения для зоны транспортной инфраструктуры (Т2) определены основные, вспомогательные виды и условно разрешенные виды использования земельных участков, где вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» не предусмотрен.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что разрешенное использование земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства», указанное в документации по аукциону, на момент опубликования извещения о проведении аукциона и на день проведения аукциона, не соответствовало градостроительному регламенту и территориальному зонированию, установленным Правилами землепользования и застройки Акташского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай, утвержденными 04.10.2018 г.
При изменении вида разрешенного использования Администрацией МО «Улаганский район» не установлено наличие у Бельтриковой Т.Г. каких-либо прав на автомобильную дорогу или её конструктивные элементы, поскольку право собственности на гаражные боксы не зарегистрировано в установленном порядке.
Кроме того, согласно п.17. ст.39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.
Таким образом, дополнительное соглашение к договору аренды от 22.04.2019 г. о внесении изменений по разрешенному использованию заключено в нарушение требований п.17. ст.39.8 ЗК РФ.
Согласно п.21 ст.39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель; о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, при этом срок аренды устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что извещение о проведении аукциона, имеющееся в материалах дела, содержит сведения о разрешенном использовании, не соответствующем градостроительному регламенту; в нём отсутствуют сведения о сроке аренды земельного участка, что свидетельствует о несоблюдении ответчиком положений пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ и ограничивает права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации об аукционе.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, на земельном участке по адресу: <адрес>, фактически имеется здание гаража, состоящее из восьми гаражных боксов. Право собственности на здание гаража или гаражные боксы в установленном порядке не зарегистрировано. При этом в документации по аукциону и в самом договоре аренды сведений о наличии на земельном участке здания гаража не имеется.
Согласно п.24 ст.39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
В соответствии с пп.8 п.8 ст.39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения.
В рассматриваемом случае в нарушение требований п.24 ст.39.11 ЗК РФ Администрацией МО «Улаганский район» решение об отказе в проведении аукциона не принято, хотя земельный участок с кадастровым № в силу пп.8 п.8 ст.39.11 ЗК РФ не мог являться предметом аукциона, поскольку на нем фактически расположен объект недвижимого имущества – гараж.
В соответствии со ст.449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
В ходе судебного разбирательства установлено, что при проведении аукциона по заключению договора аренды допущены нарушения правил, установленных законом, в частности пп.8 п.8 ст.39.11 ЗК РФ, п.24 ст.39.11 ЗК, в связи с чем имеются основания для признания аукциона недействительным.
Договор аренды между Администрацией МО «Улаганский район» и Бельтриковой Т.Г. заключен с нарушением требований, предусмотренных земельным законодательством, поскольку в связи с наличием здания гаража земельный участок не мог быть предметом аукциона; вид разрешенного использования земельного участка не соответствовал градостроительному регламенту; извещение о проведении аукциона не содержало всех сведений, предусмотренных п.21 ст.39.11 ЗК РФ; дополнительное соглашение к договору аренды от 22.04.2019 г. заключено в нарушение требований п.17. ст.39.8 ЗК РФ, что свидетельствует о нарушении публичных интересов, прав неопределенного круга лиц, в том числе истца, претендовавшего на оформление земельного участка под гаражными боксами №, №.
На основании изложенного, в силу ст. 168 ГК РФ указанный договор аренды подлежит признанию недействительным (ничтожным).
Принимая во внимание, что договор аренды земельного участка с кадастровым №, заключенный между Администрацией МО «Улаганский район» и Бельтриковой Т.Г., в установленном законом порядке зарегистрирован в ЕГРН 11.03.2019 г., суд считает, что в порядке применения последствий недействительности сделки указанная регистрационная запись подлежит аннулированию.
Истцом заявление требование о признании права собственности на гаражные боксы в силу приобретательной давности мотивированное тем, что 07.12.1998 года между ДГУ «Калгутинское» и Архиповым А.В. заключен договор купли-продажи, согласно которому Архипов А.В. приобрел в гараже по адресу: <адрес> два бокса №, №. По согласованию сторон оплата произведена дизельным топливом, бензином, автозапчастями, электрокабелем, электросварочным аппаратом на общую сумму 5500 руб.
Договор купли-продажи не зарегистрирован в установленном законом порядке. Факт ликвидации ДГУ «Калгутинское» стороны не оспаривали.
В соответствии с ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
Из материалов дела следует, что гаражные боксы являются недвижимым имуществом, но до настоящего времени на кадастровый (технический) учет не поставлены. В похозяйственной книге сведений о гаражных боксах №,№, принадлежащих Архипову А.В. не имеется.
Истцом не представлено доказательств открытого, добросовестного и непрерывного владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение необходимого срока, в связи с чем не усматривается оснований для признания права собственности на гаражные боксы №, № в силу приобретательной давности.
Принимая во внимание, что постановление Сельской администрации Акташского сельского поселения от 04.12.2012 г. № 4/26 издано до проведения градостроительного зонирования и принятия градостроительных регламентов на территории седа Акташ; на день рассмотрения настоящего иска собственником земельного участка вид разрешенного использования приведен в соответствие с требованиями градостроительного регламента путем внесения необходимых изменений в ЕГРН; отсутствуют основания для изменения площади или границ земельного участка в связи с отказом в удовлетворении искового требования о признании права собственности на гаражные боксы №,№ то не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований о признании постановления Сельской администрации Акташского сельского поселения от 04.12.2012 г. № 4/26 незаконным, признании результатов межевания недействительными, обязании снять земельный участок с кадастрового учета.
Исковое требование об обязании привести участок в первоначальной положение частично убрать забор и освободить проезжую часть для свободного проезда и доступа к гаражным боксам №, № является производным от требования о признании права собственности на гаражные боксы №,№ и по общему правилу такое требование направлено на защиту и восстановление нарушенных прав собственника. Поскольку настоящим решением отказано в удовлетворении требования о признании права собственности на гаражные боксы, то отсутствуют основания для удовлетворения искового требования об обязании частично убрать забор и освободить проезжую часть.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Архипова Александра Викторовича к Администрации МО «Улаганский район», Администрации МО «Акташское сельское поселение», Управлению Росреестра по Республике Алтай, Бельтриковой Татьяне Германовне о признании постановления незаконным, признании договора аренды недействительным, признании результатов межевания недействительными, аннулировании сведений о государственной регистрации права аренды, об обязании снять земельный участок с кадастрового учета, признании права собственности на гаражные боксы, об обязании привести земельный участок в первоначальное положение частично убрать забор и освободить проезжую часть к гаражным боксам, о признании аукциона недействительным, удовлетворить в части.
Признать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым № недействительным.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от 06.02.2019 г. № 13, заключенный между Администрацией МО «Улаганский район» и Бельтриковой Татьяной Германовной.
Обязать Управление Росреестра по Республике Алтай внести в Единый государственный реестр недвижимости запись о прекращении государственной регистрации договора аренды от 06.02.2019 г. № 13 на земельный участок с кадастровым №.
В удовлетворении исковых требований Архипова Александра Викторовича к Администрации МО «Улаганский район», Администрации МО «Акташское сельское поселение», Управлению Росреестра по Республике Алтай, Бельтриковой Татьяне Германовне о признании постановления от 04.12.2012 г. № 4/26 незаконным, признании результатов межевания недействительными, обязании снять земельный участок с кадастрового учета, признании права собственности на гаражные боксы, обязании привести земельный участок в первоначальное положение частично убрать забор и освободить проезжую часть к гаражным боксам, отказать.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении государственной регистрации договора аренды от 06.02.2019 г. № 13 на земельный участок с кадастровым №.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Решение суда в окончательной форме принято 07 июля 2019 года.
Председательствующий Е.В. Айманова